Литература
-
Кубань в жизни и творчестве А.П. Гайдара 2008
Кубанская земля осталась навеки запечатленной на бессмертных страницах гайдаровских произведений, призывающих нас любить родину, быть ответственным за судьбу своей страны. Мы свято должны помнить трудные времена жизни нашего народа, родного края, близких людей. Верим, что подрастающее поколение не останется равнодушным к великому делу знаменитых предшественников.
-
"Кубань песенная", урок литературы 2009
Знакомство с биографией и творчеством кубанского композитора, народного артиста России и Украины, руководителя Кубанского казачьего хора В.Г. Захарченко; развитие интереса к кубанскому народному творчеству, поэтам-песенникам, литературе Кубани.
-
Кузбасс озарен искусством слова 2016
Урок-встреча в 8-м классе приобщает к литературе Кузбасса. Задачи: познакомить с творчеством поэтов – наших современников и земляков Л.Яковлевой и В.Дмитриевым; развивать творческие способности школьников; побудить познавательный интерес к литературе.
-
Кузебай Герд "Сизьыл". 5-й класс 2012
На данном уроке по удмуртской литературе в 5-м классе используется методика технологии развития критического мышления. Эффективность применения данного приема на уроке в том, что учащиеся владеют навыками поиска, умеют формулировать вопросы. Проявляется самостоятельность и интерес учащихся в изучении предмета и к творческой деятельности.
-
Кукольный театр "Волк и козлята». Музыкально-образная театрализация 2020
Авторы представляют музыкально-образную театрализацию, кукольный спектакль «Волк и Козлята», театрализованное представление с волшебными превращениями и сюрпризами. Эти театрализации помогают в работе с младшими дошкольниками, которые только начинают познавать чудесный мир искусства.
-
Кульминация повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба" 2013
Н.В. Гоголя всегда интересовала история Запорожской Сечи. Он создает вымышленный образ Тараса Бульбы, в котором соединяются черты запорожцев. В работе анализируется девятая глава. В основе этой главы лежит жизнеподобие (один из видов художественной условности, смысл, которого состоит в придании характерам и обстоятельствам произведения сходства с характерами и обстоятельствами действительности) с элементами фантастики. Цель урока: развивать умение анализировать эпизод, работать со словарем, давать связный ответ.
-
Культорологичские аспекты поэтики Александра Городницкого 2020
Современная литература многообразна. Перед преподавателем стоит задача - представить творчество нашего современника, показать, как продолжаются традиции русской литературы, а для этого необходимо погрузить в поэтику. Вторая задача, стоящая перед учителем - «приблизить» слушателя к личности поэта. Не на уровне «желтой прессы», о чем изобилуют соответствующие журналы и ток-шоу. А на высоком, гражданском уровне, чтобы ребята гордились своим современником, достойным человеком, ученым, поэтом.
-
Культура речи и культура личности 2013
Аналитическая статья о связи культуры речи с общей культурой личности.
-
Культура Японии. Хокку как основной жанр японской поэзии 2008
Японская поэзия основана на чередовании определенного количества слогов. Рифмы нет, но большое внимание уделяется звуковой и ритмической организации стихотворения. Хокку - жанр японской поэзии: нерифмованное трехстишие из 17 слогов. Хокку может быть понято по-разному, в нём всегда заключена глубокая философская мысль, недосказанность, намёк. Они расчитаны на умного и вдумчивого читателя. В основе внутренней логики хокку, а следовательно, и его композиции, может лежать либо синтез (от частного к общему), либо анализ (от общего к частному). Но главным является именно движение, развитие мысли, внутренняя динамика.
-
Культурно-исторический проект «Их подвиги навечно в памяти людской» 2022
Осваивая через предмет культуру, познавая национальные корни, ученик при помощи учителя выстраивает диалог, вступает в общение с автором, с иным временем, имеет возможность для проработки своей внутренней жизни с точки зрения положительных жизненных идеалов. Значимую роль в этом процессе играет рефлексийное чтение – средство, обеспечивающее проработку внутренней жизни; как процесс, оно не имеет окончания действия, является продолжением позиционного анализа текста.
-
Культурологический аспект в преподавании литературы в сельской школе 2009
В статье представлен многолетний опыт работы сельского учителя по использованию культурологического подхода на занятиях в профильной группе. Излагаются два направления, в рамках которых решаются проблемы целей и содержания культуроведческого аспекта: - обучение литературе в контексте русской культуры; - познание культуры русского народа в диалоге культур, осознание самобытности, уникальности русской литературы, ее богатства на фоне сопоставления с другими культурами.
-
Культурологический подход к преподаванию литературы в основной школе 2003
Культурологический подход к преподаванию литературы в основной школе диаспоры. В статье рассматривается культурологический подход к преподаванию литературы в основной школе диаспоры, положенный в основу учебного комплекса "Страна читателей", создаваемого автором в соответствии с требованиями нового латвийского стандарта по литературе.
-
Культурологическое прочтение повести М.Ю. Лермонтова "Фаталист" 2007
Изучение повести "Фаталист" М.Ю. Лермонтова проходит как заключительный этап системы уроков по роману "Герой нашего времени". И ключевая философская проблема - вопрос о пределах свободы личности - получает здесь своё завершение.
-
Курс по выбору "Изображение исторической личности в искусстве" 2006
Курс интегрирует литературу, историю, МХК, расширяет культурологический кругозор, дает возможность почувствовать сладость "дыма Отечества", проникнуться гордостью за мастеров, чьи личности оказали влияние на судьбы русской истории. Поэты, писатели, художники, скульпторы оставили рукотворные памятники великим личностям. Их произведения стали достойным вкладом в развитие культуры, нашим представительством в мировом культурном пространстве. Постичь их прелесть, осознать себя причастным к изучению русской культуры, воспылать гордостью за свою великую Родину может каждый ученик, пришедший на занятия.
-
Курс по выбору для учащихся 9-х классов. Тема: "Древнерусская литература" 2009
Курс опирается на содержание материала, изученного в разделе "Древнерусская литература" в 5–9-х классах. Цель программы: систематизация и углубление знаний учащихся по древнерусской литературе.
-
Л.Андреев. "Кусака". 7-й класс 2011
Цель урока: показать своеобразие личности Л.Н. Андреева, значимость поставленных им проблем, развитие традиций русской классической литературы; совершенствовать навыки анализа текста.
-
Л.Андреев. Рассказ "Кусака" "Все живое имеет одну и ту же душу…" 2009
Урок литературы подготовлен для учащихся 6-го класса. В ходе урока решались задачи воспитания чувства сострадания ко всему живому; формирования и воспитания личности, ответственности за всё, что окружает человека. На основании собственного, пока небогатого жизненного опыта ученики согласились с мнением Л.Андреева, что "Всё живое имеет одну и ту же душу...".
-
«Л.Н. Андреев "Кусака"». Сострадание и бессердечие как критерий нравственности человека. 7-й класс 2012
Урок литературы по рассказу Л.Н. Андреева «Кусака». Изучение нового материала ведется в лекции учителя, беседе. Методы обучения: частично-поисковый, поисковый, репродуктивный. Цель урока: формировать умение определять тему, идею рассказа; составлять план, характеризовать героев, познакомить с особенностями языка писателя. Урок обогащает нравственный опыт учащихся; воспитывает гуманное отношение к животным, ответственность за их жизнь, сострадание.
-
Л.Н. Толстой "Война и мир". Изображение в романе войны 1805–1807 годов 2010
На уроке основное внимание уделяется событиям, описываемым в первой и во второй части тома I романа Л.Н.Толстого "Война и мир".
-
Л.Н. Толстой. Личность и мировоззрение писателя 2012
На уроке раскрывается смысл высказывания М.Горького о Толстом: "Нет человека более достойного имени гения, более сложного и противоречивого..." В результате самостоятельного исследования учащиеся дают развернутый ответ на проблемные вопросы.
-
Л.Н.Толстой "Петя Ростов" (Отрывок из романа "Война и мир"). 5-й класс 2013
На уроке автор обсуждает с учениками вопросы, связанные с гуманным отношением к военнопленным; помогает детям осознать, что война влечет за собой невосполнимые потери в материальной и духовной сферах; знакомит с фрагментами многопроблемного литературного произведения.
-
Л.Н.Толстой «После бала». Столкновение романтического мировосприятия и правды жизни 2016
Цели урока: воспитать личность, имеющую представление о творчестве Л.Н.Толстого, о композиции рассказа «После бала», об особенностях использования приема контраста; умеющую анализировать произведение, работать в группе, высказывать свое мнение, аргументировать ответ, слушать и слышать.
-
Л.Н.Толстой. Автобиографическая трилогия. "Детство" (Главы «Maman», «Детство») 2020
Цель урока: знакомство с автобиографической трилогией. Анализ главы «Maman», «Детство».
-
Л.Н.Толстой. Автор-повествователь в рассказе «Набег» 2014
На уроке учащиеся вспоминают основные вехи биографии Л.Н. Толстого, говорят об отношении писателя, участника Крымской кампании, к войне; рассматривают авторскую позицию в рассказе «Набег» и средства ее выражения. В ходе урока работают с кластерами, составляют синквейн. Презентация делает урок более динамичным, создает эмоциональное отношение к произведению.
-
Л.С. Петрушевская. "Принцесса-белоножка, или Кто любит, носит на руках". Урок литературы в 5-м классе 2009
Урок внеклассного чтения, который проводится после изучения литературных сказок. Основная цель занятия - формирование навыков исследовательской работы в группе, расширение кругозора детей, воспитание их познавательной активности.
-
Лабораторная работа "Интерпретация художественного текста" (по рассказу А.Приставкина "Фотографии") 2006
Цели и задачи урока: > познакомить с писателем; научить вдумываться в текст, проникать в авторский замысел, интерпретировать художественное произведение, постигать его смысл, идею и концепцию; > обратить внимание учащихся на важность в жизни человека таких понятий, как «память», «любовь», «забота», «милосердие», «ответственность»; воспитывать культуру эстетических и нравственных чувств.
-
Лабораторная работа на уроках словесности 2005
С целью создания условий для непосредственного общения читателя с художественным текстом на уроке литературы мы предлагаем использовать практику проведения лабораторных работ. Лабораторные работы позволяют увлечь читателя самим процессом чтения, а также развивают навыки самостоятельной работы с текстом: письменное выполнение заданий по тексту развивает речь школьника, формирует умение лаконично и точно излагать свои мысли.
-
Лабораторная работа: "Роль эпизода в постижении авторской позиции мира и человека в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" 2007
Одной из наиболее трудных тем на выпускном экзамене в 11-м классе является анализ эпизода. В отличие от "проблемных" сочинений, где учащемуся нужно самому отобрать материал для раскрытия темы, сочинение - анализ эпизода требует иной логики: нужно показать умение анализировать микротекст художественного произведения. Анализ эпизода позволяет устанавливать многочисленные смысловые связи произведения и более глубоко проникать в идею произведения.
-
Лагерная темы в произведениях А.И.Солженицына и В.Т.Шаламова. Подготовка к ЕГЭ 2021
Представлена презентация по литературе для подготовки к сдаче ЕГЭ. Тема: "Лагерная темы в произведениях А.И.Солженицына и В.Т.Шаламова".
-
Лаймен Фрэнк Баум и его волшебная Страна Оз 2023
Цель урока: ознакомление с биографией и творчеством Фрэнка Баума, а также с различными адаптациями его произведений в кино и анимации; сравнение характеристик главных героев и сюжетных линий в книгах о Стране Оз Баума и волшебной стране Волкова.