Литература
-
Л.Андреев. Рассказ "Кусака" "Все живое имеет одну и ту же душу…" 2009
Урок литературы подготовлен для учащихся 6-го класса. В ходе урока решались задачи воспитания чувства сострадания ко всему живому; формирования и воспитания личности, ответственности за всё, что окружает человека. На основании собственного, пока небогатого жизненного опыта ученики согласились с мнением Л.Андреева, что "Всё живое имеет одну и ту же душу...".
-
«Л.Н. Андреев "Кусака"». Сострадание и бессердечие как критерий нравственности человека. 7-й класс 2012
Урок литературы по рассказу Л.Н. Андреева «Кусака». Изучение нового материала ведется в лекции учителя, беседе. Методы обучения: частично-поисковый, поисковый, репродуктивный. Цель урока: формировать умение определять тему, идею рассказа; составлять план, характеризовать героев, познакомить с особенностями языка писателя. Урок обогащает нравственный опыт учащихся; воспитывает гуманное отношение к животным, ответственность за их жизнь, сострадание.
-
Л.Н. Толстой "Война и мир". Изображение в романе войны 1805–1807 годов 2010
На уроке основное внимание уделяется событиям, описываемым в первой и во второй части тома I романа Л.Н.Толстого "Война и мир".
-
Л.Н. Толстой. Личность и мировоззрение писателя 2012
На уроке раскрывается смысл высказывания М.Горького о Толстом: "Нет человека более достойного имени гения, более сложного и противоречивого..." В результате самостоятельного исследования учащиеся дают развернутый ответ на проблемные вопросы.
-
Л.Н.Толстой "Петя Ростов" (Отрывок из романа "Война и мир"). 5-й класс 2013
На уроке автор обсуждает с учениками вопросы, связанные с гуманным отношением к военнопленным; помогает детям осознать, что война влечет за собой невосполнимые потери в материальной и духовной сферах; знакомит с фрагментами многопроблемного литературного произведения.
-
Л.Н.Толстой «После бала». Столкновение романтического мировосприятия и правды жизни 2016
Цели урока: воспитать личность, имеющую представление о творчестве Л.Н.Толстого, о композиции рассказа «После бала», об особенностях использования приема контраста; умеющую анализировать произведение, работать в группе, высказывать свое мнение, аргументировать ответ, слушать и слышать.
-
Л.Н.Толстой. Автобиографическая трилогия. "Детство" (Главы «Maman», «Детство») 2020
Цель урока: знакомство с автобиографической трилогией. Анализ главы «Maman», «Детство».
-
Л.Н.Толстой. Автор-повествователь в рассказе «Набег» 2014
На уроке учащиеся вспоминают основные вехи биографии Л.Н. Толстого, говорят об отношении писателя, участника Крымской кампании, к войне; рассматривают авторскую позицию в рассказе «Набег» и средства ее выражения. В ходе урока работают с кластерами, составляют синквейн. Презентация делает урок более динамичным, создает эмоциональное отношение к произведению.
-
Л.С. Петрушевская. "Принцесса-белоножка, или Кто любит, носит на руках". Урок литературы в 5-м классе 2009
Урок внеклассного чтения, который проводится после изучения литературных сказок. Основная цель занятия - формирование навыков исследовательской работы в группе, расширение кругозора детей, воспитание их познавательной активности.
-
Лабораторная работа "Интерпретация художественного текста" (по рассказу А.Приставкина "Фотографии") 2006
Цели и задачи урока: > познакомить с писателем; научить вдумываться в текст, проникать в авторский замысел, интерпретировать художественное произведение, постигать его смысл, идею и концепцию; > обратить внимание учащихся на важность в жизни человека таких понятий, как «память», «любовь», «забота», «милосердие», «ответственность»; воспитывать культуру эстетических и нравственных чувств.
-
Лабораторная работа на уроках словесности 2005
С целью создания условий для непосредственного общения читателя с художественным текстом на уроке литературы мы предлагаем использовать практику проведения лабораторных работ. Лабораторные работы позволяют увлечь читателя самим процессом чтения, а также развивают навыки самостоятельной работы с текстом: письменное выполнение заданий по тексту развивает речь школьника, формирует умение лаконично и точно излагать свои мысли.
-
Лабораторная работа: "Роль эпизода в постижении авторской позиции мира и человека в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" 2007
Одной из наиболее трудных тем на выпускном экзамене в 11-м классе является анализ эпизода. В отличие от "проблемных" сочинений, где учащемуся нужно самому отобрать материал для раскрытия темы, сочинение - анализ эпизода требует иной логики: нужно показать умение анализировать микротекст художественного произведения. Анализ эпизода позволяет устанавливать многочисленные смысловые связи произведения и более глубоко проникать в идею произведения.
-
Лагерная темы в произведениях А.И.Солженицына и В.Т.Шаламова. Подготовка к ЕГЭ 2021
Представлена презентация по литературе для подготовки к сдаче ЕГЭ. Тема: "Лагерная темы в произведениях А.И.Солженицына и В.Т.Шаламова".
-
Лаймен Фрэнк Баум и его волшебная Страна Оз 2023
Цель урока: ознакомление с биографией и творчеством Фрэнка Баума, а также с различными адаптациями его произведений в кино и анимации; сравнение характеристик главных героев и сюжетных линий в книгах о Стране Оз Баума и волшебной стране Волкова.
-
"Лампада чистая любви…" Женщины в жизни и творчестве А.С. Пушкина. Литературно-музыкальная композиция 2008
Работа представляет собой устный альбом, включающий в себя шесть страниц, каждая из которых посвящена одной из женщин в жизни А.С. Пушкина (Екатерине Бакуниной, Марии Волконской, Елизавете Воронцовой, Анне Керн, Анне Олениной, Наталье Гончаровой). Проводится в виде обобщающего урока после изучения любовной лирики А.С. Пушкина в 9-м классе.
-
Ласточка вдохновения. Мастерская построения знаний и ценностных ориентаций с использованием методики В.А. Лазаревой и логико-графических схем при анализе поэтических текстов 2008
Урок (2 часа) представляет мастерскую построения знаний и ценностных ориентаций по лирике трех поэтов трех разных веков. Одна из целей, которая преследовалась учителем, - показать, как в рамках мастерской при анализе высокохудожественных поэтических текстов можно использовать логико-графические схемы, выстраиваемые в программе Microsoft Office PowerPoint. Это необычно, ново для учащихся.
-
Лев Толстой и Казанский край (Умники и умницы — викторина по материалам литературного краеведения) 2005
Урок-игра "Умники и умницы" для учащихся 10–11-х классов проводится по материалам литературного краеведения.
-
Легенда о Вавилонской башне в русской литературе и архитектуре: материал к интегрированному уроку литературы и мировой художественной культуры 2005
В статье сопоставляются тема Вавилонской башни в произведениях русской литературы и неосуществленный замысел возведения "Вавилонской башни" Дворца Советов Б. Иофана на месте Храма Христа Спасителя. Материал может быть использован на уроках по темам "Утопия и антиутопия в русской литературе", "Жанр и смысл названия повести А. Платонова "Котлован" и другие.
-
Легенда, пришедшая к Пушкину 2008
Данная работа представляет собой исследование и изучение научной литературы, касающейся романтических произведений А.С. Пушкина. Особое внимание уделено поэме «Бахчисарайский фонтан». Приводятся интересные факты о том, кто рассказал Пушкину легенду о «фонтане слез» и кто мог бы быть прототипом героини поэмы.
-
Легенды и мифы Древней Греции 2007
На уроках, посвященных изучению мифов, перед детьми ставятся задачи нравственного характера: каким нужно быть человеку, какие поступки нельзя совершать ни при каких обстоятельствах, деяния мифических персонажей рассматриваются сквозь призму нравственности. Уроки объединены общей идеей: зло должно быть наказуемо.
-
Легенды и мифы Древней Греции. Литературная игра “Куб” 2023
Цель игры: обобщить и проверить знания учащихся, полученные на уроках и при самостоятельном изучении легенд и мифов.
-
Лейтмотив утраты в повести В.Маканина "Где сходилось небо с холмами". 11-й класс 2008
В отличие от всей литературы постмодернизма рефлексирующий герой которой одинок, лишён надежды и часто бездеятелен, в повести Маканина герой осознаёт свою утрату и пытается искупить вину любой ценой, даже такой дорогой, как смерть.
-
Лексика и фразеология 2012
Обобщение и закрепление знаний с элементами технологии кейс-стади и беседы. На уроке осуществляется повторение сведений об основных лексических группах в русском языке, об особенностях фразеологизмов и их роли в языке. Используются такие методы, как объяснительный диктант, заполнение таблицы, решение лингвистических загадок, игровые моменты, элементы анализа поэтического текста, выборочный опрос. Урок способствует становлению любви и уважения к русскому языку.
-
Лексика. Тематические группы слов, называющие реалии Кольского Севера. Море 2004
Использование на уроках русского языка краеведческого материала способствует формированию личности гражданина Отечества, правил и норм поведения человека в обществе, воспитанию любви к малой родине и бережного отношения к своему городу, его истории, традициям, культуре. На таких уроках у учащихся формируется потребность в пополнении знаний путём самообразовательной работы, развиваются творческие и исследовательские навыки.
-
Лексико-грамматическая работа при анализе стихотворения А.Т. Твардовского "Рассказ танкиста" 2012
На уроке анализируется язык произведения, роль эпитетов, глаголов, оценочных суффиксов, подбор автором слов в той или иной описываемой ситуации, местоимений, распространённых и нераспространённых предложений. Цель работы - на доступном уровне объяснить учащимся 5–6-х классов роль слова, морфемы, построение предложения в тексте.
-
Лексико-семантическая группа прилагательных, обозначающих запах в лирике С.Есенина 2013
Исследовательская работа посвящена решению актуальной задачи – описанию особенностей пласта русской лексики, объединенной в лексико-семантическую группу прилагательных, обозначающих запах. Актуальна проблема функционирования единиц ЛСГ в художественном призведении.
-
Лекция на тему "Русская драматургия второй половины XX века" с презентацией 2012
В 1950-е в СССР были изданы постановления по драматургии. Была осуждена так называемая «теория бесконфликтности», провозглашавшая единственно возможным драматургический конфликт «хорошего с лучшим». Пристальный интерес правящих кругов к современной драматургии обусловливался не только общими идеологическими соображениями, но и еще одной причиной.
-
Лекция на тему: "Пушкин в портретах" 2007
"Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная", - писал Пушкин. Если мы держим в памяти образ великого человека, созданный хорошим художником, как это оживляет и углубляет "самую занимательную науку"! Но и художник увлечен той же наукой: он следует за мыслями великого человека с кистью в руке, улавливая и исследуя его живой образ. Мы с первого дня начинаем жить в окружении пушкинских портретов, с первых дней своих знаем его неповторимый облик. А люди, которые живут в одно время с поэтом, твердят, как клятву, оду "Вольность", "К Чаадаеву"; люди, ходящие с Пушкиным под одним небом, по одному городу, по одним улицам, могут встретить Пушкина и пройти мимо, не угадать. Фотография не изобретена: первый простейший фотографический снимок – дагероскоп – появился уже после смерти Пушкина.
-
Лекция-визуализация в 11-м классе о Русском Зарубежье "Мы не в изгнании. Мы – в послании" 2012
Урок проводится с целью показать учащимся масштабы и значимость культурного наследия русского зарубежья; помочь учащимся осознать роль творчества русской эмиграции «первой волны» для культурного Возрождения России; формировать чувство любви, преданности своей Родине на примере трагических судеб представителей русской эмиграции, которые до конца своих дней оставались верны России, ее культуре и народу.
-
"Леонардо да Винчи - титан эпохи Возрождения" 2007
Театральный урок в 9-м классе поможет учащимся задуматься над тем, что в изобразительном искусстве и литературе эпохи Возрождения человек предстал самым прекрасным творением природы, совершенным и сильным, нежным и гневным, веселым и задумчивым, познакомит с жизнью и творчеством Леонардо да Винчи.