Цели урока: обратить внимание на проблему проявления вандализма, варварства как одну из "вечных тем" литературы; обсудить вопрос о необходимости сохранения культурных ценностей; продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся; формированию умения комплексно анализировать средства художественной изобразительности.
Оборудование: репродукция картины Леонардо да Винчи "Джоконда", альбом Бруно Санти "Леонардо да Винчи", репродукция гравюры А. Дюрера "Апокалипсии", сборник "Держава Рериха" с иллюстрациями; аудио запись "Аве Мария", сборник стихотворений Натальи Спириной "Капли".
Ход урока
Вступительное слово учителя литературы
Сегодня мы с вами постараемся разобраться в вопросе, который стоит перед человечеством с тех пор, как оно поднялось с четверенок и с высоты своего роста увидело красоту окружающего мира. Шли столетия, менялись представления и знания человека, но красота оставалась вечной и неземной. XX век, как никакой другой, перевернул мир, ускорил его прогресс. Человечество вкусило плоды цивилизации, но, может быть, оно что-то утратило, все быстрее и быстрее устремляясь за материальными благами. Нуждаются ли духовные ценности человеческой цивилизации в защите? На это вопрос мы должны ответить в конце сегодняшнего урока.
Я обращаю ваше внимание на два небольших стихотворения, записанных на доске.
Культура, не была ли ты гонима
Из страны в страну,
Из века в век.
От того ли так неотвратимо
Обнищал и гибнет человек?
Н. СпиринаПобеда Света - как восход -
Неотвратима, непреложна;
Пусть ночь глухая безнадежна,
Наступит час - она пройдет.
Н. Спирина
Это стихи мудрой женщины Н. Спириной. В конце урока вы должны аргументировано выбрать одно из этих стихотворений в качестве эпиграфа к нашему уроку.
Сообщение ученицы о картине Леонардо да Винчи "Джоконда"
Неоспоримой славой на протяжении веков пользуется "Джоконда". Завершив портрет, Леонардо да Винчи уже не расставался с ним. После смерти художника картина перешла к королю Франции Франциску I и, соответственно, в Лувр, где хранится до сих пор. Существует мнение, что портрет исполнен во Флоренции в 1503 году. Женщину, изображенную на картине, принято отождествлять с Моной Лизой, женой флорентийского гражданина Франческо ди Джоконде. Образ женщины, созданной рукой великого художника, прежде прошел длительный путь создания.
Анализ проведения
Рассказ Рэя Брэдбери завершает книгу "Вокруг тебя - мир", а народная баллада "Старинное предсказание" открывает. Случайно ли это?
Нельзя будущее понять без знания прошлого.
Рассматривая гравюру А. Дюрера "Четыре всадника", мы встретились со словом Апокалипсис. Какой смысл вкладывали в это слово люди средневековья и как изменилось его значение в нашу атомную эпоху?
Почему рассказ Р. Брэдбери помещен рядом с произведениями о войне?
Каким вы представляете пейзаж города до атомного взрыва?
Какие краски преобладают в послеатомном мире?
Что, по мнению Грисби, сломало жизнь людям?
Что называется праздником в новом мире? Отличаются ли люди старого общества от нового?
Один ли Том пытается осмыслить происходящее?
Что привело людей к такой степени одичания и озверения? Подберите слова, которые наиболее емко и точно определяли бы то, что совершает толпа по отношению к картине.
Во время уничтожения картины Том сначала "слепо подражал другим", но потом: Что случилось потом? Есть ли в тексте что-то, что помогает понять, почему Том поступил именно так?
Как вы думаете, неординарность Тома воспитана в его семье?
При первой встрече с Моной Лизой и в конце рассказа в душе мальчика звучит музыка. В какой момент своей жизни слышит ее Петя Ростов, в какой - Том?
Чтение отрывка из рассказа под музыку "Аве Мария". Сравните ту реальность, которая окружает мальчика, и его внутренний мир. Как называется такой литературный прием?
Как вы думаете, почему Р. Брэдбери главным героем вывел не взрослого, а ребенка?
В каком еще произведении этой книги мы встретили ребенка, который по своей душевной мудрости оказался выше взрослых?
Трагически или оптимистически заканчивается рассказ?
Что объединяет окончания фантастического рассказа и старинной баллады?
Почему Р. Брэдбери назвал рассказ "Улыбка"?
Вывод. Возможно, что среди всего созданного Леонардо наибольший и самый широкий интерес вызывает улыбка Джоконды. В ней заключается подход художника к воплощению содержания в живописи. Путь этот прослеживается от изображения детства и материнства ("Мадонна Бенуа" и "Мадонна Лита") до драматической "Тайной вечери". Улыбка Джоконды озадачивает своей ироничностью и многозначительностью, какой-то тайной. В природе много тайн, а человек - часть природы.
Именно это понял маленький Том, природой созданный для тонкого восприятия красоты. Будущее именно за такими людьми. Поэтому с полным правом можно сказать, что рассказ заканчивается оптимистически.
Анализ высказывания Н. Рериха
Что вы знаете о Н. Рерихе?
Чтение отрывка. Как мысль Н. Рериха перекликается с темой рассказа Брэдбери?
Сообщение учителя о Знаке культуры (Мадонна Орифламма).
Мы рассмотрели, как отвечает на поставленный нами в начале урока вопрос писатель-фантаст Р. Брэдбери, мы прочитали мудрое высказывание подвижника-философа Н. Рериха. А как на государственном уровне решаются вопросы о сохранении культурных ценностей?
Беседа учителя истории. Комментарий к уроку
Еще раз подчеркивается вывод о действенности красоты. (Приводятся исторические примеры о племенах вандалов, о сожжении книг, уничтожении памятников культуры народов во время Второй мировой и Великой Отечественной войн).
Краткая беседе с учащимися о необходимости защиты памятников культуры.
Стихотворение О. Штыркиной
Зачем поэту красота?
Зачем поэту красота
И строчек перезвон?
Они, как ноты, зазвучат.
Зачем же пишет он?
А людям всем дана душа.
Но у него она
Свободной птицей в небесах
Парит. И ей видна
Страна мечты, что в облаках
Таится от людей.
Ей виден Мир: леса, поля,
Простор и гладь морей:
Ему нельзя без Красоты -
Она весь мир спасет.
Его стихам их чистота
Бессмертие дает.