Цели урока:
- Познакомить учащихся с именами русских поэтов Серебряного века;
- Научить вдумчивому чтению стихов, частичному анализу художественных средств поэзии;
- Создать атмосферу поиска, открытия, эмоционального отклика на поэзию, на прекрасное в жизни и поэзии.
Ход урока
1. Вступительная беседа.
Слайд 2, приложение.
Сегодня мы будем говорить о поэзии. О поэзии начала ХХ века…
Назовите поэтов XIX века.
Начало ХХ века было ознаменовано поэзией.
Кого из поэтов начала ХХ века вы помните?
Это время принято называть Серебряным веком русской поэзии.
А когда же был золотой? Конечно, это век XIX. Но серебряный, на мой взгляд, не уступает золотому.
Запись темы без первого слова: … в поэзии Серебряного века.
Задание: по ходу разговора в тетрадь записать имена поэтов серебряного века.
2. Николай Гумилёв «Жираф»
Чтение стихотворения учеником-ассистентом.
Слайд 3, приложение.
1) Видели когда-нибудь жирафа? А стихотворение помогло его увидеть? Какие слова вам были непонятны?
Грот - неглубокая пещера со сводчатым потолком и широким входом либо расширение пещеры после узкого прохода.
Нега - 1. Ласка, ласковое отношение, бережный уход. 2. Блаженство, упоение (поэт.)
2) Какие строчки вам особенно понравились?
3) Какие эпитеты показались наиболее выразительными? Грациозная нега. Изысканный жираф (утонченный, выделяющийся вычурным изяществом). Волшебный узор.
4) С чем сравнивается узор на шкуре жирафа?
…И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелиться только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озёр…
Такое необычное сравнение помогает поэту описать экзотическое животное.
Слайд 4, приложение.
5) Какие образы навевают поэту воспоминания о жирафе? Романтические образы юной девы, молодого вождя, влюблённого в деву, пришли из весёлых сказок таинственных стран. Вот так увидела это стихотворение художница Галина Бодякова (можно обратиться и к работам художников из класса).
6) А где находится озеро Чад? Чад находится в Африке. Стихотворение «Жираф» - это путешествие, заманчивое странствие. Н. Гумилёв был страстным путешественником. Он даже хотел написать для детей географию в стихах, но этим замыслам не суждено было осуществиться, так как в 1921 году поэт был расстрелян за участие в антиреволюционном заговоре…
Слайд 5, приложение.
7) Мы никого не забыли? В стихотворении есть ведь ещё один персонаж – девушка, которой поэт рассказывает о прекрасном жирафе. Возможно, это обращение к А.А. Ахматовой, которая была женой Гумилёва, а жили они в туманном, дождливом городе – Петербурге.
3. А. Ахматова «Ива», «Молюсь оконному лучу…»
1) Попробуйте рассказать о своём любимом дереве.
Можно заранее подготовить с учениками зарисовки.
Может быть использован экспромт учителя: «А моё любимое дерево – это сосна…»
Слайд 6, приложение.
2) А вот как о своём любимом дереве рассказала поэт А.А. Ахматова.
Чтение стихотворения «Ива» учителем.
3) Это стихотворение только о дереве? Стихотворение – о трепетном чувстве соединения человека с природой. Обычное дерево под пером поэта становится возвышенным и прекрасным, а его гибель сравнима разве что с потерей самых близких людей (И я молчу… Как будто умер брат.)
4) А вам понятно, почему поэт любит… «лопухи и крапиву»?
А.А. Ахматова умеет увидеть поэзию, красоту даже в самых обычных, будничных вещах.
Чтение учителем стихотворения «Молюсь оконному лучу…»
Слайд 7, приложение.
5) Что произошло на наших глазах? Родился праздник.
6) Как это произошло? Какие будничные детали человеческой жизни мы заметили? На рукомойнике моём позеленела медь…
7) А какие слова торжественной лексики использованы поэтом? Молюсь, в храмине, праздник золотой, утешенье. Одна из особенной поэтического мира Ахматовой – умение в будничном видеть красоту.
8) А в чём человек чаще всего видит красоту? В природе.
4. И. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»
Слайд 8, приложение.
Чтение учеником-ассистентом стихотворения И. Бунина «Густой зелёный ельник у дороги…»
Слайд 9, приложение.
1) Почему так зримо всё, о чём пишет поэт? Это словесная живопись. Поэт использует очень точные эпитеты: ельник – густой зелёный, снега – глубокие пушистые, олень – могучий, тонконогий.
2) Вы почувствовали рассказчика? Человек по следам восстанавливает картину того, что произошло. Что же произошло в густом зелёном ельнике? Охотники с собаками гнали в снегах оленя.
Слайд 10, приложение.
3) Почему так ликующа последняя строфа? Олень спасся, он ушёл от охотников, от смерти! Поэт ликует. Какое слово становится главным? Красота. Спасена красота!
5. О. Мандельштам «Звук острожный и глухой…»
Прекрасное в природе бывает удивительно разным. Вам когда-нибудь приходилось слушать… тишину? А вот как её услышал поэт.
Слайд 11, приложение.
Чтение стихотворение учителем.
Слайд 12, приложение.
Что вы услышали? А увидели? Мандельштам – мастер мелодичных строк, он передаёт всего в 4(!) строчках музыку тишины. Давайте мы будем учиться слушать эту музыку. Начнём прямо сейчас. Побывайте в зимнем лесу! Послушайте тишину!
6. К. Бальмонт «Золотая рыбка»
Чтение стихотворения учеником-ассистентом.
Слайд 13, приложение.
1) Что же мы услышали? Это стихотворение-сказка. Каковы строки? Мелодичные, музыкальные.
2) Чем же обернулась для поэта золотая рыбка? Музыкой души.
Слайд 14, приложение.
3) Поверили, что от рыбки музыка звучала? Ведь в замке – бал, музыканты, скрипка. Музыку поэт слышит от рыбки, потому что это особенная музыка. А рыбка становится символом счастья, умиротворения, красоты.
Можно рассмотреть иллюстрации к стихотворению художников класса.
7. А. Ахматова «Сероглазый король»
Слайд 15, приложение.
Трагическое стихотворение, но за грустью – светлое чувство. Откуда наш король? Из сказки.
8. Выразительное чтение понравившихся стихотворений.
9. Подведение итогов урока.
Слайд 16, приложение.
1) Какие имена поэтов начала ХХ века появились у вас в тетрадях?
Слайд 17, приложение.
2) Какое слово чаще всего звучало у нас сегодня на уроке? Что явилось самым главным в стихотворениях, которые мы сегодня читали? Какого же слова не хватало в формулировке нашей темы?
Желаю вам новых открытий при чтении поэзии серебряного века! Спасибо за урок!