Цели урока:
- понимания лирического героя;
- умение сопоставлять стихотворения, посвященные разным явлениям природы, определенному времени года;
- проследить, как описывается то или иное время года разными поэтами и различными художниками;
- привить любовь к поэзии, отношение к природе.
Оборудование урока: музыкальные записи П. И Чайковского “ Времена года”, записи “голосов природы”, репродукции картин художников-пейзажистов, портреты поэтов.
Методические приемы: рассказ учителя, навыки выразительного чтения, устное рисование.
ХОД УРОКА
Каждый любит природу по-своему и как
может.
К. Паустовский
1. Звучит музыка П. И Чайковского “ Времена года”. На фоне музыки учитель читает стихотворение М Исаковского.
Весна, весна кругом живет и дышит
Весна, весна шумит со всех сторон!
Взлетел петух на самый гребень крыши,
Да так поет, что слышит весь район…
- О чем это стихотворение?
- Любите ли вы читать стихи о природе?
- В каждом из учебников литературы включены поэтические странички, посвященные родной природе. Высокая поэзия классиков XIX и XX вв. оставляет в нашей душе светлые образы описаний жизни природы в различные времена года – осени и зимы, весны и лета, а вместе с ними и особого настроения поэтов, которое передается читателю.
2. Литературная викторина.
- Попробуйте определить автора текста. Какие настроения передает?
Еще в полях белеет снег
А воды уж весной шумят
Бегут и будят сонный брег
Бегут и блещут и гласят… (Ф. Тютчев)
Ласточки пропали, // А вчера зарей // Все грачи летали
Да, как есть, мелькали // Вон над той горой… (А. Фет)
Слушают ракиты
Посвист ветряной…
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной!.. (С. Есенин)
3. Слово учителя.
- Много ли вы знаете поэтов, которые еще писали о родной природе?
- Федор Тютчев, Афанасий Фет, Иван Никитин, Алексей Толстой, Яков Полонский, Сергей Есенин …
Всех этих поэтов объединяет чувство любви к родному краю, к Родине, стремление в своих стихах показать красоту родной природы. Любовь к родной природе, к стихотворным и прозаическим, музыкальным и живописным произведениям, посвященным этой теме, сближает для нас воедино имена А.Пушкина и И.Левитана, М Лермонтова и П Чайковского и других художников-пейзажистов, музыкантов, поэтов.
- Так ли происходит с вами?
- Почему огромное количество поэтов и писателей посвящают природе свои произведения? Это происходит потому, что природа неразрывно связана с нашей жизнью, и в литературе, как мы неоднократно видели, писатели сопровождают различные состояния души людей природными явлениями.
- Как же подобное происходит в поэзии? Мы попытаемся сегодня в этом разобраться.
А для начала небольшой музыкальный пример.
(Поочередно включается фрагмент “ звуки природы”– ветер, шум моря, океана, а затем фрагмент из “ Времен года” Чайковского)
- Есть ли в этих записях разница в восприятии природы? (В звуках природных явлений воспроизведены непосредственно звуки природы, а в пьесах Чайковского – восприятие этих звуков человеком, передача его отношения к явлениям природы)
- Сходную цель имеет и пейзажная лирика. Поэт, наблюдая за явлениями природы, передает свое мироощущение, настроение, отношение к миру и людям)
В русской литературе родоначальником пейзажной лирики стал В.А.Жуковский.
4. Сообщение ученика.
1 ученик – краткая биографическая справка.
2 ученик читает стих наизусть “ Приход весны”.
5. Работа с текстом стихотворения.
- С чем сравнивает поэт приход весны? (С жизнью души)
- Почему? (Душа весной оживает, как и вся природа)
- Какие человеческие чувства “ вплетаются” в содержание стихотворения?
- Какой из весенних пейзажей, по-вашему, мог бы стать иллюстрацией к стихотворению?
(Устное словесное рисование)
А.К. Толстой
- Прочитайте текст стихотворения “ Край ты мой, родимый край!”
- Какое чувство стремится выразить поэт в стихотворении?
- Какую роль здесь играет восклицание “Гой ты!”?
- С какими временами, с каким видом искусства возникает ассоциация?
- В каком значении употреблено слово “воля”? (Простор)
- Какие синонимы вы подберете к нему? Какие слова-образы стихотворении вы свяжете с этим понятием ?
7. Учитель читает наизусть стихотворение А К Толстого “ Благовест”.
8. Словарная работа.
Благовест – “ благая весть”, то есть “ добрая”, “ хорошая” весть – колокольный звон перед началом церковной службы.
Благостный – приносящий благо, приятный успокаивающий.
Каяться –1 – исповедоваться в грехах ( откровенно рассказывать о них с целью очиститься); 2 – сожалея, признавать свою вину, ошибку.
Отрекаюсь – отказываюсь.
9. Обсуждение стихотворения.
- Какие чувства пробуждает колокольный звон у лирического героя?
- Посмотрите на репродукцию картины. Какому моменту стихотворения соответствует изображенное на ней? (Зимний пейзаж)
- Я хотела бы, чтобы вы прочитали еще одно стихотворение А К Толстого “Замолкнул шум, гроза устала …”
- Какова его главная мысль ? (Призыв быть внимательным и бережным к природе)
- Какие художественно-выразительные средства использует автор для характеристики человека ? (“С новою враждою”, “презрительной пятой”)
- Попытайтесь вместо этих использовать другие эпитеты, олицетворения .Как изменится смысл стихотворения ?
- Могут ли, по-твоему, стихотворения служить своеобразной подсказкой живописцу решившему нарисовать картину природы?
- Обратите внимание на репродукции картин великих художников. Подумайте, как живописцы выражают свои чувства в своих полотнах.
10. Звучит музыка П И Чайковского “ Времена года”. Заключительные слова учителя.
- Лирика, пожалуй, единственный род литературы, способный выразить мысли, чувства думы поэта, возникшие в связи с проносящимися мгновениями окружающей, возникшие в связи с проносящимися мгновениями окружающей жизни. Недаром современный поэт
Вадим Шефнер, обращаясь к писателям и читателям, говорил:
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,
Ничто не повторится.За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Все будет так, и все не так
Через одно мгновенье.
- Нет, пожалуй, ни одного поэта, в творчестве которого отсутствует пейзажная лирика. Ведь умение ощущать красоту природы, видеть ее неповторимую прелесть в постоянно меняющихся картинах, по-моему, является необходимой принадлежностью поэтически одаренного человека. Каждый художник по-своему видит одни и те же пейзажи, заставляя нас почувствовать ослепительную красоту морозного зимнего утра, насладиться роскошными красками осеннего леса, увидеть могучее весеннее обновление природы.
Высокая поэзия XIX века оставляет в нашей душе светлые образы описаний жизни природы, а вместе с ними и особое настроение поэтов. Поэтому не зря я взяла слова поэта К Паустовского эпиграфом нашего урока “ Каждый любит природу по-своему и как может”.
Домашнее задание:
1) одно стихотворение любого поэта XIX в. выучить наизусть;
2) мини-сочинение “ Пейзажная лирика . Для чего она нужна”.