"Край ты мой, родимый край!"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • понимания лирического героя;
  • умение сопоставлять стихотворения, посвященные разным явлениям природы, определенному времени года;
  • проследить, как описывается то или иное время года разными поэтами и различными художниками;
  • привить любовь к поэзии, отношение к природе.

Оборудование урока: музыкальные записи П. И Чайковского “ Времена года”, записи “голосов природы”, репродукции картин художников-пейзажистов, портреты поэтов.

Методические приемы: рассказ учителя, навыки выразительного чтения, устное рисование.

ХОД УРОКА

Каждый любит природу по-своему и как может.
К. Паустовский

1. Звучит музыка П. И Чайковского “ Времена года”. На фоне музыки учитель читает стихотворение М Исаковского.

Весна, весна кругом живет и дышит
Весна, весна шумит со всех сторон!
Взлетел петух на самый гребень крыши,
Да так поет, что слышит весь район…

- О чем это стихотворение?

- Любите ли вы читать стихи о природе?

- В каждом из учебников литературы включены поэтические странички, посвященные родной природе. Высокая поэзия классиков XIX и XX вв. оставляет в нашей душе светлые образы описаний жизни природы в различные времена года – осени и зимы, весны и лета, а вместе с ними и особого настроения поэтов, которое передается читателю.

2. Литературная викторина.

- Попробуйте определить автора текста. Какие настроения передает?

Еще в полях белеет снег
А воды уж весной шумят
Бегут и будят сонный брег
Бегут и блещут и гласят… (Ф. Тютчев)

Ласточки пропали, // А вчера зарей // Все грачи летали
Да, как есть, мелькали // Вон над той горой… (А. Фет)

Слушают ракиты
Посвист ветряной…
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной!.. (С. Есенин)

3. Слово учителя.

- Много ли вы знаете поэтов, которые еще писали о родной природе?

- Федор Тютчев, Афанасий Фет, Иван Никитин, Алексей Толстой, Яков Полонский, Сергей Есенин …

Всех этих поэтов объединяет чувство любви к родному краю, к Родине, стремление в своих стихах показать красоту родной природы. Любовь к родной природе, к стихотворным и прозаическим, музыкальным и живописным произведениям, посвященным этой теме, сближает для нас воедино имена А.Пушкина и И.Левитана, М Лермонтова и П Чайковского и других художников-пейзажистов, музыкантов, поэтов.

- Так ли происходит с вами?

- Почему огромное количество поэтов и писателей посвящают природе свои произведения? Это происходит потому, что природа неразрывно связана с нашей жизнью, и в литературе, как мы неоднократно видели, писатели сопровождают различные состояния души людей природными явлениями.

- Как же подобное происходит в поэзии? Мы попытаемся сегодня в этом разобраться.

А для начала небольшой музыкальный пример.

(Поочередно включается фрагмент “ звуки природы”– ветер, шум моря, океана, а затем фрагмент из “ Времен года” Чайковского)

- Есть ли в этих записях разница в восприятии природы? (В звуках природных явлений воспроизведены непосредственно звуки природы, а в пьесах Чайковского – восприятие этих звуков человеком, передача его отношения к явлениям природы)

- Сходную цель имеет и пейзажная лирика. Поэт, наблюдая за явлениями природы, передает свое мироощущение, настроение, отношение к миру и людям)

В русской литературе родоначальником пейзажной лирики стал В.А.Жуковский.

4. Сообщение ученика.

1 ученик – краткая биографическая справка.

2 ученик читает стих наизусть “ Приход весны”.

5. Работа с текстом стихотворения.

- С чем сравнивает поэт приход весны? (С жизнью души)

- Почему? (Душа весной оживает, как и вся природа)

- Какие человеческие чувства “ вплетаются” в содержание стихотворения?

- Какой из весенних пейзажей, по-вашему, мог бы стать иллюстрацией к стихотворению?

(Устное словесное рисование)

А.К. Толстой

- Прочитайте текст стихотворения “ Край ты мой, родимый край!”

- Какое чувство стремится выразить поэт в стихотворении?

- Какую роль здесь играет восклицание “Гой ты!”?

- С какими временами, с каким видом искусства возникает ассоциация?

- В каком значении употреблено слово “воля”? (Простор)

- Какие синонимы вы подберете к нему? Какие слова-образы стихотворении вы свяжете с этим понятием ?

7. Учитель читает наизусть стихотворение А К Толстого “ Благовест”.

8. Словарная работа.

Благовест – “ благая весть”, то есть “ добрая”, “ хорошая” весть – колокольный звон перед началом церковной службы.

Благостный – приносящий благо, приятный успокаивающий.

Каяться –1 – исповедоваться в грехах ( откровенно рассказывать о них с целью очиститься); 2 – сожалея, признавать свою вину, ошибку.

Отрекаюсь – отказываюсь.

9. Обсуждение стихотворения.

- Какие чувства пробуждает колокольный звон у лирического героя?

- Посмотрите на репродукцию картины. Какому моменту стихотворения соответствует изображенное на ней? (Зимний пейзаж)

- Я хотела бы, чтобы вы прочитали еще одно стихотворение А К Толстого “Замолкнул шум, гроза устала …”

- Какова его главная мысль ? (Призыв быть внимательным и бережным к природе)

- Какие художественно-выразительные средства использует автор для характеристики человека ? (“С новою враждою”, “презрительной пятой”)

- Попытайтесь вместо этих использовать другие эпитеты, олицетворения .Как изменится смысл стихотворения ?

- Могут ли, по-твоему, стихотворения служить своеобразной подсказкой живописцу решившему нарисовать картину природы?

- Обратите внимание на репродукции картин великих художников. Подумайте, как живописцы выражают свои чувства в своих полотнах.

10. Звучит музыка П И Чайковского “ Времена года”. Заключительные слова учителя.

- Лирика, пожалуй, единственный род литературы, способный выразить мысли, чувства думы поэта, возникшие в связи с проносящимися мгновениями окружающей, возникшие в связи с проносящимися мгновениями окружающей жизни. Недаром современный поэт

Вадим Шефнер, обращаясь к писателям и читателям, говорил:

Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,
Ничто не повторится.

За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Все будет так, и все не так
Через одно мгновенье.

- Нет, пожалуй, ни одного поэта, в творчестве которого отсутствует пейзажная лирика. Ведь умение ощущать красоту природы, видеть ее неповторимую прелесть в постоянно меняющихся картинах, по-моему, является необходимой принадлежностью поэтически одаренного человека. Каждый художник по-своему видит одни и те же пейзажи, заставляя нас почувствовать ослепительную красоту морозного зимнего утра, насладиться роскошными красками осеннего леса, увидеть могучее весеннее обновление природы.

Высокая поэзия XIX века оставляет в нашей душе светлые образы описаний жизни природы, а вместе с ними и особое настроение поэтов. Поэтому не зря я взяла слова поэта К Паустовского эпиграфом нашего урока “ Каждый любит природу по-своему и как может”.

Домашнее задание:

1) одно стихотворение любого поэта XIX в. выучить наизусть;

2) мини-сочинение “ Пейзажная лирика . Для чего она нужна”.