Пояснительная записка.
Центр образования 1619 носит имя М.И.Цветаевой. В каждом классном помещении есть уголок поэтессы. Соответственно возрасту школьники изучают биографию Цветаевой, её поэзию. Проводятся конкурсы чтецов. Ежегодно в рамках Цветаевских чтений (последняя неделя сентября-первая неделя октября) ученики посещают школьный музей, где собран богатый материал из её жизни и творчества. В музее есть папки с разработками сценариев. Старшеклассники защищают рефераты по творчеству Марины Цветаевой.
В старшей школе (9-11 классы) уже стало традицией готовить целым классом (или представителями класса) для параллели уроки по творчеству великих писателей : Пушкина, Цветаевой, Пастернака. Правда, на подготовку таких уроков требуется несколько месяцев. Но в результате не только из уст словесника, а друг от друга школьники узнают о том, что не всегда успевают прочитать дома, готовясь к уроку литературы; слышат хорошо подготовленных чтецов, чувствуют себя достаточно компетентными в творчестве писателя и гордятся этим.
К 115-й годовщине М.И.Цветаевой в ЦО 1619 7-а классом была подготовлена литературно-музыкальная композиция «Круг чтения Марины Цветаевой» (словесник Козырева В.Е., заведующая школьным музеем М.И.Цветаевой Малинина Л.И.).
Данный проект был реализован 4 октября 2007 года ( ученики 7а класса выступили в 6г классе (гимназическом) на уроке МХК (учитель Малинина Л.И.). Урок проводился в литературной гостиной и музее М.И.Цветаевой.
Оба класса были готовы к этому уроку. В шестом гимназическом классе в прошлом учебном году работал кружок (руководитель Марьина А.П.), где ребята изучали биографию и творчество поэтессы, поэтому на уроке МХК шестиклассники тоже читали стихотворения М.И.Цветаевой наизусть.
Нынешний 7а класс в 2006-07 учебном году в рамках Цветаевских чтений посетил школьный музей, где Малинина Л.И.познакомила ребят с экспозицией Музея , особенно интересно рассказала о детстве поэтессы. Несколько учеников класса сами пишут рассказы и сочиняют стихи, например, Толстых Ася. После экскурсии по Музею у ребят появился интерес к творчеству М.И.Цветаевой. Поэтому в 2007\08 учебном году они решили «проработать» не только биографию поэтессы, но и узнать, что читала Марина Ивановна в детстве и как это «отразилось» в её творчестве.
Итак, этапы подготовки урока.
- изучение творческой биографии м.и.цветаевой.
- отбор стихотворений, где упоминаются читаемые мариной книги, их авторы, кто они.
- изучение стихотворений (предварительное толкование лексики, собственных имён, авторов, упоминаемых в стихотворениях).
- индивидуальные консультации с целью добиться понимания школьником поэтического слова и прочтения им произведения наизусть « с чувством , с толком, с расстановкой».
- несколь репетиций (3-4) после уроков для получения положительного результата подготовки чтецов (не что за чем читать, а как?).
- соответствующий настрой учеников обоих классов (начиная с внешнего вида и заканчивая настроением).
Время подготовки – сентябрь 2007 года
Время проведения – 4 октября 2007 года
Место проведения – литературная гостиная
Количество слушателей и участников – 40 человек
Консультанты и составители сценария – Козырева В.Е., Малинина Л.И.
Участники композиции – 7а – 7 человек: Курковский Даниил, Толстых Ася, Белянушкина Анастасия, Князева Ксения, Аганесян Анна, Якушева Дарья, Леонтьева Мария.
Тема. Круг чтения Марины Цветаевой.
Цель: познакомить школьников с биографией и кругом чтения цветаевой в детстве, развивать их интерес к произведениям поэта на основе совместного чтения в классе, привлекать к изучению лирических произведений наизусть.
Задачи. формировать интерес к чтению и читательское мастерство.
1. «Книги в красном переплёте» (45)
2.26 сентября 1910 года Марине Цветаевой исполнилось 18 лет. Возможно, в тот самый день она отнесла в типографию свою первую книгу стихов «Вечерний альбом».
3. «Они и мы» (100).
4. Уже 4 года миновало со дня смерти её матери Марии Александровны Мейн. Она умерла, когда Марине было 14, а Асе 12 лет. Память о матери сестры пронесли через всю жизнь. В «Вечернем альбоме» много стихотворений посвящено умершей матери.
5.»Маме» (101).
6. Жизнью Марины Цветаевой с детства и до кончины руководило воображение. Воображение, которое пробудили книги и их герои, вымышленные и реальные. Независимо от того, существовали они в действительности или были выдуманы, - все они равноправно жили в душе юной Марины.
7.»Белоснежка» (159).
9. Даже приблизительное, неполное перечисление того, что прочла Цветаева к 18 годам, кажется неправдоподобным: Пушкин, Лермонтов, Жуковский,
10. Лев Толстой и Степняк-Кравчинский;
11. немецкие и французские романтики;
12.Гюго, Ламартин, Ницше;
13. романы Чарской и пьесы Ростана;
14. Гейне, Гёте , его сочинения и книги, с ним связанные;
15. Книги, связанные с Наполеоном…
16. «Как мы читали Лихтенштайн» (42).
17. Дом отца, профессора Ивана Владимировича Цветаева, был пронизан духом Древней Эллады и великого Рима, поэтому имена Геракла и Ахилла, Ариадны и Диониса, Эвридики и Орфея воспринимались Мариной как реальные люди, ожившие сначала в её сознании, а затем в поэтическом творчестве.
18. «Следующему»(60).
19. Совсем маленькой девочкой (читать она научилась в 4 года) Марине хотелось все «сделать самой». Только для Марины «это» было не игра, не рисование, не пение, а писание слов. Самой найти рифму. Самой записать что-нибудь. Так появились первые стихи в 6-7 лет. Так сложилась её первая книга - «Вечерний альбом».
20. «Конец сказки» (154).
21. По некоторым стихам уже тогда можно было предсказать настоящего поэта. В первую очередь это касается стихотворения «Молитва», написанного Цветаевой 26 сентября 1909 года в день её 17-летия.
22. «Молитва» (32).
23. «Есть поэты-волшебники в каждой строчке. Их души - зеркала, собирающие все лучные лучи волшебства и отражающие только их. Не ищите в них ни пути, ни этапов, ни цели. Их муза с колыбели до гроба - муза и волшебница…» - эти слова написала юная Марина, размышляя над понравившимися ей стихами Валерия Брюсова.
24. «Волшебство»(149).
25. С самого начала обозначилось одно из главных направлений цветаевской поэзии: надуманное, книжно-театральное, романтическое , с мелодраматическими сюжетами, с роковыми поединками страстей, с мечтами о любви и смерти, о невозвратности минувшего, о верности.
26. «Детский юг» ().
27. Одноклассница Марины Цветаевой вспоминает: « Последний, 7-ой класс гимназии, Марина посещала с перерывами: походит несколько дней, и опять её нет. А потом смотришь, вот она снова сидит на последней парте и, склонив голову,
Читает книгу… …заслышав что-то стоящее внимания, иногда сделает какое-нибудь замечание и снова погрузиться в чтение».
28. «Сказки Соловьёва» (77).
29. В «Вечернем альбоме» рядом со слабыми попытками поэтически выразить свои впечатления и воспоминания соседствовали очень сильные стихи, свидетельствующие о том, как уже тогда совсем юная Цветаева многое понимала как вполне взрослый, сложившийся человек.
30. «Камерата» (30).
31. Широкий круг чтения, знание немецкого, английского, французского языков расширяло границы творчества Цветаевой, открывало перед ней множество дорог, следуя которыми, она будет так великолепно преображать реальные события дня в романтические легенды.
31. «Колдунья» (33).
32. Рано пережив смерть горячо любимой матери, Марина любит романтизировать тему гибели, потери. Она любит беседовать с тенями умерших: они так красивы, идеальны!
33. «Девочка-смерть» (109).
34. «Стены её комнаты были увешаны портретами Наполеона и гравюрами Римского короля, герцога Рейхштадского. Полдня, запершись в своей узенькой комнатке, увешанной гравюрами и портретами, окружённая французскими книгами, она с головой уходила в другую эпоху, жила среди иных имён. Быт, окружавшие её люди - всё было вдали.
35. «Ошибка» (64).
35а. Всё было только помехой чтению. Недаром, уже значительно позже, прощаясь с домом в Трёхпрудном переулке, Марина обращается к родным стенам , которые создавали и охраняли волшебный мир детства.
36. «Прости волшебному дому» ().
37.Ася, ты тоже пишешь стихи, они тоже напечатаны в «Вечернем альбоме», правда, в школьном, но это неважно. Думаю, что в 1910 году, когда Марина Цветаева издала свою первую книгу, мало кто мог предугадать её поэтическую судьбу.
38. Толстых Ася «Мечты» (собственное стихотворение).
39. Хотелось бы закончить нашу короткую композицию словами самой Марины Цветаевой из её письма поэту Максимилиану Волошину : « …Я думаю о книгах. Как я теперь понимаю «глупых взрослых», не дающих читать детям своих взрослых книг! Ещё так недавно я возмущалась их самомнением: «дети не могут понять», «детям это рано», «вырастут - сами узнают».
Дети - не поймут? Дети слишком понимают! Семи лет Мцыри и Евгений Онегин гораздо верней и глубже понимаются , чем 20.Не в этом дело, не в недостаточном понимании, а в слишком глубоком, слишком чутком, болезненно-верном!
…Я забываюсь только одна, только в книге, над книгой!
Книги мне дали больше, чем люди…!»
40.
Что другим не нужно - несите мне:
Всё должно сгореть на моём огне!
Я и жизнь маню, я и смерть маню
В лёгкий дар моему огню.Птица-Феникс - я, только в огне пою!
Поддержите высокую жизнь мою!
Высоко горю - и горю дотла!
И да будет вам ночь - светла!
Марина Цветаева. Стихотворения. Т.1. Эллис Лак. М., 1994.
- «КАМЕРАТА»- 30 (592)
- «КАК МЫ ЧИТАЛИ «ЛИХТЕНШТАЙН» -42 (593)
- «КНИГИ В КРАСНОМ ПЕРЕПЛЁТЕ»- 45 (593)
- «СКАЗКИ СОЛОВЬЁВА» -77 (594)
- «ОНИ И МЫ» - 100
- «КОНЕЦ СКАЗКИ» -154
- «БЕЛОСНЕЖКА» - 159
- «МОЛИТВА» - 32
- «ПРОСТИ ВОЛШЕБНОМУ ДОМУ» - 172
- «ВОЛШЕБСТВО» - 149
- «ДЕВОЧКА-СМЕРТЬ» - 109
- «КОЛДУНЬЯ» - 33
- «ОШИБКА» - 64
- «ДЕТСКИЙ ЮГ» - 142
- «СЛЕДУЮЩЕМУ» - 60
Конец.