Объяснительная записка
1. Область применения – литературное краеведение.
2. Возраст обучающихся – 13-14 лет.
3. Цели: формирование мировосприятия через осознание себя как части большого мира, который начинается с города и края, где ты вырос.
а) воспитательная – привить любовь к “малой” родине – родному городу, краю; показать как литература и история родного края неразрывно связаны с Россией, русской культурой, литературой;
б) образовательная – проверить знания учащихся по ранее изученным темам, закрепить изученный материал;
в) развивающая – развивать навыки учащихся к самостоятельному изучению литературы родного края, повысить интерес к исследовательской деятельности.
4. Формы и методы реализации урока.
Игра-викторина. Класс делится на две команды. Во главе команды – капитан. Команды выполняют различные по сложности задания. За каждый правильный ответ, точно выполненное задание команда получает жетон. По количеству жетонов определяется победитель игры. В конце учитель проводит награждение победителей – лучших знатоков литературы родного края.
Межпредметные связи с историей.
5. Тематическое содержание.
Обобщающее занятие (два урока) в рамках факультатива в гуманитарных классах. Игра-викторина “Я город свой знаю, ведь в нём я живу”.
6. Источники информации.
- Д.Л.Немировская. “На грани веков”. Учебное пособие. Астрахань. 2001 г.
- “Современная поэзия и проза Астрахани: литературно-краеведческий и лингвистический аспекты”. Материалы конференции. Астрахань. 2000 г.
- Н.Г.Ткачева. “История русской культуры Астраханского края XVI-XX век”. Астрахань. 2001 г.
- А.Марков. “Были астраханского края”. Волгоград. 1976 г.
- “Где Волга прянула стрелою…”. Астрахань поэтическая. Сост. Г.Г.Подольская. 1995 г.
- А.Марков. “Забытые страницы”. Москва. 1984 г.
7. Учащиеся должны обладать следующим минимумом знаний и умений: иметь представление о литературе Астраханского края как об искусстве, воплощающем в себе его историю, обычаи, традиции, эстетические контакты с соседними народами, знать фольклор Астраханской области, уметь оценивать факты местной литературной жизни, уметь работать с различными краеведческими изданиями, с картой Астраханской области и т.п.
8. Оборудование урока: репродукции картин, портреты писателей, поэтов Астраханского края, карта Астрахани, подбор художественной литературы по данной теме.
Ты мой восторг, моя твердыня
И бренных жил родная кровь.
Моя ты гордость и святыня,
Моя нетленная любовь.
О. Касимова
Ах, Астрахань, мой солнечный причал,
Ты для меня всегда – и боль, и счастье.
Д. Немировская
I. Разминка для команд.
- Знаменитый путешественник, посетивший наш город в XVII веке?
- Что вы знаете о Пауле Флеминге?
- Кто из литературоведов Астрахани в XX веке перевел стихи Флеминга на русский язык?
- Как звали знаменитого казачьего атамана - предводителя крестьянского восстания? В. Хлебников посвятил ему поэму.
- Одно из древнейших наименований нашего города. Так называлась одна из поэм В. Хлебникова.
- Назовите поэтов, посвятивших свои стихи Астрахани.
- Чем занимался в нашем крае И. Р. Гербер?
- В каком году была основана современная Астрахань?
- Кто из русских правителей присоединил Астраханское ханство к Российскому государству?
- Кто из астраханских писателей занимается историческим краеведением?
- В каком учебном заведении учился в Астрахани В. К. Тредиаковский?
- В каком году родился В. К. Тредиаковский?
- Почему астраханцы гордятся Тредиаковским?
- Кто из русских царей побывал в Астрахани и познакомился с будущим академиком - нашим земляком?
- Какие книги принадлежат перу А. С. Маркова?
- Как называется книга А. С. Маркова о В. Н. Татищеве?
- Знаменитый герой Чесменского сражения стал героем книги Маркова. В честь него назван канал в черте нашего города.
- В каком из известных музеев в России находится картина Леонардо да Винчи “Мадонна Бенуа”? Какое отношение имеет она к Астрахани?
- Назовите имя хотя бы одного художника-астраханца, которого вы знаете.
- Какие сборники стихов Дины Немировской вы знаете?
II. Задания-действия.
- Демонстрируется план местности. Нужно определить, что изображено на этом плане и кто его составил.
- Предлагается следующий художественный отрывок:
“…И когда показалась кибитка Сангаджи, все увидели, как из нее, пятясь, выходили мать и отец. Всадники поняли, что Эрле умерла. Печально опустил поводья Бембе. Он не увидел прекрасной Эрле, не увидела и Эрле цветка, прекрасного, как она сама”.
Ответить на вопрос: как называется этот цветок? Ребята должны нарисовать его. - На столе лежат краеведческие издания. Требуется найти сборник, в который вошла легенда о названии нашего города.
- Посмотрите на карту центральной части нашего города. Найдите на нем кремль, Успенский собор и Римско-католический костёл.
III. Фольклорная игра “Кто больше? Кто лучше? Кто интереснее?”.
- Назвать скороговорки, считалки, дразнилки.
- Конкурс на лучшего знатока пословиц и поговорок об Астрахани (примеры пословиц: “не учи астраханца рыбу пласть”, “Астрахань что гранит – никто не победит”, “Волга хороша рыбой, Астрахань - красотами” и т.п.)
- Конкурс на лучшего рассказчика страшилки (по два человека от команды).
- Назвать народные сказки, которые были созданы на астраханской земле (например: “Белая лебедушка”, “Баклан”, “Астрахань”, “Никола из Комаровки” и т.п.
- Перечислить самые известные рыбацкие песни Астраханской области (например: “Выплывают ветхие лодчонки”, “Утренней рыбной зарею”, “Моряк несчастным зародился” и т.п.
IV. Задания-тесты.
Задание 1
В каком году была открыта картинная галерея?
- 15 декабря 1917 г.
- 15 декабря 1918 г.
- 21 декабря 1920 г.
Задание 2
Кто был первым учителем и духовным наставником многих художников-астраханцев?
- Репин.
- Кустодиев.
- Власов.
Задание 3
Основатель картинной галереи:
- Кустодиев.
- Пантелеев.
- Догадин.
Задание 4
Любимый ученик Репина:
- Власов.
- Кустодиев.
- Шишкин.
Задание 5
В каком году в Астрахани был открыт первый театр?
- 1810 г.
- 1811 г.
- 1813 г.
Задание 6
Сколько раз в нашем городе побывал Ф. И. Шаляпин?
- 2 раза.
- 4 раза.
- 6 раз.
Задание 7
Он был сыном священника Троицкой церкви, поэтом и ученым, первым получил из русских звание профессора и академика. О каком нашем известном земляке идет речь?
- И. И. Хемницер.
- В. Хлебников.
- В. К. Тредиаковский.
Задание 8
“Птенец гнезда Петрова” - так называли нового губернатора, одного из видных государственных деятелей России, прибывшего в Астрахань в 1742 г. Речь идет о:
- Глебе Успенском.
- Владимире Гиляровском.
- Василие Татищеве.
Задание 9
Какому известному поэту принадлежат эти поэтические строчки?
Когда умирают кони – дышат,
Когда умирают травы – сохнут,
Когда умирают солнца – гаснут,
Когда умирают люди – поют песни.
(Т. Г. Шевченко, И. Хемницер, В. Хлебников)
V. Поэтическое задание.
Кто автор этих строк?
1.
Словно лебедь белая
По-над Волгой синей
Выплывает Астрахань
Пристанью России.
(Н.Мордовина “Астрахань”)
2.
В поднебесье грязно-сером
Засияли купола.
В новый день, молясь и веря,
С миром Астрахань вошла.
(Э. Татаринцева “С выставки работ В. Юшина)
3.
Мой город с синевою на плечах
Из небыли и давней были соткан.
Тут купола купаются в лучах
Весеннего полуденного солнца.
(Д. Немировская “Астрахань”)
4.
Где Волга прянула стрелою
На хохот моря молодого,
Гора Богдо своей чертою
Темнеет взору рыболова.
(В. Хлебников “Хаджи-Тархан”).
VI. Конкурс капитанов.
- Требуется найти среди предложенных книг издание, являющееся библиографическою редкостью. Оно было выпущено к 400-летию Астрахани.
- Какая книга воссоздаёт литературную историю нашего края? Кто её автор?
- К каким жанрам принадлежат произведения, созданные на астраханской земле в древности?
- Кто из наших поэтов-земляков, участников Великой Отечественной войны, закончил Рыбвтуз (ныне АГТУ).
Подведение итогов. Награждение победителей.
Домашнее задание: написать сочинение на тему “Зачем надо знать, изучать литературу и историю родного края, города?”