Цели:
- образовательная: ознакомить с истоками пушкинских сказок;
- воспитательная: воспитание чувства красоты, заинтересованности в осознанном чтении произведений;
- развивающая: развитие навыков анализа стихотворного текста, умений применять знания при анализе.
Оборудование: портрет поэта, иллюстрации к сказке, эпиграф.
Ход урока
1. Чтение учителем стихотворения.
Когда читаю пушкинские сказки,
Живу я в них как будто наяву-
То громко кличу золотую рыбку,
То с белкою чудесной говорю.
(В.Захаров).
2. Слово учителя.
Эти строки будут эпиграфом нашего урока, и вы уже догадались, что сегодня мы отправимся в путешествие по удивительной стране, которая называется “ Страна сказок А.С.Пушкина”.
- А кто знает, где находится эта страна?
(Конечно же, у лукоморья, где кот Баюн рассказывает сказки).
- Какие сказки Пушкина вы читали, знаете?
Пушкин очень любил сказки, которые ему рассказывала Арина Родионовна, его добрый ангел хранитель. С младенчества няня лелеяла Сашу, благодаря ей он окунулся в мир волшебной сказки, старинных былей и небылиц. Позднее об этом он напишет стихотворение.
(Выходит ученик в цилиндре, с тростью и читает стихотворение).
В вечерней тишине являлась ты веселою старушкой,
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою игрушкой,
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила,
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.
Пушкин заслушивался сказками няни и позже. В долгие зимние вечера, когда за окном бушевала метель, поэт приходил к няне в светелку послушать её напевный голос. “ Вечером слушаю сказки няни, она единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно”, - писал Пушкин в ту пору.
7 сказок записал поэт со слов няни, а затем расцветил их поэтической фантазией, превратил в замечательные свои сказки. (Учащиеся перечисляют сказки поэта)
3. Работа над содержанием “ Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”.
- Викторина по прочитанному (прочитана сказка дома).
- Чей это портрет?
Белолица, черноброва, нраву кроткого такого.
(Царевна)
- Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла,
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
(Царица- мачеха)
- О ком из героев идет речь?
Перед утренней зарёю выезжают погулять,
Белых уток пострелять. (7 богатырей)
- Кто из героев сказки “ зарыдал и пошел к пустому месту на прекрасную невесту посмотреть ещё хоть раз”? (Елисей).
- На него она взглянула, тяжелёхонько вздохнула, восхищенья не снесла и к обедне умерла”? (Царевна-мать).
Вот мы и назвали основных героев сказки.
- Прочитаем название сказки. Что подчеркивает автор в названии? Зачем?
(Что это сказка, вымысел. Это давало автору большую творческую свободу).
- Вспомните, как народная сказка представляет героев?
(Добрый герой красив, злой уродлив).
- Народная сказка дает цельный образ в единстве внешней и внутренней характеристики.
Посмотрим, как это происходит в пушкинской сказке. Совпадает ли внешняя красота героя с внутренним миром или резко отличается?
- Давайте начнем с первых строк. Зачитаем.
Обратите внимание: о долгих проводах автор рассказывает двумя строчками.
Каково настроение царицы? Чем подчеркивает Пушкин ей настроение?
- Какова роль пейзажа?
- Какое слово передает отношение автора к царице? (Тяжелехонько - это слово озвучивает картину.) В нем последний вздох царицы, вся её душа, которая “восхищенья не снесла”. Царица умирает от любви. Живет она всего в одной строфе, но что мы можем о ней сказать?
Как будем читать строки, посвященные царице-матери? (Тихо, задушевно)
- Но вот ритм сказки меняется. Какое слово заставляет насторожиться и почему?
(Царь женился на другой)
-Читаем описание портрета мачехи.
- Почему красота мачехи не радует? (Внешняя красота скрывает злой и упрямый характер).
- Пушкин рассказывает нам о приданом новой царицы. Что это за приданое, какую роль играет оно в раскрытии характера мачехи?
- Обсуждение. Вывод о несоответствии внешней и внутренней красоты героини.
- Другое дело царевна. Пушкин сразу в самом начале сказки подчеркивает гармоничность царевны.
В чем это выражается? (Портрет, речь, поведение в трудных испытаниях).
Как царевна восприняла решение мачехи? Кто помогает царевне осуществить злой замысел?
Чернавка. Ещё один образ. Как автор написал это слово? Почему? Разве это имя? (Так автор обозначил роль героини – выполнить черное дело.)
- Верит ли царевна, что Чернавка способна причинить зло? Как об этом говорится в тексте? (Царевна догадалась и до смерти испугалась).
- Почему Чернавка не исполнила приказ? Есть ли у Пушкина ответ на этот вопрос? (“Та в душе её любя”).
Соответствует ли Чернавка своему прозванию? (Нет. Внешнее Чернавки – это её работа, а внутреннее – её душа.)
- Имел ли автор основание писать слово с большой буквы? (Да. Внутренняя значительность Чернавки очевидна).
- А есть ли в сказке героиня со сходным по звучанию именем? (Черница).
- Почему Пушкин пишет это имя с маленькой буквы? Как вы понимаете слово черница, чернец? (Чернец тот, кто посвятил себя богу)
- Почему царевна обманулась в чернице? Как можно объяснить хорошее отношение царевны к чернавке? (Доверилась своему представлению о божьих людях. Сердечностью, она воспринимает её как служительницу бога, вдобавок чернавка нищая.).
- Оправдала чернавка хорошее отношение к себе? (Нет. Она только делала вид, что служит богу).
- Кому служила черница? Есть ли в тексте ответ? (“Поклонилась и пропала …”, обратите внимание на многоточие, чернавка исчезла, как нечистая сила, а Чернавка сама пришла домой).
- Вывод. Пушкин написал слово “ черница” с маленькой буквы, подсказывая читателю, что она совсем не та, за кого себя выдает. Её смиренная внешность обманчива, не совпадает с внутренней злобой).
В сказке есть ещё один предмет с несоответствием внешнего и внутреннего. Догадались? Да. Яблоко.
- Как описывает Пушкин яблоко? Зачитаем. (Подробно, цвет, вкус, запах).
- Какие эпитеты подбирает, чтобы убедить царевну съесть яблоко? (Золотое, наливное).
- Красивое яблоко отравлено, в нем есть 2 стороны: внешняя и внутренняя, и снова они в дисгармонии. Говоря о мачехе, автор прямо указал на расхождение видимого и сущностного, а здесь заставляет читателя подумать: почему красивое яблоко оказалось отравленным? Подумаем?
- Противоречия не всегда на виду (как в истории с черницей), часто они скрыты, поэтому важно не то, что яблоко красиво, а то, что оно отравлено.
- Есть кто-нибудь в сказке, кто подозревает черницу? (Соколко).
Как называет черницу царевна? А кто называет её “ старушонкой”, “ старухой” и знает о ней всё? (Автор. В нужный момент он всегда рядом, вот и сейчас волнуется за царевну, потому что всё о ней знает. Это отличает литературную сказку от народной, автор не скрывает своего присутствия).
- Кто из героев сказки является любимым героем автора, сочетает в себе внешнюю и внутреннюю красоту? Почему? (Высказывания детей о царевне).
- Как ведет себя царевна в доме богатырей? С кем её можно сравнить? (Крестьянской девушкой, Василисой Прекрасной).
- Поступки царевны продиктованы её внутренними побуждениями. Верностью она заслужила любовь богатырей. Любовь Елисея воскресила её.
- Чем заканчивается сказка? (Началась сказка любовью и семейным счастьем, закончилась торжеством гармонии, любви и добра, созданием счастливой семьи. Кольцо замкнулось).
4. Домашнее задание.
Подготовить историю сказочного героя (по выбору).
В сказке мало говорится о царе. Почему автор о нем ничего не рассказывает? Подготовьте историю царя.