Конкурс «Классическая литература в современной школе»

Сортировка: новинки, темы
  • Визуализация как метод изучения поэтического текста 2024

    Автор: Кузьмина Анна Сергеевна

    В данной статье рассматривается метод визуализации при изучении поэзии на уроках литературы в онлайн-формате. Художественный текст, особенно поэтический, имеет сложную образную структуру, а потому требует кропотливой работы над текстом и вдумчивого чтения. Чтобы заинтересовать учащихся в изучении поэтического текста и развить их творческие навыки, при изучении поэзии на уроках литературы может применяться метод визуализации (иначе – отрисовка того, что ученик замечает в тексте стихотворения). Метод визуализации помогает ученикам перевести словесные образы поэтического текста в зрительный, а также может использоваться в проектной деятельности.

    поэтический текст

  • Урок-пролог по литературе в 11-м классе (технология критического мышления) на тему «Маяковский! Такая боль! Маяковский!...» 2024

    Авторы: Костылева Александра Федоровна, Костылева Елена Николаевна

    Цели урока: высветить личность поэта как трагическую фигуру в поэзии ХХ века, века социальных перемен, открытий; В.Маяковский как феномен нашей литературы (рождением своего времени он не мог не стать выразителем этого времени, в этом и есть трагизм поэта).

    В.В.Маяковский

  • Литературная игра в 11-м классе "Своя игра". Итоговый урок 2024

    Автор: Попова Ирина Алексеевна

    Разработка представляет собой урок, который проводится в конце учебного года в 11-м классе (учебник «Литература. 11 класс» под редакцией В.П.Журавлева). В ходе игры учащиеся приобретают навыки общения, навыки поведения в затруднительной ситуации, активизируется долговременная память, активность учащихся, способность переключать внимание с одного учебного предмета на другой. Повышается эрудиция игроков. Роль учителя заключается в подготовке вопросов викторины и компьютерной презентации по этим вопросам. Велика роль учителя в эмоциональном настрое детей на игру, который необходим, чтобы мероприятие прошло интересно, задорно, дало положительный эмоциональный заряд учащимся.

    Своя игра

  • Классическая и современная английская поэзия для активизации грамматических структур в изучении иностранного языка 2024

    Автор: Маруга Надежда Павловна

    Цель проекта: узнать роль поэзии при изучении грамматики иностранного языка. В настоящее время вопрос о том, как помочь людям, изучающим иностранный язык, понять грамматические конструкции, аналог которых в родном языке отсутствует.

  • Методическая разработка урока литературы для студентов 1 курса СПО направления 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» по теме "Я тоже была..." (о личности и судьбе Марины Цветаевой) 2024

    Авторы: Костылева Александра Федоровна, Костылева Елена Николаевна

    Цели урока: определить основные этапы жизни и творчества поэта, выяснить, что привело к трагическому концу; систематизировать лекционный материал, развивать литературоведческий навык художественного чтения поэтического произведения, умение сопоставлять, анализировать, творчески осмысливать материал; воспитывать интерес учащихся к личности и творчеству М.И.Цветаевой, формировать эстетический вкус обучающихся, реализовав межпредметные связи – литературу и музыку.

    Марина Цветаева

  • Литературный вечер, посвящённый Всемирному дню поэзии. «Мы цепи таинственной звенья…» 2024

    Автор: Чупрова Наталья Михайловна

    Литературный вечер – одна из форм внеурочной работы по предмету, которая повышает интерес к изучению литературы, воспитывает чувство любви и уважения к ней. Это, пожалуй, одна из наиболее действенных форм внеклассной работы в школе, которая в большей степени развивает творческие способности учащихся (навыки выразительного чтения, театрального мастерства и т.д.). Данный литературный вечер приурочен к Международному Дню поэзии 21 марта.

    Всемирный день поэзии

  • Уроки словесности в контексте ситуативной педагогики: твори, дерзай и увлекай 2024

    Автор: Балданова Аюна Будажаповна

    Классическая русская литература формирует в каждом человеке любого возраста стандарты морального поведения. Кроме того, как считает нейролингвист Т.В.Черниговская, сложная литература формирует сознание, а также вырабатывает алгоритмы сложного думания. Мозг пластичен в любом возрасте, он образовывает новые нейронные связи до конца жизни. Приобщать детей в школе к вдумчивому чтению очень важно. Работа учителя нацелена на то, чтобы ребёнок приходил на урок с желанием познать новое, полезное лично для него. Поэтому очень важно учителю самому внимательно прочитать и пережить идею анализируемого текста, языковой материал, подумать до урока над тем, как подавать знания, чтобы дети заинтересовались.


  • Учимся писать сочинение по рассказу В.Снегирёва "Про пингвинов" 2024

    Автор: Будымка Светлана Александровна

    «Про пингвинов» – рассказ Геннадия Снегирева, который будет интересно натуралистам и любителям природы всех возрастов. В нем рассказчик описывает несколько встреч с пингвинами на африканском островке. Какими бывают эти удивительные птицы, какими качествами обладают, и в чем похожи на людей? Прочтите всей семьей в сборнике заметок о пингвинах от заядлого путешественника. В них представлены интересные особенности поведения этих птиц, их повадках и узнайте о том, какие враги преследуют пингвинов в природе.

    В.Снегирёв «Про пингвинов», сочинение по рассказу

  • Разработка кейс-заданий по литературе: дидактические материалы 2024

    Автор: Шведова Жанна Михайловна

    Одной из инновационных педагогических технологий, обеспечивающих реализацию системно-деятельностного (компетентностного), метапредметного подходов является кейс-метод. Суть технологии состоит в том, что в основе её используются описания конкретных ситуаций или случая (от английского «case» - случай). Учащиеся получают пакет (кейс) заданий, не имеющих точного, однозначного решения. Они должны проанализировать ситуацию, выявить проблему и предложить пути ее решения. Кейс-технология мотивирует учеников на деятельностную позицию, самостоятельность мышления, самореализацию. Кейс позволяет обеспечить метапредметный подход к изучаемому образовательному объекту и выход за пределы учебного предмета.

  • Мы начинаем КВН 2024

    Автор: Польникова Галина Васильевна

    В КВН в школах страны, и нашей в том числе, начали играть в 60-е годы XX века. Формат игры, конечно, отличался от современного. Чаще всего это был набор конкурсов на смекалку, умения (например, почистить картошку), творчество. Затем на смену КВН пришли конкурсы «А ну-ка, девушки», «Вперед, мальчишки», «Веселые старты». В 90-е годы КВН вновь вернулся в молодежную жизнь, но уже в современном формате.

  • Щелыково – родина "Снегурочки" 2024

    Автор: Маликова Ольга Викторовна

    Музей-заповедник «Щелыково» - прекрасное место России, связанное с именем Александра Николаевича Островского. В 2023 году в нашей стране отметили 200-летие этого великого русского драматурга. А группа студентов и преподавателей музыкального колледжа им. А.Н.Скрябина из города Электросталь побывала в родовом имении Островских в Костромской области. Нас как музыкантов интересовал вопрос: почему именно в усадьбе Щелыково Островский задумал необычное для драматурга произведение – сказку «Снегурочка»? Царство леса, глухого, нехоженого, окружающего со всех сторон усадьбу Щелыково, вероятно, определило и символическое заглавие пьесы. Лес вокруг усадебного дома Александр Николаевич вместе с братом Михаилом превратил в ландшафтный парк, где в живописных местах стоит скамьи и беседки. На краю откоса они построили двухэтажную беседку, прозванную детьми Островского «Снегурочкиной», потому что именно в ней драматург и обдумывал свою «весеннюю сказку». Пребывание Островского в Щелыкове, расположенном на севере нашей страны, где так часто хмурится небо и где особенно радуются теплу, солнцу, безусловно вдохновило Островского на создание этой замечательной сказки. На вопрос нашего исследования, ради которого мы отправились в поездку, можно ответить словами самого Островского: «Без Щелыкова не мыслю радости бытия,.. без ее природы, напоенной вдохновением!»

  • Литературно-музыкальная гостиная «Имя матери – Анна… (о музе и трагедии Анны Ахматовой) 2024

    Автор: Крючкова Светлана Васильевна

    Цель литературно-музыкальной гостиной: популяризация творчества великого поэта Серебряного века русской поэзии ХХ столетия Анны Андреевны Ахматовой, постижение особенностей художественного мира ее поэзии. Сценарий литературной гостиной «Имя матери – Анна…» разработан для мероприятия, посвященного 135-летию со дня рождения Анны Ахматовой. Литературно-музыкальная гостиная составлена в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося.

    Серебряный век, литературно-музыкальная композиция, Литературно-музыкальная гостиная, А.А.Ахматова

  • Роль христианских символов икона, молитва, благословение для раскрытия характеров персонажей в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» 2024

    Автор: Вохмина Валентина Викторовна

    Цель исследования: изучение роли христианских мотивов повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» для раскрытия характера персонажей произведения.

    исследовательская деятельность, А.С.Пушкин, А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

  • А.С.Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин». «Поговорим о странностях любви…» Онегин и Татьяна 2024

    Автор: Васькова Елена Ивановна

    Цель урока: определить своеобразие любовной линии главных героев произведения для постижения авторского замысла и самого себя.

    А.С.Пушкин, А.С.Пушкин «Евгений Онегин»


  • Урочы темæ: Хетæгкаты Къоста «Фæззæг» 2024

    Автор: Бирагова Алина Черменовна

    Коста — на родине его часто называют только по имени — стал основоположником осетинской литературы и осетинского литературного языка, выдающимся поэтом, прозаиком, драматургом, публицистом, этнографом, просветителем, краеведом и первым профессиональным художником Осетии.

  • Уроки литературы как средство духовно-нравственного воспитания личности 2024

    Автор: Цуканова Елена Михайловна

    Перемены в социальной жизни страны и в области просвещения делают наиболее актуальными проблемы воспитания нового поколения и проблемы духовности, морали, этики. У многих подростков вырабатывается чувство отчуждённости от системы общечеловеческих ценностей, искажаются их нравственные ориентиры. Одна из причин такой ситуации, на взгляд автора статьи, ‒ негативное влияние мощного информационного потока, стихийно распространяющегося из Интернета, телевидения и т.д. И поэтому главная задача учителя-словесника состоит в том, чтобы научить ребёнка овладевать новыми знаниями, новыми видами деятельности, ключевыми компетенциями и превратить уроки литературы в средства духовно-нравственного развития.

    духовно-нравственное воспитание, проблемное обучение, развитие критического мышления

  • Особенности преподавания литературы в современной школе 2024

    Автор: Дмитриева Елена Викторовна

    Ответьте честно на вопрос: с каким человеком вам будет комфортнее, уютнее, лучше – с умным или душевным? А что формирует душу? Классическая литература. Что учит состраданию, доброте, любви, наконец? Литература. А с каким человеком вам интереснее? С тем, кто разбирается только в логарифмах, в солях, в механических колебаниях и волнах, в видеокартах, или с тем, кто красиво расскажет любую историю, ответит на ваш вопрос, сможет объяснить причину возникновения любого конфликта, подскажет выход из него и т.д.? Думаю, ответ напрашивается сам собой. И этому тоже учит литература. Именно поэтому, несмотря на то, что значение этого предмета постепенно умаляется в учебных заведениях (это видно по сокращению часов, по всё уменьшающемуся интересу современных школьников, по усиливающейся тенденции к информатизации общества), я стараюсь таким образом построить свои уроки, чтобы если не убедить ребят в значении этого предмета, то как-то обратить их к книге, достучаться до их сердец. Как это сделать в нашей современной школе, где литература не является профильным предметом, а интерес ребят находится совсем в другой области?

  • Литературная игра "Художественный мир С.Есенина". Литературная игра для учащихся 7–9-х классов 2024

    Автор: Гриценко Юлия

    Цели игры: увлечь поэтическим творчеством Сергея Есенина, обратить внимание на глубокую лиричность поэзии, нежную любовь к родине, природе; показать поэтическое мастерство Сергея Есенина в раскрытии образа Родины через средства языковой выразительности; развивать умение анализировать лирическое произведение.

    литературная игра, С.А.Есенин

  • Словесные ряды в повести В.Г.Распутина «Живи и помни» 2024

    Автор: Макарова Кристина Юрьевна

    Пристально вглядываясь в противоречия современного мира, Валентин Распутин, подобно другим писателям – “деревенщикам”, видит истоки бездуховности в социальной действительности (человека лишили чувства хозяина, сделали винтиком, исполнителем чужих решений). Вместе с тем писатель предъявляет повышенные требования к самой личности. Для него не приемлемы индивидуализм, пренебрежение такими национальными ценностями, как Дом, труд, могилы предков, продолжение рода. Все эти понятия обретают в прозе писателя материальное воплощение, описываются в лирико-поэтической манере. Порой даже герои, частично утратившие свою духовность, на какое-то время нравственно воскресают, оказавшись под обаянием этих понятий. От повести к повести в творчестве Валентина Распутина усиливается трагизм авторского мировосприятия.

    В.Г.Распутин, В.Г. Распутин «Живи и помни»

  • Использование материала книги Эрика Карла «The Very Hungry Caterpillar» на уроках английского языка для детей младшего школьного возраста 2024

    Автор: Вергун Татьяна Юрьевна

    Цель мастер-класса – проинформировать учителей, педагогов дополнительного образования и родителей о возможности использования материалов книги Эрика Карла в оригинале для повышения познавательного интереса младших школьников, повышения мотивации к изучению иностранного языка, а также достижения учебных целей урока или внеурочного занятия. Видеоматериал предназначен для учителей английского языка, педагогов дополнительного образования, репетиторов или родителей, которые хотят использовать классические произведения на языке оригинала в своей работе по обучению иностранному языку с детьми младшего школьного возраста.

    английский язык


Не нашли интересующий материал? Воспользуйтесь поиском по сайту.