Урок-аукцион по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Разделы: Литература, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Мастер-класс, Конкурс «Классическая литература в современной школе»

Ключевые слова: М.Булгаков «Мастер и Маргарита»


Цель: Обобщить знания учащихся о романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», контроль полученных знаний.

Формировать УУД:

  • личностные: умение оценивать ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
  • регулятивные: умение обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; планировать (с учителем и одногруппниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.
  • познавательные: умение осознавать познавательную задачу; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи; извлекать нужную информацию.
  • коммуникативные: умение задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; формулировать собственные мысли; высказывать и обосновывать свою точку зрения; подтверждать аргументы фактами.

Планируемые результаты:

  • Предметные: знать содержание романа «Мастер и Маргарита» Булгакова, основные этапы жизни и творчества писателя, понятия «роман», «триада», «композиция».
  • Личностные: уметь оценивать ситуацию на уроке с точки зрения важности образования.
  • Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке, высказывать свою точку зрения, находить связь произведений литературы.

Задачи урока:

  • Образовательные: закрепить и обобщить знания учащихся о романе «Мастер и Маргарита».
  • Развивающие: способствовать развитию познавательного интереса, мотивации учения, памяти, воображения, общего кругозора.
  • Воспитательные: создать условия для формирования чуткого отношения к слову, наблюдательности и внимательности.

Тип урока: Урок закрепления изученного материала

Формы организации деятельности обучающихся: викторина (опрос), игра-аукцион.

Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, игровые карточки-картинки лотов, игровая валюта - «червонцы», сигнальные карточки (красного, зеленого, синего цветов), дипломы команды победителей и участников.

Ход урока

1. Организационный момент

У нас сегодня аукцион,
Подведёт итоги он.
Тот, кто больше знает,
Тот награды получает.

- Сегодня мы проводим чрезвычайно важное мероприятие - аукцион знаний по литературе.

На продажу выставлены поистине бесценные «вещи», приобрести которые сможет любая команда (в обмен на знания по роману «Мастер и Маргарита»).

2. Самоопределение к деятельности

Ведь вы мыслите, как же вы можете быть мертвы.
Азазелло, М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»

- Как вы понимаете эту цитату из романа? (Через творчество писатель обретает бессмертие)

3. Постановка учебной задачи

- Сформулируйте, пожалуйста, тему и задачу нашего занятия.

- Правильно, сегодня на уроке мы с вами обобщим знания о бессмертном романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

4. Работа по теме урока

Правила игры.

Обучающиеся делятся на две (три) команды. Каждая команда определяет капитана. На столах каждой команды три сигнальные таблички разных цветов: зеленая - команда повышает ставку, синяя - команда называет характеристику лота для того, чтобы «заработать» дополнительные червонцы, красная - пас.

Открытие аукциона.

В начале каждая команда получает по 10 червонцев. Но ребята могут заработать еще червонцы, если будут описывать аукционный лот характеристиками из романа. Причем у ведущего уже есть заготовки характеристик. Командам нужно их правильно назвать, угадать.

Основной ход урока-аукциона - команды выкупают представленные лоты за деньги-червонцы, которые у них есть в наличии. Побеждают те участники команды, «скупившие» бОльшее количество лотов.

Команды «Москвичи» и «Нечистая сила».

5. Проведение аукциона

- Внести первую «вещь» на продажу!

Табличка «Значок вагоновожатой».

- Начальная цена - 10 баллов.

За правильный ответ по дополнительным характеристикам - 2 балла.

  1. Кому из героев романа мог принадлежать этот предмет? - комсомолке вагоновожатой трамвая на Патриарших прудах, под колесами которого погиб Берлиоз.
  2. Как погиб Берлиоз? - поскользнулся на рельсах, и трамвай отрезал ему голову.
  3. Кто предсказал Берлиозу такую смерть? - Странный иностранец, Воланд.
  4. С кем был Берлиоз до встречи со странным иностранцем? - с Иваном Бездомным.
  5. За что Воланд так наказал Берлиоза? - за безверие.

«Проданная вещь» устанавливается на столе команды «купившей» её.

Следующий лот - «Плащ прокуратора города Ершалаима»

Вопросы:

  1. Кто был владельцем этого плаща? - прокуратор Понтий Пилат
  2. Откуда этот герой возник в романе «Мастер и Маргарита»? из какого он произведения? - о нем пишет в своем историческом романе об Иисусе Христе Мастер.
  3. Кто был любимым существом, другом Понтия? - собака Банга
  4. Что больше всего ненавидел Понтий Пилат? - запах розового масла.
  5. За что наказан этот герой? Какой самый страшный порок он совершил? - за трусость.

Новая бесценная вещь - «Медицинский халат»

  1. Как Булгаков связан с медициной? - по образованию М.А.Булгаков был врачом.
  2. Назовите автобиографическое произведение Булгакова, где герой становится наркозависим. - «Записки молодого врача»
  3. В какое медицинское учреждение попадает Иван Бездомный в начале романа «Мастер и Маргарита»? - Психиатрическая лечебница
  4. Какой диагноз поставили Ивану? - шизофрения.
  5. Узнайте героя по описанию: «...вошел человек с острой бородкой и облаченный в белый халат...» «...привычным, ловким жестом снял очки, приподняв полу халата, спрятал их в задний карман брюк...» «...Впереди всех шел тщательно, по‑актерски обритый человек лет сорока пяти, с приятными, но очень пронзительными глазами и вежливыми манерами...» - профессор Стравинский.

Новый лот нашего аукциона «Баночка волшебного крема»

  1. От кого был получен этот волшебный подарок и кем? - Маргарита получила его из рук Азазелло.
  2. Почему Маргарита поверила, что перед ней посланник сверхъестественных сил? - Азазелло процитировал ей строки из романа Мастера.
  3. Что произошло с Маргаритой после того, как она натерла свое тело кремом? - героиня помолодела и превратилась в ведьму.
  4. Кто еще попал под действие этого крема? - служанка Маргариты Наташа и сосед снизу - Николай Иванович, ставший боровом.
  5. Какую роль пришлось играть Маргарите по просьбе Воланда? - королевы бала.

Следующий лот - «Примус»

  1. Что такое примус? - бытовой нагревательный прибор для приготовления пищи и кипячения воды.
  2. Кто в романе периодически занят примусом? - кот Бегемот.
  3. Почему булгаковского героя зовут Бегемот? - Бегемот в демонологической традиции - это демон чревоугодия (обжорство Бегемота в Торгсине).
  4. Какие бедствия устраивает кот Бегемот с помощью примуса? - пожар в Торгсине и Доме Грибоедова.
  5. В кого превращается Бегемот в конце романа? - в худенького юношу-пажа.

А вот и живой лот - «Петух»

  1. Кого и как спас петух в романе? - К финдиректору варьете Римскому явились вампиры, но их спугнул крик петуха.
  2. Кто стал вампиром в романе благодаря Гелле? - администратор театра Варенуха.
  3. Откуда на шее у Геллы шрам? - возможно в жизни ее казнили: либо отрубили голову, либо повесили.
  4. В романе есть другие роковые женщины-грешницы. Расскажите о них (по 2 червонца за каждую характеристику): Фрида, госпожа Тофана, Низа.

«Хлебный нож»

  1. Художественная деталь - нож - довольно часто появляется на страницах романа. Как нож действует в «ершалаимских главах»? - Левий Матвей украл нож в хлебной лавке, чтобы освободить Иешуа.
  2. Как Левий Матвей использовал украденный нож? - от срезал ножом веревки с рук и ног тела Иешуа, чтобы снять своего учителя с креста.
  3. Кого в итоге убивают ножом? - Понтий Пилат приказал Афранию убрать Иуду, которого зарезали ножом.
  4. Кем был Левий Матвей в романе Мастера? - сборщик податей.
  5. Мастер использует довольно странную метафору, говоря о своей любви к Маргарите. Процитируйте. - «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!»

«Нехорошая квартира»

  1. Назовите адрес это квартиры - Москва, улица Большая Садовая, д. 302-бис, квартира 50.
  2. Кому принадлежит эта квартира? - в ней жили Степан Лиходеев и Берлиоз.
  3. Как Воланд и его свита избавляются от хозяев квартиры? - Берлиоз погибает, а Лиходеев оказывается в Ялте без документов, поэтому не может вернуться.
  4. Кто был единственным наследником покойного Берлиоза? - его дядя из Киева Максимилиан Поплавский.
  5. Квартирный вопрос довольно остро показан в романе Булгакова. Как именно? - ради чужой квартиры Алоизий Магарыч пишет донос на Мастера, Поплавский спешит в Москву из Киева, чтобы прописаться в три комнаты покойного племянника.

«Губка» - интересный лот. Он есть в эпизоде «Бал сатаны» и в эпизоде «Казни Иешуа»

  1. За что казнили Иешуа Га-Ноцри? - За подстрекательство людей разрушить храм.
  2. Как губка связывает Маргариту и Иешуа? - на балу Наташа периодически протирает колено Маргариты губкой. Висящему на кресте Иешуа дают напиться из губки, затем даруют «лёгкую смерть».
  3. На балу сатаны все гости - покойники. Но есть и один предатель жизни. Кто он? - барон Майгель.
  4. Назовите героев из свиты Воланда. - Азазелло, Фагот-Коровьев, кот Бегемот и Гелла.

«Дом Мастера и Маргариты»

  1. В какой главе появляется главный герой романа? - в 13.
  2. Расскажите о мастере. - Мастер - москвич 38 лет, по профессии историк, человек высокообразованный, знающий несколько иностранных языков. Выиграв в лотерею крупную сумму денег, он смог посвятить всё своё время написанию романа о Понтии Пилате и истории последних дней жизни Иешуа Га-Ноцри. Однако первая же попытка опубликовать роман вызвала волну критики со стороны профессиональных литераторов. Из-за бесконечной травли мастер постепенно сошёл с ума и в один из моментов отчаяния сжёг свой роман. Эти же газетные статьи навели одного из знакомых мастера, Алоизия Могарыча, на мысль написать ложный донос, чтобы заполучить его квартиру. В результате расследования мастер был освобождён, но, лишившись квартиры, денег и смысла жизни, он решает найти покой в клинике для душевнобольных. Фабула романа заинтересовала Воланда. Он возвращает сожжённые рукописи, а также предоставляет мастеру и его возлюбленной Маргарите место вечного покоя и уединения.
  3. Как звали жену мастера? - Варвара.
  4. Когда встретились мастер и Маргарита? - весной.
  5. Какой знак был в руках Маргариты? - мимозы.
  6. Расскажите о Маргарите. - Маргарита Николаевна. 30 лет. Красивая, сильная и мужественная девушка. Бездетная. По роду занятий домохозяйка, проживает в центре Москвы, замужем за неким известным и богатым военным инженером, которому изменяет, не любит, не ценит, хотя и «относится к нему с уважением».
  7. Назовите прототипы книжной Маргариты. - Маргарита Валуа, Гретхен из «Фауста», Магдалена (библейская грешница), Елена Сергеевна Булгакова.
  8. Чем закончилась книга «Мастер и Маргарита»? - Покидая Москву, сатана встретился с посланцем Иешуа, который попросил подарить мастеру и Маргарите вечный покой, поскольку рая они недостойны, а ада - не заслуживали. Влюблённые умерли в этом мире и вместе с сатаной и его свитой покинули Москву. Сатана отпустил прокуратора - тот, наконец, встретился с Иешуа.

6. Итог аукциона

- Все «вещи проданы». Аукцион завершается.

Я благодарю всех участников аукциона. Объявляются итоги.

Награждение команды-победителя.

- Команда_____ выиграла аукцион, он смогла «купить» наибольшее количество «вещей» и показала отличное знание творчества М.А.Булгакова.

Вручаю «Диплом победителя в аукционе знаний».

7. Домашнее задание

Сведения из биографии М.А.Шолохова.

Роман-эпопея «Тихий Дон». История создания. Смысл названия. Жанр. Семья Мелеховых. Картины жизни донских казаков на страницах романа.