Цель: Обобщить знания учащихся о романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», контроль полученных знаний.
Формировать УУД:
- личностные: умение оценивать ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
- регулятивные: умение обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; планировать (с учителем и одногруппниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.
- познавательные: умение осознавать познавательную задачу; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи; извлекать нужную информацию.
- коммуникативные: умение задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; формулировать собственные мысли; высказывать и обосновывать свою точку зрения; подтверждать аргументы фактами.
Планируемые результаты:
- Предметные: знать содержание романа «Мастер и Маргарита» Булгакова, основные этапы жизни и творчества писателя, понятия «роман», «триада», «композиция».
- Личностные: уметь оценивать ситуацию на уроке с точки зрения важности образования.
- Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке, высказывать свою точку зрения, находить связь произведений литературы.
Задачи урока:
- Образовательные: закрепить и обобщить знания учащихся о романе «Мастер и Маргарита».
- Развивающие: способствовать развитию познавательного интереса, мотивации учения, памяти, воображения, общего кругозора.
- Воспитательные: создать условия для формирования чуткого отношения к слову, наблюдательности и внимательности.
Тип урока: Урок закрепления изученного материала
Формы организации деятельности обучающихся: викторина (опрос), игра-аукцион.
Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, игровые карточки-картинки лотов, игровая валюта - «червонцы», сигнальные карточки (красного, зеленого, синего цветов), дипломы команды победителей и участников.
Ход урока
1. Организационный момент
У нас сегодня аукцион,
Подведёт итоги он.
Тот, кто больше знает,
Тот награды получает.
- Сегодня мы проводим чрезвычайно важное мероприятие - аукцион знаний по литературе.
На продажу выставлены поистине бесценные «вещи», приобрести которые сможет любая команда (в обмен на знания по роману «Мастер и Маргарита»).
2. Самоопределение к деятельности
Ведь вы мыслите, как же вы можете быть мертвы.
Азазелло, М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»
- Как вы понимаете эту цитату из романа? (Через творчество писатель обретает бессмертие)
3. Постановка учебной задачи
- Сформулируйте, пожалуйста, тему и задачу нашего занятия.
- Правильно, сегодня на уроке мы с вами обобщим знания о бессмертном романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
4. Работа по теме урока
Правила игры.
Обучающиеся делятся на две (три) команды. Каждая команда определяет капитана. На столах каждой команды три сигнальные таблички разных цветов: зеленая - команда повышает ставку, синяя - команда называет характеристику лота для того, чтобы «заработать» дополнительные червонцы, красная - пас.
Открытие аукциона.
В начале каждая команда получает по 10 червонцев. Но ребята могут заработать еще червонцы, если будут описывать аукционный лот характеристиками из романа. Причем у ведущего уже есть заготовки характеристик. Командам нужно их правильно назвать, угадать.
Основной ход урока-аукциона - команды выкупают представленные лоты за деньги-червонцы, которые у них есть в наличии. Побеждают те участники команды, «скупившие» бОльшее количество лотов.
Команды «Москвичи» и «Нечистая сила».
5. Проведение аукциона
- Внести первую «вещь» на продажу!
Табличка «Значок вагоновожатой».
- Начальная цена - 10 баллов.
За правильный ответ по дополнительным характеристикам - 2 балла.
- Кому из героев романа мог принадлежать этот предмет? - комсомолке вагоновожатой трамвая на Патриарших прудах, под колесами которого погиб Берлиоз.
- Как погиб Берлиоз? - поскользнулся на рельсах, и трамвай отрезал ему голову.
- Кто предсказал Берлиозу такую смерть? - Странный иностранец, Воланд.
- С кем был Берлиоз до встречи со странным иностранцем? - с Иваном Бездомным.
- За что Воланд так наказал Берлиоза? - за безверие.
«Проданная вещь» устанавливается на столе команды «купившей» её.
Следующий лот - «Плащ прокуратора города Ершалаима»
Вопросы:
- Кто был владельцем этого плаща? - прокуратор Понтий Пилат
- Откуда этот герой возник в романе «Мастер и Маргарита»? из какого он произведения? - о нем пишет в своем историческом романе об Иисусе Христе Мастер.
- Кто был любимым существом, другом Понтия? - собака Банга
- Что больше всего ненавидел Понтий Пилат? - запах розового масла.
- За что наказан этот герой? Какой самый страшный порок он совершил? - за трусость.
Новая бесценная вещь - «Медицинский халат»
- Как Булгаков связан с медициной? - по образованию М.А.Булгаков был врачом.
- Назовите автобиографическое произведение Булгакова, где герой становится наркозависим. - «Записки молодого врача»
- В какое медицинское учреждение попадает Иван Бездомный в начале романа «Мастер и Маргарита»? - Психиатрическая лечебница
- Какой диагноз поставили Ивану? - шизофрения.
- Узнайте героя по описанию: «...вошел человек с острой бородкой и облаченный в белый халат...» «...привычным, ловким жестом снял очки, приподняв полу халата, спрятал их в задний карман брюк...» «...Впереди всех шел тщательно, по‑актерски обритый человек лет сорока пяти, с приятными, но очень пронзительными глазами и вежливыми манерами...» - профессор Стравинский.
Новый лот нашего аукциона «Баночка волшебного крема»
- От кого был получен этот волшебный подарок и кем? - Маргарита получила его из рук Азазелло.
- Почему Маргарита поверила, что перед ней посланник сверхъестественных сил? - Азазелло процитировал ей строки из романа Мастера.
- Что произошло с Маргаритой после того, как она натерла свое тело кремом? - героиня помолодела и превратилась в ведьму.
- Кто еще попал под действие этого крема? - служанка Маргариты Наташа и сосед снизу - Николай Иванович, ставший боровом.
- Какую роль пришлось играть Маргарите по просьбе Воланда? - королевы бала.
Следующий лот - «Примус»
- Что такое примус? - бытовой нагревательный прибор для приготовления пищи и кипячения воды.
- Кто в романе периодически занят примусом? - кот Бегемот.
- Почему булгаковского героя зовут Бегемот? - Бегемот в демонологической традиции - это демон чревоугодия (обжорство Бегемота в Торгсине).
- Какие бедствия устраивает кот Бегемот с помощью примуса? - пожар в Торгсине и Доме Грибоедова.
- В кого превращается Бегемот в конце романа? - в худенького юношу-пажа.
А вот и живой лот - «Петух»
- Кого и как спас петух в романе? - К финдиректору варьете Римскому явились вампиры, но их спугнул крик петуха.
- Кто стал вампиром в романе благодаря Гелле? - администратор театра Варенуха.
- Откуда на шее у Геллы шрам? - возможно в жизни ее казнили: либо отрубили голову, либо повесили.
- В романе есть другие роковые женщины-грешницы. Расскажите о них (по 2 червонца за каждую характеристику): Фрида, госпожа Тофана, Низа.
«Хлебный нож»
- Художественная деталь - нож - довольно часто появляется на страницах романа. Как нож действует в «ершалаимских главах»? - Левий Матвей украл нож в хлебной лавке, чтобы освободить Иешуа.
- Как Левий Матвей использовал украденный нож? - от срезал ножом веревки с рук и ног тела Иешуа, чтобы снять своего учителя с креста.
- Кого в итоге убивают ножом? - Понтий Пилат приказал Афранию убрать Иуду, которого зарезали ножом.
- Кем был Левий Матвей в романе Мастера? - сборщик податей.
- Мастер использует довольно странную метафору, говоря о своей любви к Маргарите. Процитируйте. - «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!»
«Нехорошая квартира»
- Назовите адрес это квартиры - Москва, улица Большая Садовая, д. 302-бис, квартира 50.
- Кому принадлежит эта квартира? - в ней жили Степан Лиходеев и Берлиоз.
- Как Воланд и его свита избавляются от хозяев квартиры? - Берлиоз погибает, а Лиходеев оказывается в Ялте без документов, поэтому не может вернуться.
- Кто был единственным наследником покойного Берлиоза? - его дядя из Киева Максимилиан Поплавский.
- Квартирный вопрос довольно остро показан в романе Булгакова. Как именно? - ради чужой квартиры Алоизий Магарыч пишет донос на Мастера, Поплавский спешит в Москву из Киева, чтобы прописаться в три комнаты покойного племянника.
«Губка» - интересный лот. Он есть в эпизоде «Бал сатаны» и в эпизоде «Казни Иешуа»
- За что казнили Иешуа Га-Ноцри? - За подстрекательство людей разрушить храм.
- Как губка связывает Маргариту и Иешуа? - на балу Наташа периодически протирает колено Маргариты губкой. Висящему на кресте Иешуа дают напиться из губки, затем даруют «лёгкую смерть».
- На балу сатаны все гости - покойники. Но есть и один предатель жизни. Кто он? - барон Майгель.
- Назовите героев из свиты Воланда. - Азазелло, Фагот-Коровьев, кот Бегемот и Гелла.
«Дом Мастера и Маргариты»
- В какой главе появляется главный герой романа? - в 13.
- Расскажите о мастере. - Мастер - москвич 38 лет, по профессии историк, человек высокообразованный, знающий несколько иностранных языков. Выиграв в лотерею крупную сумму денег, он смог посвятить всё своё время написанию романа о Понтии Пилате и истории последних дней жизни Иешуа Га-Ноцри. Однако первая же попытка опубликовать роман вызвала волну критики со стороны профессиональных литераторов. Из-за бесконечной травли мастер постепенно сошёл с ума и в один из моментов отчаяния сжёг свой роман. Эти же газетные статьи навели одного из знакомых мастера, Алоизия Могарыча, на мысль написать ложный донос, чтобы заполучить его квартиру. В результате расследования мастер был освобождён, но, лишившись квартиры, денег и смысла жизни, он решает найти покой в клинике для душевнобольных. Фабула романа заинтересовала Воланда. Он возвращает сожжённые рукописи, а также предоставляет мастеру и его возлюбленной Маргарите место вечного покоя и уединения.
- Как звали жену мастера? - Варвара.
- Когда встретились мастер и Маргарита? - весной.
- Какой знак был в руках Маргариты? - мимозы.
- Расскажите о Маргарите. - Маргарита Николаевна. 30 лет. Красивая, сильная и мужественная девушка. Бездетная. По роду занятий домохозяйка, проживает в центре Москвы, замужем за неким известным и богатым военным инженером, которому изменяет, не любит, не ценит, хотя и «относится к нему с уважением».
- Назовите прототипы книжной Маргариты. - Маргарита Валуа, Гретхен из «Фауста», Магдалена (библейская грешница), Елена Сергеевна Булгакова.
- Чем закончилась книга «Мастер и Маргарита»? - Покидая Москву, сатана встретился с посланцем Иешуа, который попросил подарить мастеру и Маргарите вечный покой, поскольку рая они недостойны, а ада - не заслуживали. Влюблённые умерли в этом мире и вместе с сатаной и его свитой покинули Москву. Сатана отпустил прокуратора - тот, наконец, встретился с Иешуа.
6. Итог аукциона
- Все «вещи проданы». Аукцион завершается.
Я благодарю всех участников аукциона. Объявляются итоги.
Награждение команды-победителя.
- Команда_____ выиграла аукцион, он смогла «купить» наибольшее количество «вещей» и показала отличное знание творчества М.А.Булгакова.
Вручаю «Диплом победителя в аукционе знаний».
7. Домашнее задание
Сведения из биографии М.А.Шолохова.
Роман-эпопея «Тихий Дон». История создания. Смысл названия. Жанр. Семья Мелеховых. Картины жизни донских казаков на страницах романа.