Литературная игра "Художественный мир С.Есенина". Литературная игра для учащихся 7–9-х классов

Разделы: Литература, Конкурс «Классическая литература в современной школе»

Классы: 7, 8, 9

Ключевые слова: литературная игра, С.А.Есенин


Цели и задачи:

Образовательные:

  • увлечь поэтическим творчеством Сергея Есенина, обратить внимание на глубокую лиричность поэзии, нежную любовь к родине, природе.
  • показать поэтическое мастерство Сергея Есенина в раскрытии образа Родины через средства языковой выразительности.
  • развивать умение анализировать лирическое произведение.

Развивающие:

  • Развивать навыки критического мышления, умений выделять главное, обобщать.
  • Активизировать творческие способности учащихся, в том числе выразительное чтение.
  • Развивать познавательный интерес к поэзии, расширять кругозор.
  • Учить работать в группах, осуществлять совместную учебно-творческую деятельность.

Воспитательные:

  • Воспитать патриотические чувства, чувства прекрасного.

Оборудование:

  • Портрет Есенина
  • Книжная выставка
  • Магнитофонная запись (музыка из песни «Отговорила роща золотая»)
  • Презентация
  • Распечатки стихов
  • Бумага и краски

Вступительное слово

Ведущий: Стихи Есенина, полны обжигающей чистоты чувств, сердечной правды. В них и восторг, и любовь ко всему живому, и печаль большого сердца.
В наши дни особый смысл обретают такие понятия, как чувство родной земли, гуманность, честность, искренность, милосердие… Стихи Есенина - человечные, добрые - открывают свои светлые глубины.

Условия игры: Учащиеся делятся на команды по 5 человек. Вопросы игры транслируются на экране . На обдумывание ответов даётся от 2 до5 минут. За правильный ответ команды получают 1 балл. В конце игры команды создают рисунок, навеянный словесными образами есенинских стихов.

1 этап «Душа нации»

Работа с текстом. Необходимо создать кластер, в котором отразились бы все черты Есенина, на которые обращает наше внимание Е.Винокуров.

(Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале).

(1)Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину, душой нации и пользующихся безграничной любовью народа. (2)Есенина любят разные слои общества: молодёжь и старики, рабочие и профессора. (3)Чем же объяснить такую любовь русского народа к творчеству Есенина? (4)Ведь это очень сложный поэт, и нет человека, который бы его до конца понял, нет пока и критика, который смог бы объяснить и прокомментировать всё богатство содержания есенинской поэзии. (5)Его простота и доступность подчас как бы скрывают от глаз те огромные духовные глубины, которые в нём подспудно содержатся. (6)Есенин - это национальный мыслитель, и этим прежде всего определяется любовь к поэту. (7)Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит, причём он мыслит по самым существенным проблемам мира, которые так волнуют человека: о жизни и смерти, о крестьянстве, о русской истории, о судьбе отдельной личности и всего народа. (8)Есенин - великий художник интуиции, и это тоже определяет особое отношение народа к творчеству поэта. (9)Мысли Есенина рождаются вместе со взрывом эмоций - они подобны ослепительным вспышкам, это чаще всего глубочай­шие духовные прозрения. (10)Недаром он предположил: "Зато в глазах моих прозрений дивных свет". (11)Всей своей великой интуицией художника он безошибочно угадывал правду, писал только правду, ничего, кроме правды, и поэтому написан­ное им с каждым годом звучит громче и громче.
(12)Есенин - певец любви. (13)Эта тема тоже близка каждому человеку. (14)Поэт рыцарски стоял за высокое духовное понимание любви, за предельную одухотворённость чувства, не примирялся с компромиссом, требовал максимального любовного напряжения, максимального переживания.
(15)Поэт - это сейсмограф, компас. (16)Он передаёт колебания эпохи, он философ, мы по нему определяем пути истории, силу подземных толчков. (17)Надо только, чтобы этот сейсмограф был чуток, компас - точен. (18)А Есенин был идеальным в этом смысле инструментом - он был обнажённой совестью нации.

(По Е.Винокурову)

Есенин искусно владел поэтическим языком, и был великолепным мастером художественного слова.

2 этап «Есенинские строки»

Продолжи стихотворение

1.

Белая береза под моим окном
(Принакрылась снегом, точно серебром)

2.

Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
(В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить)

3.

Ты жива еще, моя старушка.
(Жив и я, привет тебе, привет тебе привет)

4.

Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот, да веселый свист.
(Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист)

5.

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
(Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою»)

3 этап Теория. Найти соответствия

1. Метафора

А. повторение каких-либо сходных звуковых элементов в начале смежных ритмических рядов (полустиший, строк, строф).

2. Эпитет

Б. стилистическая фигура, противоположная анафоре, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.)

3. Анафора

В. передача цвета языком художественного произведения. С помощью цветописи писатель может передать чувства не напрямую, а как бы мелкими штрихами, наполняя своё художественное произведение.

4. Эпифора

Г. (в переводе с греческого - «перенос») - это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку.

5. Цветопись

Д. это художественно-образное определение, подчеркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления.

6. Олицетворение

Е. это сопоставление изображаемого предмета или явления с другим предметом по общему для них признаку.

7. Сравнение

Ё. является разновидностью метафоры, когда неодушевлённый предмет описывается как живое.

Анафора

Анафора (греч. αναφορα - возвращение, единоначатие, скреп) - повторение каких-либо сходных звуковых элементов в начале смежных ритмических рядов (полустиший, строк, строф).

Эпифора

Эпифора - это (греч. epiphora из epi - после + phoros - несущий) стилистическая фигура, противоположная анафоре, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.)

Цветопись

Цветопись - передача цвета языком художественного произведения. С помощью цветописи писатель может передать чувства не напрямую, а как бы мелкими штрихами, наполняя своё художественное произведение.

Метафора

Метафора (в переводе с греческого - «перенос») - это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку.

Эпитет

Эпитет - это художественно-образное определение, подчеркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления.

Сравнение

Сравнение - это сопоставление изображаемого предмета или явления с другим предметом по общему для них признаку.

Олицетворение

Олицетворение является разновидностью метафоры, когда неодушевлённый предмет описывается как живое.

Ответ: 1г, 2д, 3а, 4б, 5в, 6ё, 7е

4 этап. Найти анафору и эпифору

Ведущий: Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина существуют не сами по себе, ради красивой формы, а для того, чтобы, полнее и глубже выразить мысли и чувства поэта. Люди, животные, растения, стихии и предметы - дети одной матери-природы. Наверное, именно это и делает стихи поэта такими притягательными.

Художественные средства выразительности используются как краски в живописи, передают многообразие оттенков природы, богатство ее красок, внешние портретные черты героев.

А.

Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,

Б. «Клен ты мой опавший// Клен заледенелый»

В.

В деревянные крылья окна
Вместе с рамами в тонкие шторы
Вяжет взбалмошная луна
На полу кружевные узоры

Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстояньи.
Когда кипит морская гладь,
Корабль в плачевном состояньи.

Шуми, левкой и резеда.
С моей душой стряслась беда.
С душой моей стряслась беда.
Шуми, левкой и резеда.

5 этап. «Цветопись»

Ведущий: Поэт употребляет чистые, естественные краски, традиционные для древнерусской живописи.

  • Белый - символ чистоты.
  • Голубой - символ устремленности к небу, т.е. к чему-то недосягаемому.
  • Синий - цвет небесного пространства.
  • Золотой - цвет солнца.
  • Красный - цвет человеческой крови, а следовательно, животворящей крови Христа.

Стихи Есенина насыщены золотым и серебряным цветом и переливаются как драгоценные оклады икон. Алый, синий и золотой - три главных цвета древнерусской живописи.

Выписать цветовую гамму.

Воздух прозрачный и синий,
Выйду в цветочные чащи.
Путник, в лазурь уходящий,
Ты не дойдешь до пустыни.
Воздух прозрачный и синий.

Звени, звени, златая Русь,
Волнуйся, неуемный ветер.

  1. «Лижет теленок горбатый вечера красный подол»
  2. «Синий сумрак как стадо овец»
  3. «Золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде»
  4. «Слышу плеск голубого ливня»
  5. «Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду»
  6. «Вяжут кружево над лесом в желтой пене облаков»
  7. «И горят снежинки в голубом огне»

Ведь знаю я и знаешь ты,
Что в этот отсвет лунный, синий
На этих липах не цветы -
На этих липах снег да иней.

Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.

Синее небо, цветная дуга.
Тихо степные бегут берега,
Тянется дым, у малиновых сёл
Свадьба ворон облегла частокол.

6 этап. Метафора

Найти метафоры. Объяснить на основе чего они созданы.

А месяц будет плыть и плыть, //Роняя весла по озерам»

Луна - заяц, звёзды - заячьи следы.
Тянусь к теплу, вдыхаю мягкость хлеба
И с хрустом мысленно кусая огурцы,
За ровной гладью вздрогнувшее небо
Выводит облако из стойла под уздцы.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

«Задремали звезды золотые, //Задрожало зеркало затона»

распоясала зарница поясок,
лунные перья серебра»

7 этап. Эпитеты

Найти эпитеты.

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду

Были годы тяжелых бедствий,
Годы буйных, безумных сил.
Вспомнил я деревенское детство,
Вспомнил я деревенскую синь.

Это все, что зовем мы родиной,
Это все, отчего на ней
Пьют и плачут в одно с непогодиной,
Дожидаясь улыбчивых дней.

8 этап. Сравнение

Назовите сравнения.

Клён ты мой опавший, клён заледенелый,
Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,
Не дойду до дома с дружеской попойки.

Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а вовсю зеленым.

И, утратив скромность, одуревши в доску,
Как жену чужую, обнимал березку.

Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребёнком
Запрягался в наши сани.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребёнком
Запрягался в наши сани.

  1. «Воробушки игривые, как детки сиротливые»
  2. «Золотою лягушкою луна распласталась на тихой воде»
  3. «Сыплет черемуха снегом»
  4. «Распоясала зарница в пенных струях поясок»
  5. «Дымом половодье зализало».
  6. «Небо словно вымя, звезды как сосцы»
  7. «Тучи ржут, как сто кобыл»
  8. «Тополя, как телки, уткнули босые ноги под ворота»
  9. «Заря на крыше, как котенок, моет лапкой рот»

В стране, где свищет непогода,
Ревел и выл
Октябрь, как зверь,
Октябрь семнадцатого года.

9 этап. «Олицетворение»

Ведущий: Найти олицетворение. Олицетворение является разновидностью метафоры, когда неодушевлённый предмет описывается как живое. Это один из самых древних речевых приемов, потому что наши предки одушевляли неживое в мифах, сказках и народной поэзии. Чаще всего олицетворения используются при описании природы.

Его любимый клён: «Выйдя на дорогу, // Утонул в сугробе, приморозил ногу», «Там он встретил вербу,// Там сосну приметил, Распевал им песни». Черемуха у него "спит в белой накидке", вербы -- плачут, тополя -- шепчут, "пригорюнились девушки-ели", "словно белой косынкой повязалась сосна", "плачет метель, как цыганская скрипка"

Снежная равнина, белая луна,
Саваном покрыта наша сторона.
И березы в белом плачут по лесам.
Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

В деревянные крылья окна
Вместе с рамами в тонкие шторы
Вяжет взбалмошная луна
На полу кружевные узоры.

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
"С добрым утром!".

  1. «Как метель, черемуха машет рукавом…»
  2. «Тучи рваные кутают лес…»
  3. «Темными елями снится гомон косарей…»
  4. «О красном вечере задумалась дорога…»
  5. «Желтые поводья месяц уронил…»
  6. «На бору со звонами плачут глухари…»
  7. «Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна…»

Снежная равнина, белая луна,
Саваном покрыта наша сторона.
И березы в белом плачут по лесам.
Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

В деревянные крылья окна
Вместе с рамами в тонкие шторы
Вяжет взбалмошная луна
На полу кружевные узоры.

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
"С добрым утром!"

10 этап. «Художники»

Ведущий: Художник С.Есенин сотворил нам чудесные полотна русской природы. Попробуем и мы создать, вдохновляясь его стихами, своё видение того, что он описал, на бумаге. Не забываем о его древнерусской палитре.

Есенин даёт возможность читателю пофантазировать. Дерзайте!

Стихи для создания детских рисунков

Прячет месяц за овинами
Жёлтый лик от солнца ярого,
Высоко над луговинами
По востоку пышет зарево.
Пеной рос заря туманится,
Словно глубь очей невестиных.
Прибрела весна, как странница,
С посошком в лаптях берестяных.
На берёзки в роще теневой
Серьги звонкие повесила
И с рассветом в сад сиреневый
Мотыльком порхнула весело.

Зеленая прическа

Зелёная причёска,
Девическая грудь,
О тонкая берёзка,
Что загляделась в пруд?

Что шепчет тебе ветер?
О чем звенит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лунный гребешок?

Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум,
Я полюбил печальный
Твой предосенний шум.

И мне в ответ берёзка:
«О любопытный друг,
Сегодня ночью звездной
Здесь слезы лил пастух.

Луна стелила тени,
Сияли зеленя.
За голые колени
Он обнимал меня.

И так, вдохнувши глубко,
Сказал под звон ветвей:
«Прощай, моя голубка,
До новых журавлей».

* * *

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

* * *

Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда, -
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
До сегодня ещё мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.

* * *

Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Вззвенивает лес.
Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.
По лугу со скрипом
Тянется обоз -
Суховатой липой
Пахнет от колес.
Слухают ракиты
Посвист ветряной…
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной.

Пороша

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

Ведущий: А теперь один из команды выразительно прочитает стихотворение, а другой прокомментирует работу художника.

Подведение итогов игры

Ведущий: Каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к природе, к Отчизне, к матери, женщине, близким людям. Да, это была мужественная, самозабвенная любовь к Родине. Он был её сыном, болел её болями, радовался её радостям.

По мнению Есенина, только любя свою родину, свой народ, своих соотечественников, можно стать великим патриотом-гуманистом. В 21 веке, человечное, свободолюбивое, в высшей степени, патриотическое слово Есенина доходит до сердец миллионов людей, побуждая в них все лучшие черты, объединяя их нравственно, духовно, помогая им познавать и открывать для себя еще полнее свою Родину. Думаю, что сегодня, пытаясь вникнуть в художественный мир Есенина, мы стали немного лучше, а значит и мире стало чуточку теплее и светлее.