Автор:
Заякина Екатерина,
ученица 8 класса
Руководитель:
Вохмина В.В.,
учитель русского языка и литературы
1. Введение
Творчество А.С.Пушкина, великого поэта русского народа, является важнейшим наследием русской культуры: оно воспитывает в человеке моральные принципы, пробуждает желание духовно работать над собой, воспитывает чувство прекрасного, обращает внимание читателей на христианские истоки нашей культуры.
Особенно это важно в условиях современной жизни, когда молодое поколение встречается с большим потоком негативной информации, пропагандой ложных взглядов. Именно творчество А.С.Пушкина способно укрепить важные морально-нравственные установки молодого человека, потому что поэт писал о том, что всегда будет волновать думающего человека: о добре и зле, о благородстве и подлости, о чести и бесчестии, о вере и безверии.
Повесть «Капитанская дочка» является итогом творческого пути поэта и своеобразным духовным завещанием. Это произведение о милосердии, о любви, о чести, то есть о том, что лежит в основе православия.
В связи с этим мы решили обратиться к тексту произведения, чтобы выяснить, как раскрываются характеры героев повести через отношение к православным символам: иконе, молитве, благословению.
Для исследования мы выбрали тему «Значение христианских символов икона, молитва, благословения для раскрытия характеров героев в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Актуальность данной работы заключается в том, что нами сделана попытка выявить связь между народным отношением к этим православным символам, отношением к ним А.С.Пушкина и отношением героев произведений.
Цель исследования: изучение роли христианских мотивов повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» для раскрытия характера персонажей произведения.
Задачи исследования:
- Изучить литературу по данному вопросу.
- Определить роль христианских символов икона, молитва, благословение в жизни православного человека.
- Выяснить, какое место в жизни А.С.Пушкина занимали христианские символы икона, молитва, благословение и как поэт относился к ним.
- Определить использование этих символов в творчестве А.С.Пушкина.
- Выяснить взаимосвязь между отношением героев к иконе, молитве и благословению и их характеристикой.
Объект исследования: текст повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Субъект исследования: православные символы икона, молитва, благословение.
Гипотеза: Мы предполагаем, что народные взгляды на православные символы икона, молитва, благословение совпадают со взглядами А.С.Пушкина и героев повести «Капитанская дочка» и что в произведении отношение к этим символам служит средством характеристики персонажей.
2. Основная часть
2.1. Обзор литературы
Русская литература XIX века по праву считается одной из высочайших вершин. Особенность русской литературы XIX века - религиозная направленность, непрерывная связь с православной традицией, стремление постичь глубокие философские вопросы. Одним из первых писателей, кто на страницах своих произведений задумывался о незыблемых христианских ценностях, духовном единстве народа, стал А.С.Пушкин.
В настоящее время становление религиозного направления в творчестве А.С.Пушкина обстоятельно изучено. Этому вопросу исследователи творчества А.С.Пушкина посвятили немало отдельных научных изысканий, например: Т.А.Хохлова «Православная этика в сознании героев романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка»1, М.Новикова «Пушкинский космос: Языческая и христианская традиции в творчестве Пушкина»2; А.Т.Хохлова «Отображение русского народного сознания в образах героев повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкина»3 и многие другие.
______________
1 Т.А.Хохлова Православная этика в сознании героев романа А.C.Пушкина «Капитанская дочка». Вестник Оренбургского государственного педагогического университета, 24.09.2014 г.
2 Новикова М. «Пушкинский космос: Языческая и христианская традиции в творчестве Пушкина» / Рос. акад. наук, Ин-т мировой лит. им. А.М.Горького. М.: Наследие, 1995. 353 с.
3 А.Т.Хохлова «Отображение русского народного сознания в образах героев повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкина» // Портретная галерея повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»: четвертые научные Пушкинские чтения: междунар. сб. науч. работ. Оренбург, 2013. С. 148-153.
Т.А.Хохлова в статье «Православная этика в сознании героев романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка» пишет: «В романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» понятие чести становится словно бы атрибутом благодати, поскольку неотделимо от христианской совести. Таким образом, через речь, мировоззрение и поведение персонажей христианские константы милосердия, сострадания, благословения, молитвы, соборности, благодати, совести формируют национальное русское сознание героев повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
2.2. Икона в жизни русского православного человека
Для русского православного человека Бог, икона, молитва, благословение были не только неотъемлемой частью духовной жизни, но и находили своё выражение в образе жизни православного человека. Трудно представить себе верующего человека без иконы. Икона для православного человека - это мост между землёй и небом, это связь с Богом.
Все события в жизни человека были связаны с иконой. Иконы передавались из поколения в поколение и были украшением не только храма, но и русской избы. Икона в доме православного человека - это явление Бога. Она «выполняла роль духовно-нравственного ориентира каждодневных дел, поступков, образа жизни, а потому в ней особенно ярко выражена внутренняя гармония человека, примиренного с Богом, с самим собой и окружающим миром».4
______________
4 Жиров М.С., Колесник В.Н. «Икона как отражение бытия русского человека», Научные ведомости, 2013. № 23 (166). Выпуск 26, стр. 234.
Об этом говорит и название икон: «Спас», «Умиление», «Всемилостливая», «Достойна есть», «Всех скорбящих Радость», «Умягчение злых сердец» и др. Икона на Руси была и моленным образом, и святыней, и богатством, и защитой. Святые, изображаемые на иконах, были заступниками на все случаи жизни. Например, «Святой Николай считался покровителем плотников и строителей горододельцев, а также всех путешествующих и страждущих. Он защищал от морских бурь, пожаров. Федор Тирон оберегал колодцы, Козьма и Демьян были святыми покровителями кузнецов и лекарей и т.д.».5
______________
5 Жиров М.С., Колесник В.Н. «Икона как отражение бытия русского человека», Научные ведомости, 2013. № 23 (166). Выпуск 26, стр. 235.
Во времена нашествий половцев и татар, во время пожара обращались за защитой к иконе Божьей Матери, ею же благословляли дочь, идущую под венец.
В избах иконы находились на специальных полках - божницах. Перед иконой горела свеча как символ устремления к Богу, порыв лучших чувств. Часто иконы украшали накладными украшениями из тонких золотых и серебряных листов - окладами. Цари тоже стремились богато «одарить» иконы. Например, по заказу Бориса Годунова был сделан оклад из золота, серебра, драгоценных камней и жемчуга на икону Андрея Рублёва «Троица».
С точки зрения православия, человек - тоже икона Божия, так как он создан Богом по своему образу и подобию и через духовное становление должен этого Божьего подобия достигнуть.
2.3. Молитва в жизни православного человека
«Молитва - это, в первую очередь, канонический, составленный либо Св. Отцами Церкви либо опытными и почитаемыми священнослужителями, и вошедший в употребление и применяющийся на практике в течение длительного времени текст обращения к Богу».6
______________
6 М.Суханова «Православное учение о молитве», М. 2000, стр.126.
Молитва - это обязательное условие жизни христианина и выражение служения человека Богу. Существует три рода молитв: прошение, благодарение и хвала, покаяние. Молитвы были общецерковные и домашние. Молились Богу и святым. Молитву считали первым средством избавления от горя.
Каждый день начинался с молитвы перед иконами, расположенными в красном углу. Перед молитвой зажигали свечу. Зимой молитвы были продолжительнее, летом - короче. Отношение детей к молитве воспитывалось на родительском примере. Обязательно молились перед едой и во время её приготовления.
Вспоминать о Боге нужно было в течение всего дня. Обязательно молились перед сном. Во время молитвы обязательно крестились, особенно произнося «Во имя Отца и Сына и Святого Духа».
2.4. Благословение в жизни православного человека
Благословение и получение благословения - важный признак послушания человека и его веры в Бога. Перед началом любого дела: перед военным походом, перед дальней поездкой, перед строительством храма - христианин творил крестное знамение и испрашивал Божьего благословения на работу словами «Господи, благослови!» Благословение на благое дело либо начинание могли дать и родители: родитель брал в руки икону и, словесно давая согласие.
Испрашивали благословение на брак у родителей или, при их отсутствии, у ближайших родственников. При вступлении в брак жениха и невесту благословляли в день сватовства, когда жених с родителями приходил свататься в дом невесты. Если согласие было получено, родители жениха и невесты брали иконы Спаса и Богородицы и по очереди благословляли: жениха - иконой Спаса, а невесту - иконой Богородицы. Потом эти иконы передавались молодым, бережно хранились в семье и передавались детям по наследству.
О важности родительского благословение говорит история Смутных времён: когда войско под предводительством князя Дмитрия Пожарского, уже получив благословение ростовского старца Иpинаpxa Затвopникa, двигалось к Москве, князь, по словам русского историка Ивана Забелина, отправился в суздальский Спасо-Евфимиев монастырь - помолиться «на гробах» родителей и таким образом испросить у них благословение на грядущую битву, чем заслужил упреки в промедлении от соратников.
Таким образом, благословение было важной частью жизни православного человека.
2.5. Отношение А.С.Пушкина к христианским символам: молитве, иконе и благословению и отражение этого отношения в творчестве поэта
2.5.1. Отношение А.С.Пушкина к иконе.
Отношение А.С.Пушкина к религии исследователи делят на два периода. В первый период (1817-1824 годы) юный поэт выражает свое отношение к религии фразой из стихотворения «Безверие»: «Ум ищет Божества, а сердце не находит…» Второй период начался со ссылки в Михайловское, когда поэт переосмысливает свою жизнь, а в драме «Борис Годунов» впервые поступки героев оцениваются с позиции религиозной нравственности.
Жизнь А.С.Пушкина, как и жизнь любого православного человека, неразрывно связана с иконой. Иконы были на всех квартирах Пушкина. Поэт постоянно видел их в храмах как в детстве, так и потом в Лицее, во время богослужений.
Находясь в ссылке в Михайловском, Пушкин посещал богослужения в Святогорском монастыре, в котором находились две чудотворные иконы - Одигитрия и Умиление.
Весной 1836 года в Петербурге умерла Надежда Осиповна - мать поэта. Согласно завещанию, она была захоронена в Святогорском монастыре возле Успенского храма. Позднее Пушкин купил место в монастыре и для своей могилы, сделав для обители вклад в виде бронзового шандала с малахитом и иконы Богородицы в серебряном окладе с жемчугом. Икона Богородицы стала также памятью по Надежде Осиповне.
2.5.2. Образ иконы в творчестве А.С.Пушкина.
Образ иконы присутствует во многих произведениях А.С.Пушкина.
Например, в стихотворении «Вечерня отошла давно» А.С.Пушкин описывает вечерний храм:
Кругом и сон, и тишина,
Но церкви дверь отворена;
Трепещет луч лампады,
И тускло озаряет он
И темну живопись икон,
И позлащенные оклады (2: 1547).
______________
7 Пушкин. 1974 - А.С.Пушкин. Собрание сочинений: В 10-и т. М., 1974-1976; т.2, стр. 154.
Иконы есть в домах у многих героев А.С Пушкина, например, в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»:
…Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
Видит девица, что тут
Люди добрые живут…
«Отношение к иконам - важная характеристика человека. Входя в дом, гость вначале крестится с короткой молитвой на иконы и лишь после этого приветствует хозяев. Смысл обычая в том, что гость ставит между собой и хозяином Бога как свидетеля своих добрых намерений. И наоборот, если гость проходил в дом, не перекрестившись на образа, для благочестивого хозяина это было важным знаком, который чаще всего не предвещал ничего хорошего», - пишет Валерий Лепахин в статье «Икона в творчестве Пушкина».8
______________
8 «Православие.Ру» Интернет журнал. 7 июня 2011 год. Валерий Лепахин. «Икона в творчестве Пушкина».
В сказке «Жених» невеста видит сон:
...Взошли толпой, не поклонясь,
Икон не замечая;
За стол садятся, не молясь
И шапок не снимая.
По поведению молодцев героиня, которой снился сон, поняла, что они на самом деле разбойники, так как они не поклонились святым иконам.
Иконы помогают героям Пушкина в самых разных ситуациях. В повести «Станционный смотритель» Самсон Вырин во время поисков дочери пошел в церковь и заказал молебен перед чудотворной иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость». И Богородица помогла ему: увидев Минского и следуя за ним, Самсон Вырин узнал, где жила Дуня.
Обряд благословления иконой мы видим в повести «Дубровский»: «С Богом, - отвечал Кирила Петрович и, взяв со стола образ, - подойди ко мне, Маша, - сказал он ей тронутым голосом, - благословляю тебя… - Бедная девушка упала ему в ноги и зарыдала». Маша плачет, потому что родительское благословление - божье благословление.
Икона играла важную роль не только в личной и церковной жизни, но и в общественной, государственной. Пример этого мы видим в трагедии «Борис Годунов», когда Пушкин описывает призвание Бориса на царство:
Заутра вновь Святейший Патриарх,
В Кремле отпев торжественно молебен,
Предшествуем хоругвями святыми,
С иконами Владимирской, Донской,
Воздвижится…9
Таким образом, в своих произведениях А.С. Пушкин передаёт значимость иконы как одного из символов православия в жизни русского человека.
2.5.3. Изображение судьбы православной церкви в «Истории пугачёвского бунта».
А.С.Пушкин в «Истории Пугачёвского бунта»10 очень точно описал ход пугачёвского восстания, так как не только изучил документальные материалы, но и посетил места, связанные с именем Пугачёва, и встретился с участниками событий.
______________
9 Пушкин. 1977 - А.С.Пушкин. Полное собрание сочинений: В 10-и т. Л., 1977-1979. Т 5, стр 192-193.
10 Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в десяти томах. Том VIII. М.-Л., 1951.
Опираясь на рассказы очевидцев и документальные источники, А.С.Пушкин даёт описание злодейств мятежников. В списке жертв Пугачёва значатся около 137 представителей духовенства. Однако большая часть духовенства перешла на сторону Пугачёва.
Также Пушкин пишет об уничтожении и осквернении икон и церквей: «В мае 1774 г. пугачёвцы взяли крепость Петрозаводскую, разорили и выжгли её, крепостная церковь была разграблена, иконы ободраны и разломаны в щепы»11. 12 июля 1774 г., ворвавшись в Казань, восставшие … начали артиллерийский обстрел казанской крепости (там закрылись защитники города), в том числе Спасского монастыря. Пугачёв, принимая присягу как царь, садился под иконы и заставлял целовать крест и иконы.
______________
11 Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в десяти томах. Том VIII. М.-Л., 1951. С. 174.
В «Истории пугачёвского бунта» икона упоминается около сорока раз в разных ситуациях: к помощи чудотворных икон прибегают осаждённые; святые иконы несут, встречая Пугачёва; сам Пугачёв целует иконы, доказывая, что он православный царь; под иконами присягают Пугачёву; церкви и иконы подвергаются разорению и уничтожению.
2.5.4. Молитва в творчестве А.С. Пушкина.
Молитва как обращение к Богу встречается во всем творчестве Пушкина в романе «Евгений Онегин», в трагедии «Борис Годунов» и других произведениях. Вершиной мастерства А.С.Пушкина в поэтическом переложении молитвы считают переложение молитвы «Господи и Владыко живота моего…» преподобного Ефрема Сирина в стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны…»
В лирике А.С.Пушкина выделяют молитвенное обращение к Богу, молитву-прошение и молитву восклицание.12
______________
12 Е.А.Кучина. «Молитвы в лирике А.С. Пушкина» https://studylib.ru/doc/2648718/e.-a.-kuchina-molitvy-v-lirike-a.-s.-pushkina-russkaya
Обращение к молитве мы видим в дружеской лирике («Мой первый друг, мой друг бесценный…», «19 октября 1827 года»); в стихотворениях, посвящённых женщине («Я вас любил…», «Мадонна»); молитву-покаяние напоминает стихотворение «Воспоминание».
Мотив молитвы присутствует во многих произведениях А.С.Пушкина, очень часто поэт использует в своих стихотворениях поэтическое переложение отдельных строк христианских молитв.
2.6. Роль христианских символов икона, молитва, благословение для раскрытия характеров персонажей в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
В повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», написанной в последние годы жизни поэта, христианские мотивы выражены очень сильно. Практически всех персонажей произведения мы можем охарактеризовать, опираясь на их отношение к православной этике.
2.6.1. Отношение к иконе как средство характеристики героев повести «Капитанская дочка».
Образ иконы в повести «Капитанская дочка» встречается дважды.
Первый раз образ иконы появляется в главе «Незваный гость». После взятия бунтовщиками Белогорской крепости Пётр Гринёв, обеспокоенный судьбой Маши, видит, что «… шкап был разломан и ограблен; лампадка теплилась еще перед опустелым кивотом». Мятежники совершили святотатство, разграбив кивот. Икона принадлежит этому дому, семейству Мироновых. И кража иконы - поругание православной веры. Уничтожен не только кивот, погибают капитан Миронов и его супруга Василиса Егоровна.
Второй раз иконы мы видим в главе «Мятежная слобода». Пётр Гринёв, возвратившийся в Белогорскую крепость, чтобы спасти Машу от посягательств Швабрина, видит Пугачёва под образами: «Пугачев сидел под образами, в красном кафтане, в высокой шапке, и важно подбочась...»
Дважды вводя в произведение образ иконы, А.С.Пушкин, с одной стороны противопоставляет образ кроткой Маши, которая искренне верит в Бога, образу Пугачёва, для которого икона не является символом веры, а лишь. атрибутом для достижения собственных целей. Она выступает в роли декорации и должна убедить людей, что перед ними царь Пётр III. Автор словно говорит нам: «Есть икона, но нет святости». Маша Миронова и Пугачёв противопоставлены друг другу своим отношением к иконе.
С другой стороны, деятельное участие Пугачёва в судьбе Маши Мироновой говорит о том, что в душе Пугачёва есть милосердие , то есть, с точки зрения христианства, Бог его не оставил.
2.6.2. Молитва в повести «Капитанская дочка».
В тексте повести упоминается процесс молитвы как таковой.
1. Молитва П.Гринёва во время приготовления казни в Белогорской крепости: «Мне накинули на шею петлю. Я стал читать про себя молитву, принося богу искреннее раскаяние во всех моих прегрешениях и моля его о спасении всех близких моему сердцу». Молитва П.Гринёва - это молитва о прощении и спасении перед смертью.
2. Молитва П.Гринева под арестом (гл.ХIV). «Однако ж я не терял ни бодрости, ни надежды. Я прибегнул к утешению всех скорбящих и, впервые вкусив сладость молитвы, излиянной из чистого, но растерзанного сердца, спокойно заснул, не заботясь о том, что со мною будет».
Молитва спасает и направляет героя, даёт силы и надежду.
3. Молча молится Савельич, плененный в Берде: «старик крестился, читая про себя молитву» (гл.Х1). Это молитва не только о собственном спасении, но и о спасении Петра Гринёва.
4. П.Гринев накануне осады Белогорской крепости прощается с Машей: «Прощай, ангел мой, - сказал я, - прощай, моя милая, моя желанная! Что бы со мною ни было, верь, что последняя моя мысль и последняя молитва будет о тебе!» Это не молитва, но искреннее обещание молитвы.
5. Прощаясь с дочерью на валу, Иван Кузьмич «перекрестил ее трижды», потом поднял и, поцеловав, сказал ей изменившимся голосом: «Ну, Маша, будь счастлива. Молись богу: он тебя не оставит. Коли найдется добрый человек, дай бог вам любовь да совет».
Итак, молитва в тексте произведения возникает в самых драматичных, самых сложных для человека ситуациях. Молятся о Маше Пётр Гринёв и Иван Кузьмич, молится о Петре Гринёве Савельич. Изображая молящихся героев, автор подчёркивает силу чувств героев и глубину их веры.
2.6.3. Употребление выражений с глаголами «молить», «молиться» в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Выражения с глаголами «молить», «молиться» то есть обращаться с молитвой к Богу, используют в речи родители Петра Гринёва и сам Пётр Гринёв, родители Маши Мироновой и сама Маша Миронова, Савельич, урядник, Пугачёв и автор (Приложение 1)
Выполнив анализ материала, представленного в Приложении 1, мы выяснили следующее:
- о других молятся Маша Миронова, Савельич, урядник, Петр Гринёв, родители Петра Гринёва, И.К.Миронов;
- молятся о Петре Гринёве, Пугачёве, матери Петра Гринёва, о Маше Мироновой;
- чаще всего обращается к молитве Маша Миронова;
- чаще всего молятся о Петре Гринёве.
Результаты представлены в Приложении 2.
На основании этих результатов можно сделать вывод:
- частое обращение к молитве Маши Мироновой свидетельствует о том, что она глубоко верующий человек, который заботится о других;
- молитвы о Петре Гринёве объясняются тем, что на его долю выпало много испытаний и что он не должен падать духом;
- молитвы словно связывают таких разных людей вместе.
В каждом из этих людей есть милосердие и благородство, у всех есть представление о чести.
Никогда не обращается с молитвой к Богу Швабрин; это говорит о том, что в душе его нет места для веры в Бога.
2.6.4. Мотив благословения в повести А.С Пушкина «Капитанская дочка».
Мотив благословения является очень важным в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
В произведении он звучит 4 раза и связан с переменами в жизни героев.
- Родительским наставлением и благословением провожает А.А.Гринёв сына: "Прощай Петр. Служи верно, кому присягнешь, и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду". Ключевыми словами в этом благословении являются слова верность, присяга, честь. В испытаниях, которые выпали на долю П.Гринёва, он верен присяге и готов предпочесть смерть бесчестию.
- В пророческом сне своё благословение даёт Петру Гринёву страшный чёрный мужик. В этом небольшом эпизоде по два раза встречаются существительное благословение и глагол благословить. Благословляли с на брак с помощью иконы. В этом же эпизоде мы видим желание дать благословение, но вместо иконы, которая связывает человека с Богом, мы видим топор, который эту связь разрушает, так как чёрный мужик взял на себя право казнить и миловать, а в жизни и смерти людей волен только Бог. Этим эпизодом подчёркивается противоречивость характера Пугачёва.
- Пётр Гринёв просит у батюшки родительского благословения на брак с Марией Мироновой, но, не получив его, предлагает обвенчаться без родительского, то есть без божеского благословения. Такое решение говорит о том, что Маша следует православным традициям и не может выйти замуж без родительского, то есть без божеского благословения.
- Перед взятием Пугачёвым крепости И.К.Миронов благословляет дочь, советует молиться о спасении.
Таким образом, два эпизода связаны с образом Маши и подчёркивают силу её любви к Петру Гринёву и решимость следовать христианским традициям. Два других связаны с понятиями присяга и честь. В них мы видим, что Пётр Гринёв намерен следовать наказу отца.
Заключение
В результате исследования было выяснено следующее:
- Характеры героев раскрываются через их отношение к иконе, молитве, благословению.
- Характер Маши - это характер глубоко верующей девушки, которая тоже следует наказу: «Береги платье снову, а честь смолоду». Она способна быть твёрдой и мужественной, она поддерживает Петра Гринёва, не верит в его предательство, остается любящей и преданной.
- Характер Петра Гринёва показан в становлении и развитии. Но в любой ситуации мы видим благородство, верность данному слову, милосердие и преданность.
- Большинство героев - люди верующие. Исключение составляет Швабрин.
- Главные христианские ценности, провозглашаемые в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», - верность, благодарность, жертвенность, послушание, способность крепко любить, благородство и верность данному слову - являются и общечеловеческими, они важны во все времена.
- Результаты (Приложение 4) анкетирования (Приложение 3), проведённого среди учеников 8 и 9 классов (были опрошены 35 человек), показали, что большинство учеников не знают роли иконы и молитвы в жизни человека. Это говорит о том, что между поколениями нарушена духовная связь, что ученики не знают и не чтут традиции русского народа.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась
Работать над темой исследования было интересно. Работа была представлена на школьной научно-практической конференции.
Список литературы
- Жиров М.С., Колесник В.Н. «Икона как отражение бытия русского человека», Научные ведомости, 2013. № 23 (166). Выпуск 26, стр. 235.
- Е.А.Кучина. «Молитвы в лирике А.С.Пушкина» https://studylib.ru/doc/2648718/e.-a.-kuchina-molitvy-v-lirike-a.-s.-pushkina-russkaya
- Валерий Лепахин. «Икона в творчестве Пушкина». «Православие.Ру» Интернет журнал. 7 июня 2011 год
- Новикова М. «Пушкинский космос: Языческая и христианская традиции в творчестве Пушкина» / Рос. акад. наук, Ин-т мировой лит. им. А.М.Горького. М.: Наследие, 1995. 353 с.
- Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в десяти томах. Том VIII. М.-Л., 1951.
- Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в десяти томах. Том VIII. М.-Л., 1951. С. 174
- Пушкин. 1977 - А.С. Пушкин. Полное собрание сочинений: В 10-и т. Л., 1977-1979. Т. 5, стр. 192-193
- М.Суханова «Православное учение о молитве», М. 2000, стр.126
- Т.А.Хохлова Православная этика в сознании героев романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Вестник Оренбургского государственного педагогического университета, 24.09.2014 г.
- А.Т.Хохлова «Отображение русского народного сознания в образах героев повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкина» // Портретная галерея повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»: четвертые научные Пушкинские чтения: междунар. сб. науч. работ. Оренбург, 2013. С. 148-153.