Уроки литературы как средство духовно-нравственного воспитания личности

Разделы: Литература, Конкурс «Классическая литература в современной школе»

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, проблемное обучение, развитие критического мышления


Новый этап модернизации российского образования ‒ внедрение федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС), который основывается на духовно-нравственном воспитании личности. Перемены в социальной жизни страны и в области просвещения делают наиболее актуальными проблемы воспитания нового поколения и проблемы духовности, морали, этики. У многих подростков вырабатывается чувство отчуждённости от системы общечеловеческих ценностей, искажаются их нравственные ориентиры. Одна из причин такой ситуации, на наш взгляд, ‒ негативное влияние мощного информационного потока, стихийно распространяющегося из Интернета, телевидения и т.д. И поэтому главная задача учителя-словесника состоит в том, чтобы научить ребёнка овладевать новыми знаниями, новыми видами деятельности, ключевыми компетенциями и превратить уроки литературы в средства духовно-нравственного развития.

Литература, которую в примерной программе среднего общего образования характеризуют как «базовую учебную дисциплину, формирующую духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения», занимает одно из особых мест в системе школьного образования. Многие русские писатели задавались философскими вопросами: «Кто я? Для чего пришёл в этот мир? Что такое истина?». Эти же вопросы задают себе подростки. А если нет, то задача учителя-словесника ‒ сформировать у них потребность размышлять над подобными вопросами, а также донести до сознания учащихся мысль, что русская литература может способствовать осмыслению многих духовно-нравственных вопросов, так как литературные произведения ‒ это опыт поколений, передаваемый как в форме устных повествований (сказки, былины, легенды, предания, сказания), так и посредством печатных литературных произведений разных родов и жанров.

Чтобы превращать уроки литературы в уроки-открытия и в тоже время нравственные урок, по мнению педагога Е.Н.Ильина, нужно уметь мотивировать их на активность и включённость: «когда с ними разговаривают языком неожиданных приемов, метких деталей, жгучих вопросов <…> ‒ словом, языком искусства» [3]. Основой современного урока литературы должна быть активная деятельность самих учащихся.

Вся деятельность, направленная на формирование нравственных ценностей, строится в соответствии со следующими направлениями:

  1. проведение нестандартных уроков литературы и внеклассных мероприятий как условие формирования читательской компетентности обучающихся в рамках введения ФГОС общего образования;
  2. взаимодействие образовательного учебного учреждения и библиотек;
  3. установление тесной связи между родителями и детьми во время семейного чтения;
  4. участие в различных творческих мероприятиях, посвящённых углублённому изучению литературы;

Участие в конкурсах («Живая классика», «Ради жизни на Земле», «Диалог с классиком» и т.д.) позволяет выявить не только творческие особенности учащихся, их артистизм, но и воспитать ответственное отношение к делу, гражданскую позицию.

Применение современных технологий на уроке содействует решению поставленной государством задачи гуманизации образования, заключающейся в построении такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи. Передовой опыт преподавания уроков литературы подтверждает, что эффективность обучения повышается, если на занятиях использовать инновационное обучение, в основе которого лежат современные образовательные технологии:

  • технология проблемного обучения;
  • технология развития критического мышления;
  • компьютерные технологии (ИКТ);
  • создание ситуации успеха на уроке.

Эти технологии эффективны, потому что являются предметно-личностно-ориентированными: в центре их внимания - ученик, его личность, его неповторимый внутренний мир. От современного учителя требуется не только дать учащемуся образование в виде системы знаний-умений-навыков (ЗУН), но и развивать познавательные и творческие возможности учащихся, воспитывать личность. [3, 5-12],

В рамках технологии проблемного обучения на уроке учащиеся заняты не запоминанием и воспроизведением знаний, а решением поставленных проблем и задач. Нередко высказываются различные противоположные мнения при обсуждении проблемных вопросов. И это особенно важно, чтобы показать, что ученики рефлексируют, переживают и т.д.

Важные духовно-нравственные аспекты становятся предметом дискуссий на уроках литературы в средних классах: взаимоотношения отцов и детей («Телеграмма» К.Г.Паустовского), милосердие и жестокость («В дурном обществе» В.Г.Короленко, «Юшка» А.П.Платонова, «После бала» Л.Н.Толстого), честь и бесчестье («Капитанская дочка» А.С.Пушкина), храбрость и трусость («Тихое утро» Ю.П.Казакова).

Изучая с учащимися в пятом классе сказку «Тёплый хлеб» К.Г.Паустовского, можно показать им, что положительные качества в человеке всегда одерживают победу. Главный герой Филька сумел проявить доброту и сострадание по отношению к солдатскому коню. А помогла ему в этом бабушка, которая рассказала ему поучительную сказку. После этой истории Филька начал кормить коня тёплым хлебом, и беды в деревне прекратились.

Обратимся к другому произведению литературы, которое изучается в седьмом классе. В ходе обсуждения произведения А.С.Пушкина «Станционный смотритель», учащиеся могут выразить своё чувство ответственности за близких им людей. Достичь понимания внутреннего мира героев этой повести и их поступков могут помочь вопросы по тексту:

  1. Права ли Дуня, что уехала из дома? Как отреагировал отец на отъезд Дуни?
  2. Вспоминала ли Дуня об отце в Петербурге? Как вела себя Дуня на кладбище? (внимание на глаголы легла и лежала). Многие подростки желают увидеть счастливый конец истории. Воспользовавшись этим, можно задать вопросы, направленные на построение гипотез, то есть начинать вопросы со слов: «Что было бы, если бы Дуня…».

Необходимость соединения жизненного опыта ученика с жизнью персонажей, побуждает говорить о том, как относятся учащиеся к своим родителям. После обсуждения данного вопроса можно включать медленную музыку и предлагать всем учащимся помолчать и мысленно попросить прощения у родителей за свои плохие поступки.

Произведения Н.В.Гоголь, которого русский патриарх Алексий II назвал великим духовным писателем России [5], тоже заставляют читателя задуматься о духовно-нравственных проблемах. Живой отклик у семиклассников вызывают предательство и любовь Андрия Бульбы. В качестве задания можно предложить письменно прокомментировать поступок Андрия. Большинство ребят всё же осуждают его предательство ради любви. Но всегда есть и другая точка зрения: плохо, что Андрий предал отца, брата, товарищей, мать, Родину, но он это сделал во имя любви, поэтому его можно понять. Также можно поразмышлять над этим поступком под другим углом, обсудив, как ведёт себя прекрасная панночка при встрече с Андрием в осаждённом Дубно. Она плачет, говорит, что у их любви нет будущего: «знаю слишком хорошо, что тебе нельзя любить меня; и знаю я, какой долг и завет твой: тебя зовут отец, товарищи, отчизна, а мы ‒ враги тебе». Она могла бы сбежать с ним? Почему у неё даже мысли об этом не возникает? Какое слово ключевое в этой её фразе? Она не отделяет себя от своего отца, от Родины. Что она выбрала для себя ‒ любовь или предательство? Какие понятия для неё важнее любви? В таком случае у учащихся появляется возможность сопоставить её мировоззрение с мировоззрением Андрия и ответить на вопрос о том, чья позиция заслуживает уважения. [7]

Таким образом, технология проблемного обучения позволяет оживить и активизировать учебный процесс, способствует формированию нравственного воспитания учащихся, учит проникать в суть изучаемого произведения, выявлять не только идею, проблему художественного произведения, но и определять значение средств художественной выразительности.

Технология развития критического мышления предлагает очень оригинальные приёмы и методы её использования. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически её осмыслить и применить. Учащиеся не сидят пассивно, слушая преподавателя, а становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.

Можно выделить несколько приёмов технологии развития критического мышления:

1. «Корзина» идей, понятий, имен

Он позволяет выяснить всё, что знают или думают учащиеся по обсуждаемой теме урока. Этот приём активизируют у учеников мыслительную деятельность, способствуют хорошему усвоению знаний, учит видеть свои ошибки и позволяет в дальнейшем избежать их при характеристике жизни и творчества писателя.

2. Кластер

Приём кластер ‒ это выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в конкретном виде.

3. «Верные - неверные утверждения»

Этот приём (или «Верите ли вы?») является нетрадиционным и вызывает живой интерес у учащихся. Используется чаще всего на стадии вызова.

4. Синквейн

Можно использовать для характеристики героев, ситуаций и т.д. Имеет свои правила написания:

  • Первая строка. Одно существительное, отражающее тему.
  • Вторая строка. Два прилагательных, описывающих основную мысль.
  • Третья строка. Три глагола, говорящие о действиях в рамках темы.
  • Четвёртая строка. Фраза, показывающая отношение к теме. Это может быть пословица, цитата, крылатое выражение или собственная формулировка.
  • Пятая строка. Слово, словосочетание, синоним к первому слову, которое выражает личное отношение к теме.

Например:

Юшка
Добрый, всепрощающий
Помогает, любит, ценит
Он всем нужен
Истина

5. «Перепутанные логические цепочки»

Данный приём применяется чаще всего при обобщении темы. На отдельные листы выписываются 5-6 предложений из текста, которые демонстрируются перед классом в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. [9]

Не менее важными для развития критического мышления являются нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес учащихся как к предмету, так и к обучению в целом. Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов. Практически все они позволяют создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. К таким нетрадиционным урокам относятся: экскурсия, викторина, исследование, составление кроссворда, путешествие, деловая игра, литературная гостиная и т.д.

Сегодня уроки литературы невозможно представить и без игровых технологий, позволяющих в непринужденной форме решать сложные задачи:

  1. дидактические: расширение кругозора, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности;
  2. воспитывающие: формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, чувства коллективизма, воспитание самостоятельности и воли;
  3. развивающие: развитие внимания, мышления, творческих способностей, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности.
  4. социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, обучение общению, психотерапия. [9]

В итоге рассмотрения данного вопроса можно отметить, что современные образовательные технологии помогают формировать творческий, инновационный подход к пониманию изученного, развивают самостоятельность мышления, позволяют преподавателю отработать знания на практике, закрепить умения и навыки учащихся. Они воспитывают чувство ответственности по отношению к родному слову, чуткость к красоте и выразительности родной речи, помогают формированию внутренней потребности личности в непрерывном духовно-нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои личные возможности.

Основным средством воспитания на уроке литературы было и остаётся слово - слово учителя и писателя. Ученики-подростки переживают самую трудную пору в жизни - пору нравственного самоопределения. Это время активного поиска жизненных ориентиров, ценностных установок. Это время негативизма и максимализма, которые свойственны подросткам, сталкивающимся с несовершенством окружающего мира. Как сказал В.А.Сухомлинский: «Подросток хочет быть хорошим, стремится к идеалу и в то же время не терпит, чтобы его воспитывали, не терпит той «оголённости» идей, тенденций, которая иногда становится настоящим бедствием школьного воспитания». Необходимо незаметно помогать ему находить ответы на первые трудные философские вопросы. Учить переживать душевные страдания, непрерывно искать выходы из тупиков мысли и чувств. И нет советчика менее ненавязчивого и вместе с тем более проникновенного, чем литература.

Библиография

  1. Антонова Е.С. Развитие речи и мышления учащихся на основе интеграции обучения в общеобразовательной школе. - М.: ИЗД, 2001.
  2. Ильин Е.Н. Искусство общения. М., 1982.
  3. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии. ‒ 2004. № 5. ‒ С. 5-12.
  4. Левитас Д.С. Практика обучения: современные образовательные технологии. ‒ Мурманск, 2003.
  5. Маранцман В.Г. Труд читателя: от восприятия литературного произведения к анализу. Книга для учащихся старших классов средней школы. ‒ М., Просвещение, 1986.
  6. Михелькевич В.Н. и др. Справочник по педагогическим инновациям. ‒ Самара, 2011.
  7. Озеров Ю.А. Раздумья перед сочинением. - М., 1998
  8. Полат Е.С. Новые педагогические технологии. Пособие для учителей. ‒ М., 1997.
  9. Пташкина, В.Н. Игровые технологии на уроках литературы. Волгоград: Учитель, 2008.