Методическая разработка урока литературы для студентов 1 курса СПО направления 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» по теме "Я тоже была..." (о личности и судьбе Марины Цветаевой)

Разделы: Литература, Конкурс «Классическая литература в современной школе»

Ключевые слова: Марина Цветаева


Цели урока:

  • Образовательная: определить основные этапы жизни и творчества поэта, выяснить, что привело к трагическому концу.
  • Развивающая: систематизировать лекционный материал, развивать литературоведческий навык художественного чтения поэтического произведения, умение сопоставлять, анализировать, творчески осмысливать материал.
  • Воспитательная: воспитывать интерес учащихся к личности и творчеству М.И.Цветаевой, формировать эстетический вкус обучающихся, реализовав межпредметные связи - литературу и музыку.

Задачи урока:

  • Познакомить обучающихся с биографией М.И.Цветаевой через её стихи;
  • Способствовать запоминанию основных этапов биографии поэтессы;
  • Учить устанавливать смысловые связи между жизнью и творчеством.

Формирование УУД:

Регулятивные:

  • Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока;
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные:

  • Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную, пользоваться изучающим видом чтения.
  • Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема) и строить рассуждения.
  • Осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

  • Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
  • Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
  • Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
  • Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
  • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.
  • Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
  • Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты:

  • Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
  • Формирование восприятия текста, как произведения искусства.

Ожидаемый результат: обучающиеся должны заинтересоваться личностью М.Цветаевой, глубже познакомиться с её творчеством.

Методы и приемы: информационный, иллюстративный, творческий, выразительное чтение, чтение наизусть, сообщения обучающихся, беседа, слушание, работа со словарями.

Оборудование: портрет М.И.Цветаевой (у портрета зажжённая свеча, цветы и гроздь рябины), альбом иллюстраций о М.Цветаевой, плакаты с высказываниями поэтессы:

  • «Моим стихам, как драгоценным винам настанет мой черёд»
  • «Мы цепи таинственной звенья»
  • «Возьмите…стихи - это и есть моя жизнь», раздаточный материал (отпечатанные стихотворения М.И.Цветаевой и таблицы),
  • аудиокассета «Марина Цветаева», мультимедийная система (для проецирования презентации урока «Я тоже была…»),
  • музыкальные заставки - музыкальный фрагмент из «Карнавала» Шумана, сочинение 9 (часть «Преамбула»),
  • кадр из видеофильма «Ирония судьбы или с лёгким паром!», в котором звучит песня М.Таривердиева на слова М.Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мною..»

Опережающее домашнее задание:

  • Сообщения обучающихся о жизненном и творческом пути М.И.Цветаевой;
  • Индивидуальные сообщения «В гостях у Марины Цветаевой» (рассказ двух студентов группы о посещении дома-музея поэтессы в городе Елабуге);
  • Написание стихотворения для эмоционального настроя (индивидуальное задание).

Ход урока

I. Оргмомент. Приветствие

II. Мотивационное начало. Звучит тихая музыка (на экране слайд №2)

Очаровательной весною
Ты улыбнись стране вокруг,
Наполни сердце теплотою,
Мой милый и забавный друг!
Весна - пора открытий новых
И чтенье чётких в рифму строк,
Пора Цветаевских творений -
Возьми себе из них урок!

(На экран проецируется фотография М.Цветаевой , слайд № 3 презентации)

III. Движение темы урока

- Прочитайте слова известной поэтессы М.И.Цветаевой, помещенные над фотографией: "Меня все считают мужественной. Но я не знаю человека робче себя. Боюсь - всего. Глаз, черноты, шага, а больше всего - себя. Никто не знает, что я уже год ищу глазами - крюк. Я не хочу - умереть, я хочу - не быть". Какой вопрос у вас возникает после их прочтения?

(примерные ответы обучающихся)

- Автор этих строк считает себя робкой, так как боится всего: "глаз, черноты, шага…"

- Цветаева ищет глазами крюк, может быть, она хочет покончить с собой.

- Странно, что она не хочет умереть, она хочет - "не быть".

Преподаватель: - Почему же, по-вашему, она хочет - "не быть"?

- Вероятно, потому, что обстоятельства жизни складывались не в ее пользу.

Логическая задача

- Вам интересно узнать причину поиска крюка? (Студенты отвечают утвердительно).

- В качестве эпиграфа взяты к уроку слова М.Цветаевой: "Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Откуда начать? Где кончить? И можно ли вообще начинать и кончать, если то, о чем я говорю: Душа - есть все - всюду - вечно" (слайд № 4). Как вы их понимаете?

Дети говорят о том, что поэт пишет сердцем, что мы наверняка не можем знать, о чем он думал в момент написания какого-то определенного произведения, что не всегда нам известна творческая история стихотворений, что лирика призвана выражать авторские чувства, таинства которых безмерны. Поэтому говорить о поэте - значит говорить о бесконечности.

- Прочитайте еще одно высказывание М.И.Цветаевой: "Что есть чтение, как не разгадыванье, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, пределами слов… Чтение - прежде всего сотворчество… Устал от моей вещи, значит хорошо читал и - хорошее читал. Усталость читателя - усталость не опустошительная, а творческая. Сотворческая. Делает честь читателю и мне" (слайд № 5).

- Что же такое чтение, по мнению Цветаевой?

- Это сотворчество.

- А что значит "сотворчество"?

- Когда писатель создаёт свое произведение, он вкладывает в него свой замысел, свои мысли и чувства, а мы во время чтения пытаемся понять авторскую позицию, угадать тайный, скрытый смысл.

- О чем предупреждает Марина Ивановна тех, кто собирается открыть для себя ее творчество?

- О том, что ее произведения не являются легкими, так как они глубокие, сложные. После их прочтения желательно получить усталость.

- А зачем?

- Затем, что усталость эта даст понять, что ты читал что-то стоящее, нужное, достойное.

- Действительно, ребята, произведения М.Цветаевой необыкновенно талантливы, содержательны. Сама она часто говорила о том, что никогда в жизни не допустит в своем творчестве слабой вещи. При соприкосновении с ее лирикой вы в этом непременно убедитесь.

Выход на тему урока. Целеполагание

Так о чем же сегодня на уроке пойдет речь? (предполагаемые ответы обучающихся)

- О жизни и творчестве М.Цветаевой.

- Что мы еще должны будем попытаться понять?

- Почему она хотела - "не быть".

(слайд № 6)

- Чтобы систематизировать материал сегодняшнего урока, предлагаю провести вам, ребята, исследовательскую работу: события в жизни, основные моменты творчества М. И. Цветаевой заносить в таблицу, которая лежит у вас на партах (слайд № 7). Мы проанализируем некоторые стихотворения поэтессы и в конце урока попробуем разрешить нашу логическую задачу.

(На экран проецируется куст рябины. Слайд № 8)

Звучит стихотворение "Красною кистью…" в исполнении учителя (преподавателя)

Преподаватель: «Возьмите стихи - это и есть моя жизнь». В этих словах вся Марина Цветаева, её увлечённость поэзией, неповторимость и уникальность.

Именно рябина стала своеобразным символом жизни и творчества М.И.Цветаевой. Прочитайте сначала про себя, затем вслух стихотворение "Рябину…" (Приложение 1).

- Что вам кажется необычным в построении стихотворения? (примерные ответы детей)

Студенты отмечают, что каждая строка состоит из одного слова, хотя все произведение можно было расположить в четырех строках.

- Но почему, на ваш взгляд, автор предает своему стихотворению именно такую форму?

- Наверное, каждому слову здесь отводится особый, весомый смысл.

- Поэтому как нужно читать это творение?

- Делая паузы после каждой строчки.

- Значит, чему отдает Цветаева предпочтение в организации стихотворной речи: подбору выразительных средств, рифме или ритму?

- По-видимому, для нее важнее всего ритм.

Преподаватель: Совершенно справедливо. Чтение стихотворений Цветаевой требует четкости, особого ритма, такта, так как, по воспоминаниям дочери Ариадны, ее мать никогда не читала с "поэтическими подвываниями".

- Доводилось ли вам когда-нибудь пробовать ягоды рябины? Какие они на вкус? Почему же именно рябина стала символом судьбы Цветаевой? Какой была ее судьба? (предполагаемые ответы обучающихся)

Ягоды рябины горькие, терпкие на вкус, именно рябина стала символом ее жизни и творчества, наверное, потому, что в судьбе было слишком много потрясений, страданий, может быть, потерь.

(На экран проецируется фотография М.Цветаевой. Слайд № 9)

Преподаватель начинает краткую лекцию.

- Родилась М.Цветаева 26 сентября 1892 года в Москве в творческой семье. Отец, Иван Владимирович Цветаев, сын сельского попа - профессор МГУ, искусствовед, основатель музея изящных искусств (ныне это музей изобразительного искусства имени А.С.Пушкина). Мать, Мария Александровна Мейн, из обрусевшей польско-немецкой семьи, натура художественно одаренная, музыкантша, ученица Рубинштейна. Поэтому вполне объяснима романтическая, бунтарская, практичная натура Марины Цветаевой.

Писать начала с шести лет (не только по-русски, но и по-немецки, по-французски). Печаталась с 16-ти, а в 1910 году тайком от семьи выпустила довольно объемный сборник "Вечерний альбом". Его заметили и одобрили такие взыскательные критики, как Гумилев, Брюсов, Волошин.

Но Цветаева не была знаменита в России, как, например, Ахматова. Ее творчество знали лишь завзятые любители поэзии.

В бурно развивающемся "серебряном веке" литературы Марина Ивановна не примыкала ни к одному направлению - она творила вне групп.

(На экран выводится фотография М.Цветаевой с С.Эфроном, слайд № 10)

(индивидуальное сообщение обучающегося)

В мае 1911 года Марина приезжает в Крым. Бродя по окрестностям Коктебеля в поисках красивых камешков, которыми славилось Крымское побережье, Марина встречает высокого юношу. Его огромные голубые глаза её пленяют…

В январе 1912 года состоялось венчание Марины Цветаевой с Сергеем Эфроном. О взаимоотношениях этой пары можно говорить очень долго. Об этом будет вестись речь в 11-м классе.

(На экране фотография Ариадны и Ирины, слайд № 11)

(индивидуальное сообщение обучающегося)

В семье родились две дочери: старшая - Ариадна, младшая - Ирина.

Революцию 1917 года Цветаева не поняла и не приняла. В годы гражданской войны ее муж примкнул к белогвардейской армии Деникина и Врангеля, с которой вынужден был уйти за границу. Марина Ивановна осталась одна с двумя дочками на руках. 1919, 1920-е - голодные годы. Чтобы как-то прокормить детей, она младшую отдает в приют, где в марте 1920 года Ирина умирает от голода. Одинокая, потерянная, Цветаева добивается у властей разрешения выехать к мужу, в любви и поддержке которого она так нуждалась. Чехия - Германия - Франция.

В эмиграции испытывала постоянную нужду; ее произведения печатались с опаской - впоследствии все, что писала, складывала в стол. Здесь происходит переоценка ценностей: изменилось мнение о белой эмиграции, которую она так возвышенно раньше воспевала; ее взор постоянно обращен "туда", на Русь уже Советскую; себя русскую она противопоставляет всему нерусскому. В результате полностью порывает с эмигрантской средой.

(На экран проецируются фотографии Ариадны и Георгия, слайд № 12)

(индивидуальное сообщение учащегося)

В цикле "Стихи к сыну" завещает родившемуся за границей сыну Георгию ехать в "тот край - страну", наисторическую родину. Мысль о России не покидала ее никогда.

Основные темы творчества: Родина, природа, любовь, романтические, философские стихи, назначение поэзии. Много стихотворений посвятила поэтам: Ахматовой, Блоку, Есенину, Маяковскому, Волошину. Создала целый цикл стихов о Пушкине.

Первыми в Советский Союз возвращаются Сергей Эфрон с дочерью Ариадной, где их сразу же арестовывают. Цветаева приезжает позже. Родина, куда она так стремилась, встретила ее неприветливо, как мачеха. Когда началась Великая Отечественная война, Марину Ивановну вместе с сыном эвакуируют сначала в Чистополь, потом в Елабугу. Не имея возможности найти работу, предполагая, что мужа нет в живых, 31 августа 1941 года покончила с собой. Получается, что она нашла тот самый крюк, который искала глазами в последнее время. Так прервалась жизнь замечательного поэта 20 века.

Ариадна Сергеевна Эфрон в 1975 году передала в Российский государственный архив литературы и искусства архив своей матери, который разрешила открыть в 2000 году.

Георгий Сергеевич погиб на фронтах Великой Отечественной войны.

Чтение, восприятие, анализ стихотворений.

Преподаватель: Прочитайте стихотворение "Идешь, на меня похожий…"

- К кому обращается лирическая героиня? Какой мотив звучит в стихотворении?

Примерные ответы обучающихся:….

Студенты рассуждают о том, что лирическая героиня может обращаться к любому человеку, проходящему мимо могилы, кто-то говорит, что к конкретному лицу. Большинство соглашается с первой точкой зрения, отмечая, что "прохожему" может быть не известно даже имя героини, которая "тоже была…" на этой земле, была молодой и красивой, беспечной и игривой. В стихотворении звучит мотив смерти. Говорю ребятам о том, что мотив смерти, безысходности был свойствен символистам и декадентам, речь о которых пойдет в 11-м классе. Это модное веяние все-таки коснулось и поэзии Цветаевой, которой, напротив, всегда была свойственна жизнеутверждающая позиция.

- С какой просьбой обращается к "прохожему"?

- С просьбой сорвать "слепоты куриной", прочитать, кто здесь лежит, но не печалиться по этому поводу, а "легко подумать" и "легко забыть". Для нее очень важным является тот факт, чтобы "прохожий" знал, что она - "тоже была".

Преподаватель: Обратите внимание на год написания стихотворения. До рокового дня 1941 года еще далеко…Стихотворения Цветаевой необыкновенно музыкальны. Но это вовсе не значит, что они легки, мелодичны, нежны для слуха. Напротив они ритмичны, резки. Тем не менее, многие из них кладутся на музыку. Послушайте романс М. Таривердиева на стихи Цветаевой (Видеозапись романса "Мне нравится, что вы больны не мной…" из кинофильма "Ирония судьбы или с лёгким паром!").

- Прочитайте два стихотворения: «Жизни» («Не возьмёшь моего румянца» 1924) и «О, черная гора…» (1939) (Приложение № 2)

- Чем отличаются эти стихотворения? Кстати, "О, черная гора…", по утверждению родственников Цветаевой, - последнее стихотворение. Больше она не писала.

- Первое жизнеутверждающее, рисующее способность лирической героини бороться, во втором звучит крик израненной души, возглас отчаяния, безысходности, нежелания жить в "безумном мире".

- Как стихотворение "О, черная гора…" связано со словами, прозвучавшими в начале урока: "Меня все считают мужественной…"?

- Она хочет - не быть?

- Чем, на ваш взгляд, отличаются слова "умереть" и "не быть"?

Заочная экскурсия «В гостях у Марины Цветаевой»

Сегодня на урок я приготовила вам небольшой сюрприз (две студентки группы рассказывают о своих впечатлениях после посещения летом 2021 года дома-музея Цветаевой в Елабуге).

IV. Контроль за восприятием материала урока

Игра «Загадка души»

Тот, кто внимательно слушал нашу лекцию, стихотворения поэтессы, легко и вдумчиво включится в предложенную игру.

1. Какой сборник в 1910 году тайком от семьи выпустила Марина Цветаева?

2. Какой поэт восторженно отозвался стихом на сборник «Вечерний альбом»?

Ваша книга - это весть оттуда,
Утренняя благостная весть.
(В.Брюсов, Н.Гумилёв, М.Волошин, А.Белый)

3. Вставьте пропущенное слово в строки стихотворения Цветаевой.

Всяк дом мне чужд,
Всяк храм мне пуст,
И всё - равно, и всё - едино.
Но если по дороге - куст
Встаёт особенно - …(калина, малина, рябина, крыжовник, багульник)

4. Какое из стихотворений было последним, по утверждению родственников поэтессы?

(«Не возьмёшь моего румянца…», «О, чёрная гора…»)

5. Вставьте пропущенное слово в строки стихотворения М.Цветаевой:

Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая…
И стон стоит вдоль всей земли:
«Мой милый, что…?!

(со мной ты сделал, с собой ты сделал, с тобою сделали, тебе я сделала, с нами сделали)

V. Итог урока

Решение логической задачи урока

Молодцы, ребята, а теперь давайте обратимся к логической задаче нашего урока. Используя данные, представленные в ваших таблицах, тексты стихотворений, выскажите, пожалуйста, своё мнение по вопросу: Что же определило трагичность судьбы и творчества поэтессы? Какова причина поиска «крюка» для Марины Цветаевой?

(примерные ответы)

- Время, в котором жила Цветаева, эпоха, характер, её принципы.

- Скорее всего, "умереть" - это значит прекратить физическое и душевное существование, лишиться возможности мыслить, чувствовать, страдать. «Не быть» - это значит уйти из этого мира, сохранив способность наблюдать за развивающимися событиями со стороны.

(Некоторые ребята высказались о том, что самоубийство - это великий грех и не выход из создавшегося положения, но они сказали о том, что всё-таки поэта убили морально, раз она отчаялась на такой исход жизни)

Преподаватель: Может быть, вы и правы. Но для Марины Цветаевой стать сторонним наблюдателем - неприемлемое действие. Поэтому, возможно, она предпочитает "крюк". Любое самоубийство - тайна, замешанная на непереносимой боли. И редкий случаи, если они существуют, когда предсмертные письма объясняют оставшимся подлинные причины, толкнувшие человека на непоправимый шаг. Она уходит, потому что видит себя на грани внуздания - теми силами, подчиняться которым её дух не может. Она всегда называла себя семижильной. И у неё хватило бы сил сопротивляться всем оперуполномоченным мира, как и прочим бедам - если бы не были уже перекрыты оба источника, обе опоры её существования (долг заботы о близких и роскошь творчества). Что оставалось ей теперь? Конечно, я согласна с вами, ребята, что самоубийство - это не выход из положения. Но в то, далёкое и страшное время, свой последний шаг она сделала в пространство свободы… И для нас, читателей и ценителей её творчества, она навсегда

ГОРДАЯ, НЕЗАВИСИМАЯ, БЛИСТАТЕЛЬНАЯ ЦВЕТАЕВА В СОНМЕ ЖЕРТВ ТОГО ВРЕМЕНИ

(Слайд № 13. И в это время звучит музыка…..)

Поэт умирает - его поэзия остаётся. Исполнилось пророчество М. Цветаевой в том, что её стихам «настанет свой черёд». Она оставила нам сборники лирических стихотворений, 17 поэм, стихотворные драмы, лирические эссе и философские этюды, мемуарную прозу, воспоминания и размышления. Надеюсь, что у вас возникло желание обратиться к поэзии Цветаевой и перелистать сборники её стихотворений. До новых встреч!

VI. Домашнее задание: на выбор

  1. Напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему "Мои впечатления от первой встречи с творчеством Цветаевой".
  2. Желающие могут написать стихотворения, синквейны, диаманты… «Слово о Марине Цветаевой».

Послесловие к уроку.

Такой урок я провожу в течение трёх лет, каждый раз что-то меняя и дополняя новым. Как трогательно и нежно рассказывали девочки о своих впечатлениях после поездки в Елабугу. И я очень радуюсь тому, что судьба поэтессы не может оставить равнодушными большую часть ребят моих студенческих групп. На втором уроке приятно было слушать размышления детей об искренней любви М. Цветаевой к своей родине, детям, мужу. Обучающихся поражает трагизм того времени, способность Цветаевой бороться в одиночку. Для чтения студентами были взяты предложенные книги, письма Марины Цветаевой, для просмотра - аудиодиск. Интересными оказались творческие работы обучающихся. Приведу пример пяти работ моих детей.

Слово о Марине Цветаевой

Моя Марина

Тебе могу читать я оды,
И день, и ночь колено преклонив.
Тебе, о милая Марина,
Я посвящаю этот стих.

«Моя Марина» - это фраза
Огнём в душе моей горит,
«Моя Марина» - это фраза
Сейчас о многом говорит.

Марина - значит что морская
Душа и жизнь тебе дана.
Марина, только ты супруга
Любила, верила, ждала.

Твои стихи неповторимы,
И ты неповторимою была.
Ты горевала, ты любила,
Не выживала ты, Марина, ты жила.

Марина так же, как рябина
Была красива и стройна,
Марина так же, как рябина
Была таинственна, печальна
и грустна.
Ах, глупая, зачем себя убила,
Ведь ты ещё могла бы жить
и жить.
Моя Марина, ты могла бы,
как и прежде
Неповторимые стихи творить!
(Автор Мещанкина Виктория, гр.ПНК-123-к)

В 2021 году, летом, я совершила путешествие по Волге на теплоходе «Фёдор Гладков». Впечатления, полученные от этой поездки, несравнимы ни с чем другим. Заранее нам было известно, что очередная остановка в пути будет в городе Елабуга. Экскурсовод предложила ребятам посетить дом-музей Марины Цветаевой.

…И вот я в доме-музее Марины Цветаевой. Может быть, я в душе романтик, и поэтому я с большим интересом и восторгом посетила место, где жила Цветаева. Думаю, что каждого оно заворожило бы.

Вместе с моей подругой Евгенией мы также прошлись по улице, названной именем Марины Цветаевой. Мне не верилось, что здесь когда-то ходила знаменитая поэтесса. Когда мы подошли к памятнику в центре города, я сделала несколько снимков. Ещё мы побывали на её могиле. Это немного жутковатое место, но страха у меня не было. Вокруг могилы растут цветы, и на небольшом памятнике написаны слова о том, что никто и никогда не забудет русскую поэтессу Марину Цветаеву.

Сейчас я часто вспоминаю этот небольшой городок и рассматриваю в альбоме сделанные мною фотографии.

(Шутина Дарья, гр. ПНК-123-к)

Марина
Жизнерадостная, морская
Создавала, впечатляла, страдала
Смерть совсем не знала
Покой
(Алиева Айсун, студентка гр.ПНК-123-к)

Марина
Милая, цветущая
Творила, любила, хранила
Сердце этой поэтессы - Океан
Тайна
(Шамсуллина Эльвина, студентка гр.ПНК-123-к)

Марина
Уникальная, неповторимая
Жила, творила, чувствовала
Символ у Цветаевой - рябина
Страдание
(Скороходова Станислава, студентка гр.ПНК-123-к)