Конспект урока литературы в 10-м классе "Ключи от счастья женского заброшены, потеряны..." (Образ Корчагиной Матрены Тимофеевны в поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Разделы: Литература, Конкурс «Классическая литература в современной школе»

Класс: 10

Ключевые слова: Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо


С женщин начинается народ.
В женщине душа народа скрыта
Е.Евтушенко

Цель урока: активизация познавательного интереса учащихся к изучению поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Задачи:

  • Задачи, направленные на достижение предметных результатов: повторить литературоведческие термины: поэма, эпопея, портрет, эпизод, народность; актуализировать знание поэмы, мотивировать на осмысление образа Матрены Тимофеевны.
  • Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов: учить умению сравнивать, выделять главное и второстепенное, формировать навыки устного монологического высказывания на заданную тему, умение аргументировать собственное мнение, строить логичное рассуждение.
  • Задачи, направленные на достижение личностных результатов: уметь работать в паре, вступать в диалог с товарищами, осмыслять философские и нравственные категории, формулировать собственную позицию.

Оборудование: презентация, рабочие листы, аншлаги, заламинированные ключи.

План урока

Этап урока

Вопрос

Деятельность учащихся

Актуализация знаний

Верно или неверно утверждение?
Почему произведение Некрасова - поэма?

Работают в парах

Формулирование поэтической темы. Этап целеполагания

Как можно поэтически назвать тему?
Каков главный вопрос урока?
Как нам на него ответить?

Отвечают на вопросы
Вписывают ответы в рабочие листы

Основная часть

Портрет

Как называется описание внешности в литературе?
Какое из изображений и почему кажется вам наиболее точным?

Отвечают на вопросы, аргументируют свой ответ

Работа с эпизодами

Какие эпизоды жизни Матрены Тимофеевны помогут нам ответить на вопросы?

Делают индивидуальный выбор. Обосновывают его.

Заполнение таблицы

В какие графы и почему распределили эпизоды?

Работают в парах.
Обосновывают свой выбор

Работа с кластером на доске.

Какие ключи потеряны?

Отвечают на вопросы

Итог урока

Счастливая Матрена Тимофеевна, по мнению автора?

Делают выводы.

Рефлексия

Можно ли назвать, по вашему мнению, героиню счастливой? Почему?

Аргументируют свою позицию

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

2. Актуализация знаний

Учащиеся работают в парах в формате игры.

1. Игра «Верно-неверно»

Предлагаю вам игру «Верно-неверно». Вы играете в парах. Один из вас берет свою карточку и зачитывает вопрос соседу по парте, а товарищ должен ответить, верно это или неверно. Если он отвечает правильно, вы отдаете ему карточку (в карточках есть правильный ответ), затем вы меняетесь ролями. Начинаем по моему сигналу и заканчиваем по нему.

Вопрос 1. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» была задумана как «народная книга», эпопея, изображающая целую эпоху в жизни народа.

Верно

Вопрос 2. Главный женский образ в поэме - образ Корчагиной Матрены Тимофеевны. Ей посвящена 3 часть, которая называется «Крестьянка».

Верно

Вопрос 3. «Есть женщины в русских селеньях/ С спокойною важностью лиц/ С красивою силой в движеньях/ С походкой, со взглядом цариц», - писал о Матрене Тимофеевне Н.А.Некрасов.

Неверно. (Так Некрасов писал о героине поэмы «Мороз, Красный нос» Дарье)

Верно

Вопрос 4. «Молва идет всесветная/ Что ты вольготно, счастливо/ Живёшь…Скажи по-божески:/ В чём счастие твое?»

С таким вопросом обратились семь мужиков к Матрене Тимофеевне.

Верно

2. Формулирование темы. Этап целеполагания

- Ребята, большинство утверждений связаны с одной героиней поэмы. Это Корчагина Матрена Тимофеевна. И сегодня мы будем говорить именно об этой героине.

Тема нашего урока: Образ Матрены Тимофеевны в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

- Послушайте отрывок из последней главы части «Крестьянка». Какие строчки могли бы стать поэтической формулировкой нашего урока.

«Ключи от счастья женского. От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны у Бога самого! Отцы-пустынножители, И жены непорочные, И книжники - начётчики их ищут - не найдут!»

- Какой(ие) главный(ые) вопрос(ы) вы бы задали в рамках этой темы?

«Узловой» (приоритетный) вопрос урока: «Счастливая или несчастная Матрена Тимофеевна?»

- Как мы можем на него ответить?

3. Основная часть

1) Проблемные вопросы

- Что такое счастье для вас?

- Что такое женское счастье?

Предлагаю обратиться к поэме.

2) Работа над образом Матрены Тимофеевны

Слово учителя.

  • Героиней поэмы становится женщина, крестьянка Матрёна Тимофеевна Корчагина. Она и рассказывает странникам о своей судьбе и о жизни Савелия, богатыря святорусского.
  • Матрена Тимофеевна - героиня, жизнь которой изображена на протяжении длительного периода времени.

Итак, героиня поэмы - Матрена Тимофеевна.

- С чего начинается у нас складываться первое впечатление о человеке? (внешность).

- Найдите в поэме описание внешности Матрены Тимофеевны. Каким термином оно обозначается? Что подчёркивает автор?

1) Портрет. Автор подчёркивает внешнюю красоту героини

«Матрена Тимофеевна

Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати осьми.
Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.
На ней рубаха белая,
Да сарафан коротенький,
Да серп через плечо»

Проблемный вопрос:

- Посмотрите изображения Матрены Тимофеевны. Какое и почему кажется вам наиболее точным?

Просмотр видеоряда «Портреты Матрены Тимофеевны» (Серов, Нейросеть, Лаптев)

- Давайте вместе выберем её портрет. (портрет помещается на доску)

2) Работа с эпизодами

Мы познакомились с Матреной Тимофеевной. Как вы думаете, на какие периоды, события в её жизни стоит, по-вашему, обратить внимание, чтобы ответить на вопрос урока? (На доске 10 аншлагов с эпизодами из жизни Матрены Тимофеевны, учащиеся выбирают ключевые эпизоды, аргументируя свою позицию, в результате выбора 7 позиций (№1-7) перемещаются на другую часть доски, лишние убираются.

  1. Жизнь в родительском доме.
  2. Жизнь в доме мужа.
  3. Радость материнства.
  4. Смерть первенца.
  5. Унижение, наказание за поступок Федотушки.
  6. Освобождение мужа от рекрутчины.
  7. Беды, несчастья, вечное терпение и смирение.
  8. Встреча с семью мужиками. (Собеседница)
  9. Савелий, богатырь святорусский.
  10. Село Клин.

Все эти 7 позиций вам нужно внести в одну из колонок таблицы в рабочих листах: счастье-несчастье. Далее учащиеся работают в парах. По окончании работы аргументируют свое мнение.

1. Жизнь до замужества

До замужества. Счастливая жизнь в родительском доме

Мне счастье в девках выпало:
У нас была хорошая,
Непьющая семья.
За батюшкой, за матушкой,
Как у Христа за пазухой
Жила я, Молодцы.

Сватовство Филиппа Корчагина

Пока мы торговалися,
Должно быть, так я думаю,
Тогда и было счастьице…
А больше вряд когда.

+ Счастье

- Несчастье

1. Жизнь в родительском доме

1. Жизнь в доме мужа

2. Радость материнства

2. Смерть первенца Демушки

3. Освобождение мужа от рекрутчины

3. Унижение, наказание за поступок сына Федотушки

4. Беды, несчастья, вечное терпение и смирение

2. Жизнь в доме мужа

Какие отношения сложились с Филиппом, мужем? Послушайте песню «Спится мне младешеньке, дремлется».

Ответьте на вопросы:

Почему в родительском доме она была счастлива, а в доме мужа нет?

«Семья была больщущая,
Сварливая…»

3. Материнство. В чем находит Матрена Тимофеевна счастье?

- Как Матрена говорит о своем материнстве? Это счастье? Как это отражается в её речи?

4. Смерть первенца

- Кто виноват в смерти Демушки? (Савелий? Свекровь?)

Смерть детей не была явлением исключительным. В Ярославской губернии из общего числа умерших с 1838 по 1858 год 55,5 % составили дети до 5-летнего возраста. Сказывался общий недосмотр за детьми в крестьянских семьях.

5. Унижение, наказание за проступок Федотушки

- Что случилось со вторым сыном Федотушкой? Почему Матрена Тимофеевна терпит наказание плетьми, унижение за него?

6. Освобождение мужа от рекрутчины

Почему Матрену Тимофеевну прозвали губернаторшей? Почему так страшно остаться солдаткой?

7. Трудная жизнь, вечное терпение и смирение.

- Как вы считаете, почему жизнь Матрены Тимофеевны можно назвать трудной? Какие беды и несчастья преследовали её семью? Как она говорит о себе: «Дважды погорели мы, трижды болели сибирской язвой, вместо коня боронила землю…»

«По мне - тиха, невидима - прошла гроза душевная. Покажешь ли её? По матери поруганной, Как по змее растоптанной Кровь первенца прошла, По мне обиды смертные. Прошли неоплачённые. И плеть по мне прошла».

К счастливым, по мнению детей, позициям помещаем ключ от счастья (ключи напечатаны на принтере и заламинированы)

4. Итог урока

Так счастливая или несчастливая Матрена Тимофеевна, по мнению автора? Ключи от счастья женского заброшены, потеряны?

5. Рефлексия

А по вашему мнению, Матрена Тимофеевна счастливая или несчастная? Почему вы так думаете?