Аннотация
Внеклассное мероприятие «Суди меня по кодексу любви» приурочено к 100-летию Расула Гамзатова и проведено в неделю словесности. Представляет собой литературно-музыкальную композицию, основанную на биографии поэта с использованием его произведений.
Методическая разработка внеклассного мероприятия предназначена для использования учителями средней школы и педагогами дополнительного образования для подготовки и проведения внеклассного мероприятия в форме литературно-музыкальной гостиной. Рассчитана на обучающихся 7-11 классов. Направлена на формирование интереса обучающихся к изучению литературы народов России, воспитание эстетического восприятия мира через поэзию и патриотизма. Рекомендовано для проведения в неделю словесности.
Данный тип занятия не является программным в 7-11 классов, рекомендован для проведения в предметную декаду по литературе.
Вступление
Обновлённый ФГОС ставит перед школой цель достижения «современного российского общенационального воспитательного идеала - высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». Понимание современного положения России в геополитическом пространстве, сознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края - это те условия, которые ведут к достижению поставленной перед образованием цели.
Изучение творчества поэтов и писателей, составляющих литературу народов России, способствует достижению поставленных перед школой воспитательных задач.
Тема патриотизма, любви к матери, уважения к женщине, бережного отношения к памяти народа - те вопросы, которые раскрывает в своём творчестве Расул Гамзатович Гамзатов. На уроках литературы изучению художественных произведений народов России уделяется мало времени, поэтому внеклассная работа помогает преодолеть дефицит учебного времени, в неформальной обстановке познакомиться с биографией и творчеством этих писателей и поэтов.
Предполагаемый результат: в результате работы над постановкой обучающиеся приобретут навык публичного выступления, выразительного чтения; познакомятся с биографией аварского поэта Р.Гамзатова, расширят свои представления о народах, населяющих Россию, о взаимоотношениях между братскими народами. Данное занятие будет способствовать формированию мировоззрения обучающихся, воспитанию основополагающих качеств личности: патриотизма, любви к матери, уважения к женщине, сохранения исторической правды.
Основная часть
Тип мероприятия: литературно-музыкальная композиция.
Возрастная категория - обучающиеся 7-11 классов.
Цели:
- формировать у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов;
- развивать чувства причастности к отечественной культуре и уважение к другим культурам, развивать ценностную сферу личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе.
Задачи:
- совершенствование речи школьников;
- формирование нравственной и эстетической культуры;
- формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания;
- воспитание уважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры;
- формирование понимания литературы как национально-культурной ценности, как особого способа познания жизни;
- приобщение к наследию классической литературы и лучшим образцам современной литературы.
Оборудование: проектор, компьютер, колонки, портрет Расула Гамзатова, перед ним зажжённая свеча, выставка книг Расула Гамзатова, фотографии.
Длительность мероприятия: 45 минут. Данный сценарий предполагает использование песен на стихи Расула Гамзатова в исполнении обучающихся отделения дополнительного образования школы.
Форма проведения: массовая, комплексная.
Технологии:
- коллективных творческих дел,
- информационно-коммуникационные,
- личностно-ориентированного подхода.
План внеклассного мероприятия «Суди меня по кодексу любви»
Период |
Этапы |
Действия |
До 1 недели |
Подготовительный |
Выбор темы мероприятия, постановка цели, определение аудитории; определение места, времени, даты постановки; поиски информации, изучение биографии поэта/ писателя, знакомство с его произведениями, историей их создания. |
До 1 недели |
Написание сценария |
Выборка произведений в соответствии с логикой написания сценария. Подбор музыкального сопровождения с учётом тематики мероприятия, относящихся к творчеству поэта / писателя. |
2-3 дня |
Формирование творческой группы |
Привлечение к участию в постановке литературно-музыкальной композиции коллег для организаций и проведения репетиций; привлечение к участию педагогов отделения дополнительного образования и их воспитанников (постановка художественных номеров); подбор чтецов и ведущих среди обучающихся из разных параллелей. |
2-3 недели |
Коррекционный этап. Репетиционный период, подготовка технического сопровождения мероприятия |
Индивидуальные репетиции с чтецами, ведущими, постановка выразительного чтения; репетиции творческих номеров; подборка визуального и звукового ряда в виде презентации, фильма, аудиозаписи для мероприятия, настройка и проверка работы оборудования; выбор сценических костюмов, подготовка реквизита (если надо); сводная репетиция; генеральная репетиция. |
2 урока |
Основной этап |
Установка оборудования, проведение мероприятия. Постановка для учащихся школы по параллелям: 7-8 классов и 9-11 классов |
1 урок |
Подведение итогов, рефлексия |
Анализ проведённой работы, работа над ошибками, обмен впечатлениями. |
Ход мероприятия
Действующие лица: ведущие, чтецы, исполнители творческих номеров (4 музыкальных номера - песни на стихи Р.Гамзатова)
Вступление |
Презентация: звуки пандура, чтение Р.Гамзатова «Мой Дагестан» на аварском языке (отрывок). Ведущие: основные сведения о Расуле Гамзатове. |
Биография поэта |
Ведущие: рассказ об отношении к родине, к односельчанам, начало творческого пути. Презентация: виды родного села Цада; фотографии родителей, Расула Гамзатова с родителями. |
Отношение к матери |
Ведущие: рассказ об отношении к родителям, к матери. Чтецы: стихотворения «Мама», «Есть три заветных песни у людей». Творческий номер - песня «Колыбельная» сл. Р.Гамзатова, муз. О.Фельцман. Презентация: фотографии матери Расула Гамзатова |
Отношение к женщине, к любимой |
Ведущие: любовь в жизни поэта. Чтецы: «Сердце, которое любит», «Несерьёзны наши ссоры». Творческий номер - песня «Любимая моя», сл. Р.Гамзатов, пер. Е.Николаевская, муз. Р.Паулс. Презентация: фотографии жены, детей Расула Гамзатова из семейного альбома. |
О мудрости в поэзии Р.Гамзатова |
Ведущие: о житейской мудрости горца. Чтецы: «Молитва горца». Перевод Я. Козловского, «Всезнающих людей на свете нет». Творческий номер - песня «Берегите друзей», сл. Р.Гамзатов, пер. Н.Гребнёв, муз. А.Экимян. Презентация: виды Дагестана (видео) |
История песни «Журавли» |
Ведущие: история создания песни «Журавли». Творческий номер - песня «Журавли», сл.Р.Гамзатов, пер. Н.Горебнёв, муз. Я Френкель. Презентация: памятники: в центре Хиросимы - девочка с журавлем в руках, в Осетии матери, оплакивавшей семерых своих сыновей, не вернувшихся с войны, видеоряд под песню «Журавли». |
О дружбе народов |
Ведущие: отношение Р.Гамзатова к разным народам, о распаде Советского Союза. Презентация: видео - фрагмент из фильма о Расуле Гамзатове «Когда я окажусь на свете том» Читает Омар Османов. |
Финал |
Ведущие: заключительные слова, итог творчества Р.Гамзатова. Чтецы: стихотворение «Мой Дагестан» на русском языке. Творческий номер - песня «Я тебя никогда не забуду», сл. Р.Гамзатов, пер. Р.Рождественский, муз. Ю.Антонов |
Внутренние факторы |
Внешние факторы |
Сильные стороны |
Возможности |
Воспитание характера, преодоление трудностей, воспитание ответственности, престижность участия в мероприятии |
Самореализация для обучающихся, расширение кругозора, уважение товарищей |
Слабые стороны |
Риски |
Большая загруженность, мало времени на репетиции у учеников и учителей, длительная подготовка |
Дети могут заболеть, техника может выйти из строя, |
Заключение
Постановка литературно-музыкальной композиции «Суди меня по кодексу любви» была завершающим аккордом «Недели словесности», ярким и запоминающимся.
Поставленные задачи в ходе работы были решены. На этапе рефлексии ребята отметили важность таких постановок, выразили готовность участвовать и в других постановках.
В мероприятии были задействованы 3 учителя средней школы, 2 педагога дополнительного образования, учащиеся 7-11 классов. Для нас важно было провести 2 мероприятия - для 7-8 и для 9-11 классов, поэтому мы готовили 2 состава участников. Это позволило заменять отсутствовавших участников.
Использованные источники
- Посвящается Расулу Гамзатову // Сайт Ретропортал - URL: https://www.retroportal.ru/gamzatov.html Свободный доступ (Дата обращения 07.06.2024)
- Расул Гамзатов. Народный поэт Дагестана // Расул Гамзатов: биография, стихи, поэмы / официальный сайт - URL: https://www.rasulgamzatov.ru/ Свободный доступ (Дата обращения 07.06.2024)
- Песни на стихи Расула Гамзатова // Музыкальный веб-сайт HotPleer - URL: https://box.hitplayer.ru/?s=песни%20расула%20гамзатова&p=2 Свободный доступ. (Дата обращения 07.06.2024)
- Расул Гамзатов. Суди меня по кодексу любви // Литературный портал lib.ru - URL: http://lib.ru/POEZIQ/GAMZATOW/gamzatov.txt Открытый доступ (Дата обращения 07.06.2024)
- Расул Гамзатов: цитаты // Издательский проект / Литературный портал livelib.ru - URL: https://www.livelib.ru/author/26136/quotes-rasul-gamzatov Свободный доступ. (Дата обращения 07.06.2024)
- Расул Гамзатов: цитаты и афоризмы выдающегося поэта // Социальная площадка для блогеров Fb.ru: Культура, искусство, литература. - URL: https://fb.ru/article/438219/rasul-gamzatov-tsitatyi-i-aforizmyi-vyidayuschegosya-poeta Свободный доступ (Дата обращения 07.06.2024)
- Расул Гамзатов. Когда я окажусь на свете том // Отрывок из документального фильма о Расуле Гамзатове: читает Омар османов / Социальная сеть «Одноклассники», выложено 03.06.2019 пользователем соцсети. - URL: https://ok.ru/video/1458903386797 Доступно зарегистрированным пользователям. (Дата обращения 07.06.2004)
Приложения
- Презентация к методической разработке «Суди меня по кодексу любви».
- Буклет «Суди меня по кодексу любви»: мастер-класс по подготовке и проведению внеклассного мероприятия в форме литературно-музыкальной композиции.
- Сценарий литературно-Музыкальной композиции «Суди меня по кодексу любви» к 100-летию Расула Гамзатова.