Возрастная категория: 2-й класс.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: читательское освоение обучающимися литературного произведения и создание читательской интерпретации.
Задачи урока:
- познакомить обучающихся с новым произведением (отрывком);
- помочь им раскрыть тему и идею стихотворения;
- учить читать вдумчиво, формировать технику чтения;
- вооружить приёмами понимания и анализа текста;
- введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей;
- воспитание личности со свободным и независимым мышлением;
- формирование эстетического вкуса;
- развитие речи (в том числе обогащение словаря);
- овладение речевой и коммуникативной культурой;
- развитие творческих способностей детей;
- приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности).
Планируемые результаты:
Предметные результаты |
Метапредметные результаты |
Личностные результаты |
Воспринимать на слух текст в исполнении учителя и одноклассников
|
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя
|
Учиться эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей (автора), сочувствовать, сопереживать |
Размышлять о характере и поступках героев, формулировать идею произведения
|
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
|
Высказывать свое отношение к прочитанному (что почувствовал, о чем захотелось подумать), своего понимания авторского замысла (о чем думал, что чувствовал автор) |
Содержание произведения
Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!Дорогой бурною
Легко проносится,
Не ввысь лазурную,
На землю просится.Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.Лежит пушистая
Снежинка смелая,
Какая чистая,
Какая белая!
Ход урока
1. Организационный этап. Эмоциональный настрой
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво. (дети повернулись)
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
2. Актуализация знаний. Введение в тему
1) Игра - ассоциация
- Какое сейчас время года? Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «зима»?
/Снег, сугроб, горка, лыжи, коньки, мороз, сосулька, снеговик, метель, вьюга…/
2) Работа по картине. Постановка проблемы
А вот каким увидел первый снег художник Аркадий Александрович Пластов.
- Как можно догадаться, что это первый снег? (Девочка без пальто, накинула лишь платок, радостно подставила лицо медленно падающим хлопьям. Незакрытая в спешке дверь и валенки обуты на босу ногу)
А кто наблюдал приход зимы или первый снег в этом году? Как падали снежинки? (медленно, неторопливо, плавно)
- Знакомо нам имя автора? Какое его произведение нам известно? (Поспевает брусника).
- О чем писал поэт? А сегодня что ждете от новой встречи с поэтом?
3) Постановка темы, цели, задач урока
- (ПОЯВЛЯЕТСЯ ФАЙЛ с книгой К.Бальмонт «Снежинка»)
- Предположите кто главный герой произведения?
- Что может автор рассказать о снежинке? Какая она?
- Это сказка? Рассказ? Стихотворение? Почему?
Назовите тему урока и цель.
- Какие задачи будем решать? (высказывать свое отношение к прочитанному; анализировать; работать над вдумчивым и осознанным чтением вслух и про себя; постараемся передать настроение автора при чтении, постараемся увидеть красоту; научимся определять тему и основную мысль произведения)
3. Знакомство со стихотворением
1) Первичное чтение произведения К.Д.Бальмонта «Снежинка» (про себя)
- Откроем учебник на с 139 и сверим наше предположение о теме урока.
Читаем самостоятельно, про себя.
- Какие предположения подтвердились?
- Какие картины представили?
- Вы почувствовали настроение этого стихотворения? Какое оно? (Светлое, приподнятое, поэт восхищается смелостью снежинки, любуется её красотой...)
2) Перечитывание (вслух по строфам) с ответами на вопросы
- Давайте прочитаем произведение вслух. Для более осознанного чтения будем с вами размышлять и отвечать на вопросы.
К.Бальмонт. Снежинка
Читаем 1-ю строфу.
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
- Какой цвет использует автор для описания снежинки?
- Какой представили себе снежинку? Почему она смелая?)
- Подберите синоним к слову «смелая». (шустрая, бесстрашная)
Вывод (учитель говорит): главной героиней явилась снежинка, автор смог ее оживить, представив яркий, движущийся, эмоциональный образ.
Читаем 2-ю строфу.
Дорогой бурною «Бурная» - это какая? (Трудная, опасная, дорога с небес на землю)
Легко проносится,
Не в высь лазурную - (в светло-синее небо)
На землю просится. - Как преодолевает эту трудную, опасную дорогу снежинка?
- А проносится - это как? (движется быстро, молниеносно)
Читаем дальше. (3-я строфа)
В лучах блистающих
Скользит, умелая,
- Обратите внимание, каким словом описывается быстрота движения: скользит, умелая
- Объясните значение слова «скользит». (плавно двигается, не задерживается)
- А умелая-это какая? Подберите синоним. (опытная, тренированная)
Средь хлопьев тающих
Сохранно- белая…
- В чем же заключается ее умение? (умеет себя сохранить в лучах блистающих, остается белой.)
Читаем 4-ю строфу.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.
- С чем сравнивает поэт снежинку?
- Звезда в литературе символизирует прекрасное, чистое, высокое.
На какую звезду похожа снежинка? (на кристальную)
- От какого слова образовалось слово «кристальная»? (кристалл)
- Сколько лучей (концов) у снежинки? (6)
Все снежинки разные, но у всех шесть лучиков. Кристаллизация льда в снежинку происходит всегда так, что сначала появляются шесть неровностей, а потом на них пристают молекулы водяного пара, образуя неповторимые узоры.
- Что еще указывает на легкость, воздушность, нежность снежинки. Найдите эту строку в тексте. (Земли касается)
- Положите руки на стол. Вы сейчас опустили руки или коснулись руками? А коснуться - это как? (легкое прикосновение). Попробуйте прикоснуться к столу. Так почему только касается?
- Верно, она не падает на землю, она осторожно касается земли.
Читаем 5-ю строфу.
Лежит пушистая
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!
- Ребята, заметили, что эта строфа почти дословное повторение 1-й?
- А почему поэт повторяет эти строчки, как вы думаете? (для Бальмонта важно, чтобы читатель восхитился красотой)
- Какие опасности были для снежинки? (дорога бурная, скользила, но осталась сохранно-белою)
- Да. Снежинка прошла тяжелый, трудный путь и при этом сохранила свою красоту, чистоту.
- Давайте и мы представим себя снежинками.
4. Физкультминутка «Снежинки»
Закружились, завертелись (Покружиться на месте)
Белые снежинки.
Вверх взлетели белой стаей (Поднять руки)
Легкие пушинки. (Покружиться на носках)Чуть затихла злая вьюга - (Опустить руки, встать прямо)
Улеглись повсюду. (Присесть, руки к полу)
Заблистали, словно жемчуг, (Встать, руки вперёд)
Все дивятся чуду. (Развести руки в стороны)
5. Продолжение
1) Языковая работа с художественными приемами (на столах помимо слайдов рабочий лист с определениями, как подсказка)
Очень часто поэты используют красивые слова - описания для выделения предметов. Как вы думаете, для чего? (ПОЯВЛЯЕТСЯ СЛАЙД с определением)
- Какие же эпитеты использует автор к слову «снежинка»? (Светло-пушистая, чистая, смелая, белая, сохранно-белая, умелая)
- А к слову «дорога»? (Бурная)
- Несколько эпитетов относятся к небесам, в которой живёт снежинка. Найдите их. (высь лазурная, лазурь чудесная, в лучах блистающих)
- Как преодолевает эту трудную, опасную дорогу снежинка? (Легко проносится)
- Вспомните литературный прием, когда неодушевленные предметы оживают и действуют как одушевленные? (ПОЯВЛЯЕТСЯ СЛАЙД с определением)
- Найдите олицетворение (на землю просится, лежит , дрожит, взметается, касается, земли касается)
Верно, автор наделяет снежинку такими чертами характера, как смелость, чистота, умение летать.
- С кем сравнивает поэт снежинку? Кто также, как и она, преодолевает много трудностей, невзгод, горестей и печалей? ( С человеком)
- Что же важно человеку, если у него выпадает что-то новое, неизвестное?
(Важно оставаться человеком, не терять самообладание, добиваться поставленной цели)
2) Подготовка к выразительному чтению. Работа в паре.
- Подготовимся к выразительному чтению стихотворения.
- Подумайте, все ли четверостишья читаются в одном ритме? (Нет)
- Верно. На РАБОЧЕМ ЛИСТЕ постарайтесь соединить строфы с правильно-подобранной интонацией.
3) ПРОВЕРКА рабочего листа (с каждого ряда по одной-две строфе).
Как будем читать 1 строфу? (будем читать нежно, плавно, ведь здесь мы знакомимся со снежинкой, с нашей героиней, нежной и воздушной)
- Как будем читать 2-3-4? (передавая бурную, сложную жизнь, жизнь в постоянном движении, в потоке)
- А 5? (передавая усталость жизненного пути, и в то же время показывает начало новой жизни)
Итак, постарайтесь при выразительном чтении передать настроение и чувства автора - восхищение, восторг, удивление. Представьте, как тихо идет снег и миллионы снежинок покрывают землю пушистым ковром. Как коротка их жизнь. И как много увидел поэт в одном мгновении.
4) Выразительное чтение детьми (5 учеников по одной строфе читают).
5) Прослушивание аудиозаписи.
А сейчас предлагаю вам прослушать аудиозапись чтения отрывка стихотворения артисткой РФ Ладой Олейниковой.
Дома подготовьте выразительное чтение стихотворения, по желанию выучите.
5. Рефлексия
- Сегодня на уроке мы познакомились с одним из удивительнейших стихотворений. Как оно называется?
- Какая музыка подошла бы к танцу снежинки? (вальс)
- Знаете ли вы, ребята, что к этому стихотворению написана музыка? Как вы думаете почему? (ритм музыкальный)
- Попробуйте и вы, подобрать или написать свою музыку к сегодняшнему стихотворению, кто ходит в музыкальную школу. Принесите завтра на флешке.
- А кто нам подарил это стихотворение? Как вы думаете, каким человеком был Бальмонт? …….. (СЛАЙД)
Бальмонт родился и провел детство в деревне. Отец поэта научил сына видеть красоту русской природы. В стихах поэта чувствуется светлый тон, любовь к природе. И сегодня мы с вами в этом убедились. Поэт долгие годы прожил за границей, но всегда ощущал себя русским человеком и русским поэтом.
- Ребята, какие чувства вызвало у вас стихотворение? (Чувства радости, восхищения, огорчения.)
- Какова тема стихотворения? (Снежинка)
- Какую главную мысль вы для себя определили? (Главной мыслью этого стихотворения можно считать восхищение снежинкой; совершенство, созданное природой, которое человек привык не замечать в общей массе снега)
- Верно. А что хотел сказать автор более взрослым читателям? (Когда впереди неизвестность, человеку нужно не терять человеческого достоинства; нужно верить в свои силы)