Разработка кейс-заданий по литературе: дидактические материалы

Разделы: Литература, Конкурс «Классическая литература в современной школе»


Одной из инновационных педагогических технологий, обеспечивающих реализацию системно-деятельностного (компетентностного), метапредметного подходов является кейс-метод. Суть технологии состоит в том, что в основе её используются описания конкретных ситуаций или случая (от английского «case» - случай). Учащиеся получают пакет (кейс) заданий, не имеющих точного, однозначного решения. Они должны проанализировать ситуацию, выявить проблему и предложить пути ее решения. Кейс-технология мотивирует учеников на деятельностную позицию, самостоятельность мышления, самореализацию. Кейс позволяет обеспечить метапредметный подход к изучаемому образовательному объекту и выход за пределы учебного предмета.

Структура кейса:

  1. Ситуация - случай, проблема, история из реальной жизни;
  2. Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации;
  3. Комментарий ситуации, представленный автором;
  4. Вопросы или задания для работы с кейсом; [2].

Этапы создания кейсов:

1-й этап. Определить цель создания, например, анализ мотивов поведения героев произведения.

2-й этап. Идентифицировать соответствующую цели конкретную реальную ситуацию из жизни или литературного произведения.

3-й этап. Провести предварительную работу по поиску источников информации. Можно использовать поиск по ключевым словам в Internet, анализ каталогов печатных изданий, журнальных статей, газетных публикаций, статистических сводок.

4-й этап. Собрать информацию и данные для кейса, используя различные источники, включая произведение.

5-й этап. Разработать задания для учеников и возможные вопросы для ведения дискуссии, описать предполагаемые действия учащихся [2, с.7].

Обобщенный алгоритм работы с кейсом:

  1. Введение в проблему. Школьникам предлагается кратко описать ситуацию и изложить суть проблемы в одном предложении.
  2. Сбор информации. Необходимо описать всех существенных лиц, вовлеченных в ситуацию, сопоставить аспекты, которые важны при решении обсуждаемой проблемы, найти и оценить информацию.
  3. Рассмотрение альтернатив. На этом этапе идет разработка различных решений и изучение их альтернативных вариантов.
  4. Принятие решения. Происходит оценка вариантов решения проблемы и выбирается оптимальное решение.
  5. Презентация решения. Это этап представления решения и аргументация выбора.
  6. Сравнительный анализ. Разбор стратегии поиска решений, сравнение начальных и промежуточных вариантов с фактически принятым решением и анализ плана мероприятий по его реализации [1].

Примеры кейсов при изучении драмы А.Н.Островского «Гроза»

Кейс «Судьба Катерины - случай или закономерность?»

Действие II. Явление 4

Катерина (кидаясь на шею мужу). Тиша, не уезжай! Ради бога, не уезжай! Голубчик, прошу я тебя!

Кабанов. Нельзя, Катя. Коли маменька посылает, как же я не поеду!

Катерина. Ну, бери меня с собой, бери!

Кабанов (освобождаясь из ее объятий). Да нельзя!

Катерина. Отчего же, Тиша, нельзя?

Кабанов. Куда как весело с тобой ехать! Вы меня уж заездили здесь совсем! Я не чаю, как вырваться-то, а ты еще навязываешься со мной.

Катерина. Да неужели же ты разлюбил меня?

Кабанов. Да не разлюбил; а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь! Ты подумай то: какой ни на есть, а я все-таки мужчина, всю жизнь вот этак жить, как ты видишь, так убежишь и от жены. Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов эких на ногах нет, так до жены ли мне?

Катерина. Как же мне любить-то тебя, когда ты такие слова говоришь?

Кабанов. Слова как слова! Какие же мне еще слова говорить! Кто тебя знает, чего ты боишься! Ведь ты не одна, ты с маменькой останешься.

Катерина. Не говори ты мне об ней, не тирань ты моего сердца! Ах, беда моя, беда! (Плачет.) Куда мне, бедной, деться? За кого мне ухватиться? Батюшки мои, погибаю я!

Кабанов. Да полно ты! ...

Сцена свидания

Борис. Не гоните меня!

Катерина. Зачем ты пришел? Зачем ты пришел, погубитель мой? Ведь я замужем, ведь мне с мужем жить до гробовой доски...

Борис. Вы сами велели мне прийти...

Катерина. Да пойми ты меня, враг ты мой: ведь до гробовой доски!

Борис. Лучше б мне не видать вас!

Катерина (с волнением). Ведь что я себе готовлю. Где мне место-то, знаешь ли?

Борис. Успокойтесь! (Берет ее за руку.) Сядьте!

Катерина. Зачем ты моей погибели хочешь?

Борис. Как же я могу хотеть вашей погибели, когда я люблю вас больше всего на свете, больше самого себя!

Катерина. Нет, нет! Ты меня загубил!

Борис. Разве я злодей какой?

Катерина (качая головой). Загубил, загубил, загубил!

Борис. Сохрани меня бог! Пусть лучше я сам погибну!

Катерина. Ну как же ты не загубил меня, коли я, бросивши дом, ночью иду к тебе.

Борис. Ваша воля была на то.

Действие IV явление 3

Катерина. Ну, как же ты? Теперь-то ты как?

Борис. Еду.

Катерина. Куда едешь?

Борис. Далеко, Катя, в Сибирь.

Катерина. Возьми меня с собой отсюда!

Борис. Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы; я только отпросился у дяди на минуточку, хотел хоть с местом-то тем проститься, где мы с тобой виделись.

Катерина. Поезжай с богом! Не тужи обо мне. Сначала только разве скучно будет тебе, бедному, а там и позабудешь…

Задания:

  1. Обращая внимание на ремарки, речь героев, определите мотивы поведения каждого;
  2. Как повлияли события на судьбу героини?
  3. Представьте варианты другого окончания этих сцен, аргументируйте «за» и «против»;

Кейс «Почему погибла Катерина?»

Действие V. Явление 4

Катерина (одна). Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу - все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше... Под деревцом могилушка... как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит... весной на ней травка вырастет, мягкая такая... птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие... всякие (задумывается), всякие... Так тихо! так хорошо! Мне как будто легче! А об жизни и думать не хочется. Опять жить? Нет, нет, не надо... нехорошо! И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны! Не пойду туда! Нет, нет, не пойду! Придешь к ним, они ходят, говорят, а на что мне это? Ах, темно стало! И опять поют где-то! Что поют? Не разберешь... Умереть бы теперь... Что поют? Все равно, что смерть придет, что сама... а жить нельзя! Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться... Руки крест-накрест складывают... в гробу! Да, так... я вспомнила. А поймают меня, да воротят домой насильно... Ах, скорей, скорей! (Подходит к берегу. Громко.) Друг мой! Радость моя! Прощай! (Уходит.)

Дополнительная информация:

Критические взгляды:

Н.Добролюбов «Луч света в темном царстве»

Но и без всяких возвышенных соображений, просто по человечеству, нам отрадно видеть избавление Катерины - хоть через смерть, коли нельзя иначе. На этот счет мы имеем в самой драме страшное свидетельство, говорящее нам, что жить в «темном царстве» хуже смерти.

Д.Писарев «Мотивы русской драмы»

Катерина убегает из дому с неопределенною надеждою увидать своего Бориса. Ясно, стало быть, что решения на самоубийство еще нет, потому что в противном случае не о чем было бы и толковать. Борис говорит: «Еду». Катерина спрашивает: «Куда едешь?» - Ей отвечают: «Далеко, Катя, в Сибирь». - «Возьми меня с собой отсюда!» - «Нельзя мне, Катя» После этого разговор становится уже менее интересным и переходит в обмен взаимных нежностей. Потом, когда Катерина остается одна, она спрашивает себя: «Куда теперь? домой идти?» и отвечает: «Нет, мне что домой, что в могилу - все равно». «В могиле лучше... Под деревцом могилушка... как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит..» При этом, увлекаясь эстетическим чувством, она даже совершенно упускает из виду геенну огненную, а между тем она вовсе не равнодушна к этой последней мысли, потому что в противном случае не было бы сцены публичного покаяния в грехах, не было бы отъезда Бориса в Сибирь, и вся история о ночных прогулках оставалась бы шитою и крытою. Но в последние свои минуты Катерина до такой степени забывает о загробной жизни, что даже складывает руки крест-накрест, как в гробу складывают; и, делая это движение руками, она даже тут не сближает идеи о самоубийстве с идеею о геенне огненной. Таким образом, делается прыжок в Волгу, и драма оканчивается».

Задания:

  1. Определить возможность выхода из ситуации, который мог бы спасти героиню, аргументируйте «за» и «против»;
  2. Определите основную причину гибели героини.

Кейс «Есть ли выход для Катерины?

Действие V. Явление 4

Катерина (одна). Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу - все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше... Под деревцом могилушка... как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит... весной на ней травка вырастет, мягкая такая... птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие... всякие (задумывается), всякие... Так тихо! так хорошо! Мне как будто легче! А об жизни и думать не хочется. Опять жить? Нет, нет, не надо... нехорошо! И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны! Не пойду туда! Нет, нет, не пойду! Придешь к ним, они ходят, говорят, а на что мне это? Ах, темно стало! И опять поют где-то! Что поют? Не разберешь... Умереть бы теперь... Что поют? Все равно, что смерть придет, что сама... а жить нельзя! Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться... Руки крест-накрест складывают... в гробу! Да, так... я вспомнила. А поймают меня, да воротят домой насильно... Ах, скорей, скорей! (Подходит к берегу. Громко.) Друг мой! Радость моя! Прощай! (Уходит.)

Задание

Варианты финала: предположим, Катерина возвращается домой или Борис предлагает Катерине ехать с ним.

Задания:

  1. Определите, возможно ли такое изменения ситуации;
  2. Продумайте, как будут развиваться события с учётом этих изменений.
  3. Аргументируйте «за» и «против»;

Примеры кейсов по пьесе М.Горького «На Дне»

Кейс «Дно жизни» предлагаем перед изучением пьесы, когда текст ещё не прочитан

Цель: исследовать текст, представить жизнь опустившихся, отверженных людей, оказавшихся на дне

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

  • Михаил Иванов Костылев, 54 лет, содержатель ночлежки.
  • Василиса Карповна, его жена, 26 лет.
  • Наташа, ее сестра, 20 лет.
  • Медведев, их дядя, полицейский, 50 лет.
  • Васька Пепел, 28 лет.
  • Клещ Андрей Митрич, слесарь, 40 лет.
  • Анна, его жена, 30 лет.
  • Настя, девица, 24 лет.
  • Квашня, торговка пельменями, под 40 лет.
  • Бубнов, картузник, 45 лет.
  • Барон, 33 лет.
  • Сатин, Актер - приблизительно одного возраста: лет под 40.
  • Лука, странник, 60 лет.
  • Алешка, сапожник, 20 лет.
  • Кривой зоб, Татарин - крючники
  • Несколько босяков без имен и речей.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Подвал, похожий на пещеру. Потолок - тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Свет - от зрителя и, сверху вниз, - из квадратного окна с правой стороны. Правый угол занят отгороженной тонкими переборками комнатой Пепла, около двери в эту комнату - нары Бубнова. В левом углу - большая русская печь; в левой - каменной - стене - дверь в кухню, где живут Квашня, Барон, Настя. Между печью и дверью у стены - широкая кровать, закрытая грязным ситцевым пологом. Везде по стенам - нары. На переднем плане у левой стены - обрубок дерева с тисками и маленькой наковальней, прикрепленными к нему, и другой, пониже первого. На последнем, перед наковальней, сидит Клещ, примеривая ключи к старым замкам. У ног его - две большие связки разных ключей, надетых на кольца из проволоки, исковерканный самовар из жести, молоток, подпилки. Посредине ночлежки - большой стол, две скамьи, табурет, все - некрашеное и грязное. За столом, у самовара, Квашня хозяйничает, Барон жует черный хлеб и Настя, на табурете, читает, облокотясь на стол, растрепанную книжку. На постели, закрытая пологом, кашляет Анна. Бубнов, сидя на нарах, примеряет на болванке для шапок, зажатой в коленях, старые, распоротые брюки, соображая, как нужно кроить. Около него - изодранная картонка из-под шляпы - для козырьков, куски клеенки, тряпье. Сатин только что проснулся, лежит на нарах и - рычит. На печке, невидимый, возится и кашляет Актер. Начало весны. Утро.

Историческая справка [5]

В предреволюционное время в России росло количество обнищавших крестьян, в поисках заработка прибившихся к городу, зачастую к его «дну». Одни находили работу на фабриках, вторые становились чернорабочими, третьи бродяжничали, воровали или тунеядствовали.

В Москве существовал Хитров рынок - район, в котором влачила своё существование бо́льшая часть городских босяков.

Хитровка. Ночлежный дом Ярошенко с трактиром «Каторга». 1900-е

Хитров рынок - известная в дореволюционной Москве площадь на территории Белого города (урочище Кулишки), существовавшая в 1820-1930 годах. Во второй половине XIX века Хитров рынок превратился в злачное место Москвы, в здешних притонах собирались тысячи безработных и преступников.

Ночлежка - ночлежный дом. В таком помещении сдавали место на печке или с соседом на койке, ячейку за занавеской с кроватью и стулом или всего лишь угол. Постояльцы могли находиться в таких квартирах только ночью.

Брандмауэр - стена из камня или кирпича, возводимая поперёк дома и выше крыши, предназначенная для предупреждения распространения пожара как в каменных, так и деревянных домах.

Босяк - разг., пренебр. опустившийся, нищий человек.

Правила для ночлежных и коечных квартир

Задание

Изучите материалы кейса, выполните задания

  1. Кто они, обитатели ночлежки?
  2. Какую роль для понимания героев и играет ночлежка?
  3. Есть ли жизнь для униженных и оскорблённых?
  4. Составьте по материалам кейса предварительный социальный и личностный портрет ночлежников.

Кейс «Философский конфликт и его разрешение в пьесе Горького «На дне»

Тема урока: Что важнее: истина или сострадание?

Цель: исследовать философский конфликт и его разрешение в пьесе Горького «На дне»

Действие II

Пепел. Оглох! Зачем врешь, говорю?

Лука. Это в чем же вру-то я?

Пепел. Во всем... Там у тебя хорошо, здесь хорошо.... ведь - врешь! На что?

Лука. А ты мне - поверь, да поди сам погляди... Спасибо скажешь... Чего ты тут трешься? И... чего тебе правда больно нужна... подумай-ка! Она, правда-то, может, обух для тебя...

Пепел. А мне все едино! Обух так обух...

Лука. Да чудак! На что самому себя убивать?

Бубнов. И чего вы оба мелете? Не пойму... Какой тебе, Васька, правды надо? И зачем? Знаешь ты правду про себя... да и все ее знают...

Пепел. Погоди, не каркай! Пусть он мне скажет... слушай, старик: бог есть? Лука молчит, улыбаясь.

Бубнов. Люди все живут... как щепки по реке плывут... строят дом... а щепки - прочь...

Пепел. Ну? Есть? Говори...

Лука (негромко). Коли веришь, - есть; не веришь, - нет... Во что веришь, то и есть... Пепел молча, удивленно и упорно смотрит на старика.

Действие IV

Клещ. Правды он... не любил, старик-то... Очень против правды восставал... так и надо! Верно - какая тут правда? И без нее - дышать нечем... Вон князь... руку-то раздавил на работе... отпилить напрочь руку-то придется, слышь... вот те и правда!

Сатин (ударяя кулаком по столу). Молчать! Вы - все - скоты! Дубье... молчать о старике! (Спокойнее.) Ты, Барон, - всех хуже!.. Ты - ничего не понимаешь... и - врешь! Старик - не шарлатан! Что такое - правда? Человек - вот правда! Он это понимал... вы - нет! Вы - тупы, как кирпичи... Я - понимаю старика... да! Он врал... но - это из жалости к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему... я - знаю! я - читал! Красиво, вдохновенно, возбуждающе лгут!.. Есть ложь утешительная, ложь примиряющая... ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего... и обвиняет умирающих с голода... Я - знаю ложь! Кто слаб душой... и кто живет чужими соками, - тем ложь нужна... одних она поддерживает, другие - прикрываются ею... А кто - сам себе хозяин... кто независим и не жрет чужого - зачем тому ложь? Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека!

Барон. Браво! Прекрасно сказано! Я - согласен! Ты говоришь... как порядочный человек!

Сатин. Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди... говорят, как шулера? Да... я много позабыл, но - еще кое-что знаю! Старик? Он - умница!.. Он... подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету... Выпьем, за его здоровье! Наливай... Настя наливает стакан пива и дает Сатину. (Усмехаясь.) Старик живет из себя... он на все смотрит своими глазами. Однажды я спросил его: «Дед! зачем живут люди?»... (Стараясь говорить голосом Луки и подражая его манерам.) «А - для лучшего люди-то живут, милачок! Вот, скажем, живут столяры и всё - хлам-народ... И вот от них рождается столяр... такой столяр, какого подобного и не видала земля, - всех превысил, и нет ему во столярах равного. Всему он столярному делу свой облик дает... и сразу дело на двадцать лет вперед двигает... Так же и все другие... слесаря, там... сапожники и прочие рабочие люди... и все крестьяне... и даже господа - для лучшего живут! Всяк думает, что для себя проживает, ан выходит, что для лучшего! По сту лет... а может, и больше - для лучшего человека живут!» Настя упорно смотрит в лицо Сатина. Клещ перестает работать над гармонией и тоже слушает. Барон, низко наклонив голову, тихо бьет пальцами по столу. Актер, высунувшись с печи, хочет осторожно слезть на нары. «Все милачок, все, как есть, для лучшего живут! Потому-то всякого человека и уважать надо... неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и чего сделать может... может, он родился-то на счастье нам... для большой нам пользы?.. Особливо же деток надо уважать... ребятишек! Ребятишкам - простор надобен! Деткам-то жить не мешайте... Деток уважьте!» (Смеется тихо.)

Сатин (ударяя кулаком по столу). Молчать! Вы - все - скоты! Дубье... молчать о старике! (Спокойнее.) Ты, Барон, - всех хуже!.. Ты - ничего не понимаешь... и - врешь! Старик - не шарлатан! Что такое - правда? Человек - вот правда! Он это понимал... вы - нет! Вы - тупы, как кирпичи... Я - понимаю старика... да! Он врал... но - это из жалости к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему... я - знаю! я - читал! Красиво, вдохновенно, возбуждающе лгут!.. Есть ложь утешительная, ложь примиряющая... ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего... и обвиняет умирающих с голода... Я - знаю ложь! Кто слаб душой... и кто живет чужими соками, - тем ложь нужна... одних она поддерживает, другие - прикрываются ею... А кто - сам себе хозяин... кто независим и не жрет чужого - зачем тому ложь? Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека!

Сатин. Когда я пьян... мне все нравится. Н-да... Он - молится? Прекрасно! Человек может верить и не верить... это его дело! Человек - свободен... он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум - человек за все платит сам, и потому он - свободен!.. Человек - вот правда! Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они... нет! - это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет... в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это - огромно! В этом - все начала и концы... Всё - в человеке, всё для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Чело-век! Это - великолепно! Это звучит... гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо! Выпьем за человека, Барон! (Встает.) Хорошо это... чувствовать себя человеком!.. Я - арестант, убийца, шулер... ну, да! Когда я иду по улице, люди смотрят на меня как на жулика... и сторонятся и оглядываются... и часто говорят мне - «Мерзавец! Шарлатан! Работай!» Работать? Для чего? Чтобы быть сытым? (Хохочет.) Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми... Не в этом дело, Барон! Не в этом дело! Человек - выше! Человек - выше сытости!..

Дополнительная информация

Конфликт:

  • любовный - между Пеплом, Василисой, Костылёвым, Наташей;
  • социальный - как подняться со дна жизни;
  • философский - выбор между жестокой правдой и утешительной ложью, между пассивным течением жизни и решительным сопротивлением обстоятельствам; противоречия мятущейся человеческой души.

Писатель затрагивает категории свободы и несвободы, нравственной морали и её отсутствия, веры и безверия как в Бога, так и в человека.

Особенность пьесы заключается в том, что на первый план выходит ещё один конфликт - философский. Он связан не с событийным рядом пьесы, а с диалогами и монологами героев. Философский конфликт завязывается в пьесе с появлением Луки, который вносит в сознание героев своё понимание жизни, свободы, человека. И тогда возникает спор между двумя гуманистическими идеями: человеку нужнее сострадание, утешение, ложь, примиряющая с несправедливостью жизни, или правда, призывающая бороться с этой несправедливостью?

Этот спор многие исследователи творчества Горького связывают с философией Фридриха Вильгельма Ницше. Хотя Горький прямо не говорил о своём увлечении идеями немецкого философа, в пьесе прослеживается связь с двумя идеями, провозглашёнными Ницше: идеей Сверхчеловека и идеей атеизма, выраженной во фразе «Бог умер». Жить нужно на земле, другого человеку не дано, не стоит надеяться на новую лучшую и спокойную жизнь в божественном раю, нужно проживать эту так, как человек сам задумал, тогда не будет ощущения обездоленности, символом которой является ночлежка.

Конфликт, помещённый Горьким в пьесу, вытекает также из заочной полемики М.Горького с учением Л.Н.Толстого. Толстой говорит о примирении с жизнью, об изменении себя, о принятии внешних событий новым внутренним «я». Горький же оспаривает эту стратегию. Его герои говорят о том, что человек должен менять жизненные обстоятельства, бороться любой ценой за правду, за жизнь, за веру.

Но задуманные Горьким герои, Лука и Сатин, и идеи, вложенные в их уста, оказались противоречивыми. Конфликт в пьесе не разрешается столкновением двух правд. Режиссёры, актёры, зрители или читатели пьесы должны разрешить его самостоятельно.

Задание:

  1. Смоделируйте пути разрешения конфликта в пьесе Горького «На дне». Какой ближе Вам? Аргументируйте.
  2. Человеку нужна правда или утешительная ложь, вера в Бога и судьбу или вера в себя и своё предназначение?
  3. Стоит ли бороться за лучшую жизнь?
  4. Что лучше: воспринимать жизнь такой, какая она есть на самом деле или жить иллюзиями?
  5. Какие советы вы дали бы обитателям ночлежки?

Кейс «Мечта и действительность»

Действие I

Пепел. Живут же люди...

Клещ. Эти? Какие они люди? Рвань, золотая рота... люди! Я - рабочий человек... мне глядеть на них стыдно... я с малых лет работаю... Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу... кожу сдеру, а вылезу... Вот, погоди... умрет жена... Я здесь полгода прожил... а все равно как шесть лет...

Действие 2

Актер. Пропил я душу, старик... я, брат, погиб... А почему - погиб? Веры у меня не было... Кончен я...

Лука. Ну, чего? Ты... лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат... такая уж лечебница устроена для пьяниц... чтобы, значит, даром их лечить... Признали, видишь, что пьяница - тоже человек... и даже - рады, когда он лечиться желает! Ну-ка вот, валяй! Иди...

Актер (задумчиво). Куда? Где это?

Лука. А это... в одном городе... как его? Название у него эдакое... Да я тебе город назову!.. Ты только вот чего: ты пока готовься! Воздержись... возьми себя в руки и - терпи... А потом - вылечишься... и начнешь жить снова... хорошо, брат, снова-то! Ну, решай... в два приема...

Актер (улыбаясь). Снова... сначала... Это - хорошо. Н-да... Снова? (Смеется.) Ну... да! Я могу?!. Ведь могу, а?

Лука. А чего? Человек - все может... лишь бы захотел...

Актер (вдруг, как бы проснувшись). Ты - чудак! Прощай пока! (Свистит.) Старичок... прощай... (Уходит.)

Действие 2

Василиса. Нет, погоди! Все-таки... когда я с тобой жила... я все дожидалась, что ты мне поможешь из омута этого выбраться... освободишь меня от мужа, от дяди... от всей этой жизни... И, может, я не тебя, Вася, любила, а... надежду мою, думу эту любила в тебе... Понимаешь? Ждала я, что вытащишь ты меня...

Пепел. Ты - не гвоздь, я - не клещи... Я сам думал, что ты, как умная... ведь ты умная... ты - ловкая!

Действие 3

Лука (берет Настю за руку). Уйдем, милая! ничего... не сердись! Я - знаю... Я - верю! Твоя правда, а не ихняя... Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь... значит - была она! Была! А на него - не сердись, на сожителя-то... Он... может, и впрямь из зависти смеется... у него, может, вовсе не было настоящего-то... ничего не было! Пойдем-ка!..

Настя (крепко прижимая руки к груди). Дедушка! Ей-богу... было это! Все было!.. Студент он... француз был... Гастошей звали... с черной бородкой... в лаковых сапогах ходил... разрази меня гром на этом месте! И так он меня любил... так любил!

Лука. Я - знаю! Ничего! Я верю! В лаковых сапогах, говоришь? А-яй-ай! Ну - и ты его тоже - любила?

Уходят за угол.

Барон. Ну и глупа же эта девица... добрая, но... глупа - нестерпимо!

Бубнов. И чего это... человек врать так любит? Всегда - как перед следователем стоит... право!

Наташа. Видно, вранье-то... приятнее правды... Я - тоже...

Барон. Что - тоже? Дальше?!

Наташа. Выдумываю... Выдумываю и - жду...

Барон. Чего?

Наташа (смущенно улыбаясь). Так... Вот, думаю, завтра... приедет кто-то... кто-нибудь... особенный... Или - случится что-нибудь... тоже - небывалое... Подолгу жду... всегда - жду... А так... на самом деле - чего можно ждать?

Пауза.

Действие III

Пепел. Я сказал - брошу воровство! Ей-богу - брошу! Коли сказал - сделаю! Я - грамотный... буду работать... Вот он говорит - в Сибирь-то по своей воле надо идти... Едем туда, ну?.. Ты думаешь - моя жизнь не претит мне? Эх, Наташа! Я знаю... вижу!.. Я утешаю себя тем, что другие побольше моего воруют, да в чести живут... только это мне не помогает! Это... не то! Я - не каюсь... в совесть я не верю... Но - я одно чувствую: надо жить... иначе! Лучше надо жить! Надо так жить... чтобы самому себя можно мне было уважать...

Лука. Верно, милый! Дай тебе господи... помоги тебе Христос! Верно: человек должен уважать себя...

Задание:

  • Какой предстаёт в пьесе Горького мечта?
  • Какой она бывает?
  • Можно ли мечтать?
  • Может ли неосуществлённая мечта привести к трагедии, как это произошло с Актёром?
  • Предположим, мечты героев осуществились, каким мог бы быть финал пьсы.Ваши версии обоснуйте.

Кейс «Может ли человек быть лишним?»

Действие II

Настя. Надоело мне... Лишняя я здесь...

Бубнов (спокойно). Ты везде лишняя... да и все люди на земле - лишние...

Задание:

  1. Что бы вы ответили Бубнову? Аргументируйте свой ответ.
  2. Может ли человек быть лишним? Аргументируйте свой ответ.

Список литературы

  1. Брюханова, Е.Н. Об особенностях применения кейс-технологии на уроках литературы [Электронный ресурс] / Е.Н.Брюханова. - Режим доступа: http://kampk.ucoz.ru (дата обращения: 25. 05. 2014)
  2. Шабанов, А.Г. Формы, методы и средства в дистанционном обучении / А.Г.Шабанов // Инновация в образовании. - 2005. - №2 . - С. 102-116
  3. ОстровскийА.Н.Гроза https://ilibrary.ru/text/994/p.1/index.html./index.html?ysclid=lt295loseb155381261
  4. Горький А.М.https://ilibrary.ru/text/505/p.1/index.html?ysclid=lt29k5rw31503121728
  5. https://foxford.ru/wiki/literatura/na-dne?utm_referrer=https%3A%2F%2Fya.ru%2F