Классическая и современная английская поэзия для активизации грамматических структур в изучении иностранного языка

Разделы: Иностранные языки, Урок с использованием электронного учебника, Руководство учебным проектом, Конкурс «Классическая литература в современной школе»


Работа выполнена
Яковлевой Е.А.,
Ученицей 10-го класса

Научный руководитель:
Маруга Н.П.,
учитель английского языка

Исследовательская работа по английскому языку

Введение

Проблема: изучение и применение не типичных для родного языка грамматических конструкций.

Проблемный вопрос: может ли поэзия помочь понять, запомнить и применить грамматические конструкции?

Цель проекта: узнать роль поэзии при изучении грамматики иностранного языка.

Актуальность: в данное время вопрос о том, как помочь людям, изучающим иностранный язык, понять грамматические конструкции, аналог которых в родном языке отсутствует.

Задачи проекта:

  • Ознакомиться с понятиями «грамматика», «поэзия»
  • Выявить грамматические конструкции, вызывающие наибольшие затруднения в их понимании и применении посредством анкетирования
  • Узнать, помогает ли поэзия при изучении грамматических структур, не типичных для родного языка

«Поэзия содействует нравственному совершенствованию человека во все времена, развивая его воображение и таким образом, его способность к любви, которая есть суть нравственности, ибо любовь - это выход за пределы своего «я» и слияние с тем прекрасным, что заключено в чьих-то, не наших мыслях, деяниях или личности»
П.Б.Шелли

Изучая иностранный язык, мы учимся читать, писать, распознавать речь, грамотно строить предложения, развиваем коммуникативные навыки, расширяем словарный запас, знакомимся с культурой страны. Знакомясь с культурой, мы погружаемся в прозу и поэзию стран изучаемого языка. Лирические произведения обогащают нас духовно, делают из нас грамотных людей. Так же грамотность повышает грамматика. Однако грамматика дается не всем. Знание правил не всегда помогает. На помощь приходит литература. Выучить отрывок из прозы, даже самый понравившейся, не так легко. Куда легче выучить поэтический отрывок или всё поэтическое произведение. Стихи выразительны и музыкальны, что делает их незаменимыми упражнениями для выработки навыков правильного произношения, чтения и закрепления навыков использования грамматических конструкций.

Глава I. Понятия грамматика и поэзия

Понятие грамматики

Грамматика - это целая система и структура языка, состоящая из синтаксиса и морфологии, а также фонологии и семантики.

Традиционно в русской грамматике выделяют три типа синтаксических единиц: словосочетание, предложение и сложное предложение. Главным различием между этими синтаксическими единицами является наличие или отсутствие предикативности. Предложение обладает предикативностью, у словосочетания ее нет. Сложное предложение является по существу соединением двух или более синтаксических единиц, обладающих предикативностью, которые отличаются от простых предложений обычно интонационно или наличием формальных компонентов - союзов и союзных слов.

Грамматический строй английского языка по сравнению с русским отличается наличием строго определенного порядка слов в предложении, нарушение которого не допускается, наличием развитой системы видовременных форм английского глагола, отсутствием развитой падежной системы, отсутствием рода, падежа и числа у прилагательных, отсутствием личных окончаний у глаголов, наличием вспомогательных глаголов и глаголов-связок, наличием значительного количества неправильных глаголов, формы которых нужно запомнить, наличием определенного и неопределенного артиклей.

Изучать грамматику важно, потому что благодаря ней мы можем понять структуру языка, строить предложения правильно, произвести хорошее впечатление, донести информацию грамотно. Грамматика довольно многообразна и иногда не воспринимаема учениками, потому что мы не встречаем те или иные грамматические структуры в родном языке. Например, articles, present continuous with future meaning, present perfect, passive voice.

Грамматические конструкции английского языка, вызывающие затруднения в изучении

Articles

В английском языке предметы можно посчитать, получить о них информацию, посмотрев на артикль, стоящий перед ними.

Есть три вида артиклей: неопределённый, определённый и нулевой.

  1. Неопределённый артикль (a/an) используется с исчисляемыми существительными в единственном числе, когда мы упоминаем кого-то или что-то в первый раз.
  2. Определённый артикль (the) используется с существительными любого числа, исчислительные и неисчислительные, чтобы говорить о чем-то определённом, знакомом, или, когда мы упоминаем существительное во второй раз.
  3. Нулевой артикль ставится перед существительным, когда другие виды артиклей не необходимы, так как понятие существительного общее и объединяющее. Так, говоря о видах рыб, мы вправе воспользоваться нулевым артиклем.

Present Continuous with future meaning (be + V-ing)

Это время изучается с самого начала наряду с Present Simple. Зная несколько глаголов, можно построить простые предложения.

В основном, Present Continuous используется, когда мы говорим о действии, происходящим в данный момент речи. Но оказывается, Present Continuous может использоваться и для выражения будущего, когда говорится о договоренностях. Это означает, что все приготовления завершены, и, по крайней мере, один человек осведомлён о событии.

Одни из самых затруднительных конструкций - это структуры Present Perfect и Passive Voice.

Present Perfect (has/have + V3)

Время, которое используется для того, чтобы говорить о завершенном действии в прошлом, и результаты которого видны в настоящем, об опыте, о действии, начавшемся в прошлом и продолжающемся в настоящем. В русском языке нет аналога этому времени, поэтому учащимся трудно понять эту тему.

Passive Voice (be + V3)

Пассивный залог нужен для того, чтобы показать, что действие выполняется над объектом, или если человек, выполняющий это действие, неизвестен.

Мы все можем запомнить структуры разными способами: заучивание, мнемоника, интервальные повторения, и другие. Наилучший помощник в грамматике - это практика.

Классическая и современная английская поэзия

Поэзия - литература, вызывающая образное осознание опыта или эмоциональную реакцию с помощью языка, организованного с учетом его значения, звука и ритма, это вид высокого искусства. Для поэзии важен высокий стиль, слог и лиричность. Отличительная черта поэтического искусства его возвышение над обыденностью. У всех разный способ запоминания и понимания грамматики. Одним из таких способов является работа с лирическими произведениями.

В английской литературе принято выделять следующие периоды:

  1. Раннее средневековье и англо-саксонский период: 450-1066. Произведения этого периода передаются из уст в уста. Их характеризуют следующие черты: фатальность, сопоставление церкви и язычества, восхваление героев и успешных сражений.
  2. Средние века: 1066-1500 в литературе преобладают церковно-дидактические произведения. Начало развития жанра народной поэзии - баллады.
  3. Эпоха Возрождения или Ренессанса: 1550-1660. Эпоха Возрождения начинается с развитием жанра лирики, ведущая роль была отведена поэзии.
  4. Неоклассицизм: 1660-1785. На литературу периода неоклассицизм большое влияние оказала французская литература. Литература этого времени имела философский характер, обладала также чертами скептицизма, остроумия, утонченностью и критицизма.
  5. Романтизм: 1785-1830. Произведения пишутся с чувством, с использованием большого количества символов. Писатели считали, что литература должна быть богата поэтическими образами, она должна быть непринужденной и доступной.
  6. Викторианская эпоха: 1830-1901. Произведения раннего Викторианского периода эмоционально экспрессивны, в основном в них описывается жизнь людей из среднего класса. Среди литературных жанров доминирует роман.
  7. Модернизм: 1901-1960. Четыре пятых английского населения жили в нищете. И произведения этого периода отражают в себе эти социальные условия. Вторая мировая война оказала огромное влияние на творчество писателей того времени. А последующие поколения росли на историях об этой ужасной войне.
  8. Постмодернизм: 1960 - наши дни. Постмодернизм смешивает литературные жанры и стили в попытке освободиться от модернистских форм. В литературе появляется понятие «черный юмор». Черты постмодернизма особенно ярко отразились в драме.

Англия подарила миру огромное количество по истине великих писателей и поэтов. Их произведения стали классикой мировой художественной литературы. Огромное влияние они оказали на современный английский язык, обогатив его новыми словами и терминами. Лучшие английские поэты всех времен: Уильям Шекспир, Джордж Гордон Байрон, Оскар Уайльд, Данте Габриэль Россетти, Эмили Дикинсон, Кристофер Марло, Уолтер Рэли, Роберт Фрост, Уильям Блейк, Эдгар Аллан По, Льюис Кэррол.

Поэзия для активизации грамматических конструкций

Так как изучение грамматических конструкций, аналога которым нет в родном языке, вызывает трудности, нужно найти способы устранения данных трудностей. Поэзия и грамматика взаимосвязаны, поэтому есть вероятность того, что именно поэзия может помочь в устранении трудностей.

Многие лингвисты, журналисты, профессора задумывались над этой гипотезой и выявили множество выводов.

Например, профессор инженерного оксфордского колледжа, Susikaran.r.s.a в своей работе сказал, что простые стихотворения могут усилить изучение грамматики на школьном уровне. Было сказано, что учащиеся, фокусируясь на красоту и смысл слов, одновременно запоминают условия использования грамматических конструкций, смотря на контекст. Также поэзия - более интересный, разрушающий стандартный взгляд на изучение грамматики способ ее запоминания.

Алгоритм работы с лирическими произведениями:

  1. Прочитать понравившееся произведение
  2. Перевести его
  3. Понять смысл
  4. Найти в тексте изучаемую грамматику

Почему именно поэзия? Из определения можно понять, что поэзия - это вид высокого искусства. "Это искусство для «избранных» - оно элитарно, аристократично, высокопрофессионально. Ф.Шеллинг признавал поэзию высшей формой художественного творчества, выражающей самую суть искусства. Более того, произведения высокого искусства отличаются высокой сложностью выразительных форм и содержания.

Изучая стихотворение, мы:

  1. Погружаемся в культуру языка
  2. Развиваем память
  3. Получаем знания в сфере поэзии и языка
  4. Развиваем хороший вкус и критическое мышление
  5. Увеличиваем словарный запас

Глава II. Эксперимент

2.1. Первичное анкетирование

Эксперимент предполагал выявление грамматических конструкций, вызывающих наибольшие затруднения. В эксперименте принимали участие 64 учащихся 6-7 классов. Мы выбрали именно эти классы, потому что именно в них одни из самых затруднительных конструкций (Present Perfect и Passive Voice) начинают изучаться. Первичное анкетирование проводилось нами в классно-урочное время. На работу выделялось 15 минут.

Мы провели анкетирование, в котором дали на выбор задания для выявления грамматических конструкций, вызывающих затруднения.

Нам предоставляется возможным предложить следующие упражнения для подтверждения нашей гипотезы, что поэзия поможет в изучении наиболее сложных грамматических конструкций.

Мы предоставили задание, в ходе выполнения которого мы смогли выделить наиболее сложные для восприятия конструкции: Present Perfect и Passive Voice. Мы можем предположить, что сложности возникли из-за различия языкового восприятия, языкового уровня, объёма памяти.


Рис. 1. Результаты анкетирования

2.2. Разбор стихотворений

Мы предложили на выбор стихотворения разных жанров и поэтические произведения. После того, как учащиеся выбрали себе фрагменты произведений, им было дано задание, в ходе которого они должны были выделить удобным способом нужные нам конструкции и постараться перевести их, при этом переводы отрывков были даны отдельно для ознакомления, чтобы снять сложности перевода.

По итогу, из 64 опрошенных 16 человек смогли распознать, правильно перевести конструкции и дать определение правилам. А 48 человек после работы с поэтическими отрывками смогли только назвать формулы образования Present Perfect и Passive Voice и перевести правильно отрывки.

Мы можем с уверенностью сказать, что все испытуемые получили удовлетворение от проделанной работы и с энтузиазмом приступили к выполнению следующего задания.


Рис. 2. Результаты первого задания

2.3. Рассказ стихотворений

Мы предложили учащимся понравившиеся стихотворения и выучить их наизусть. Выучив их, учащиеся прочитали выбранные ими отрывки из стихотворений, при этом слушатели старались выделить ту грамматическую конструкцию, которую подразумевал этот отрывок. Все с удовольствием поделились выученным и активно участвовали в работе по заданию.

То, что ранее тяжело воспринималось на слух, стало легким, узнаваемым. 60% опрошенных с уверенностью выделили структуры Present Perfect и Passive Voice. Остальные 40% узнали грамматическую основу и смогли разделить стихотворения на две группы, в первой из которых звучал Passive Voice, а в другой - Present Perfect.


Рис. 3. Результаты второго задания

Несомненно, всем участникам было дано право выбора стихотворения на свой вкус. Темы были разные: от восхищения природой до личных переживаний и рефлексии, и каждый смог найти что-то по своей душе. Более того, поэзия оказала положительное влияние на опрашиваемых. Так 15% участников выбрали поэтические произведения с глубоким смыслом, что может говорить о развитии хорошего вкуса и критического мышления, 60% с выражением читали наизусть произведения, что говорит о развитии памяти и 100% участников эксперимента получили знания в сфере английской поэзии и языка, а также расширили словарный запас.

Заключение

В заключение отметим, что проблема изучения грамматических структур иностранных языков всегда будет актуальна. Ее нельзя решить, но всегда можно найти способы для облегчения этой проблемы. В нашем случае мы привели один из таких способов, а именно использование поэзии в изучении не только грамматики, но и иностранного языка в целом. Поэзия включает в себя множество преимуществ, таких как обычное выражение чувств, эмоций и мыслей через строки, пополнение знаний в области литературы, и другие. Говоря о связи поэзии и иностранного языка, мы можем утверждать об увеличении словарного запаса, погружении в культуру страны изучаемого языка, запоминании и понимании грамматических тем, вызывающих затруднения, повышении грамотности. Результаты эксперимента подтвердили нашу гипотезу, утверждающую, что поэзия может помочь в изучении грамматических структур и дают возможность предложить учителям иностранных языков погружать учеников в культуру языка с помощью поэзий.

Приложения

Список литературы

  1. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И., Лискова Т.Е., Половникова А.В., Иванова Л.Ф., Котова О.А., Коваль Т.В., Рутковская Е.Л., Белявский А.В., Аверьянов Ю.И., Кинкулькин А.Т. Обществознание - М: Издательство «Просвещение», 2019. - 317 с.

Интернет-ресурсы

  1. Гурева Н.В. Что такое поэзия // [Электронный ресурс] Образовательный портал «Справочник». - Дата последнего обновления статьи: 04.03.2023. - URL: https://spravochnick.ru/literatura/chto_takoe_poeziya/
  2. Dr. R. S. A. Susikaran. Teaching Grammar with Playful Poems // [Электронный ресурс] URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1683624066&tld=ru&lang=en&name=2.pdf&text=how%20can%20poetry%20help%20learning%20grammar&url=https%3A%2F%2Fwww.arcjournals.org%2Fpdfs%2Fijsell%2Fv1-i4%2F2.pdf&lr=240&mime=pdf&l10n=ru&sign=d98c67041035023aa1efedc0b886c6e5&keyno=0&nosw=1&serpParams=tm%3D1683624066%26tld%3Dru%26lang%3Den%26name%3D2.pdf%26text%3Dhow%2Bcan%2Bpoetry%2Bhelp%2Blearning%2Bgrammar%26url%3Dhttps%253A%2F%2Fwww.arcjournals.org%2Fpdfs%2Fijsell%2Fv1-i4%2F2.pdf%26lr%3D240%26mime%3Dpdf%26l10n%3Dru%26sign%3Dd98c67041035023aa1efedc0b886c6e5%26keyno%3D0%26nosw%3D1
  3. Farjeon Eleanor. The Planets // [Электронный ресурс] URL: https://stihi.ru/2005/08/26-1262
  4. Frost Robert Lee. Acquainted with the night // [Электронный ресурс] URL: http://eng-poetry.ru/english/Poem.php?PoemId=14819
  5. Lewy Olfson. Horses // [Электронный ресурс] URL: https://stihi.ru/2016/02/12/1178
  6. Liana Karapetyan. Сравнительный типологический анализ грамматической системы английского и русского языков // [Электронный ресурс] URL: https://www.academia.edu/23762906/%D0%A1%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%82%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7_%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%8B_%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%B8_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%BE%D0%B2?source=swp_share
  7. Mackay Charles. You have no enemies // [Электронный ресурс] URL: http://eng-poetry.ru/english/Poem.php?PoemId=3785
  8. Nemerov Howard. Poetry Poetry // [Электронный ресурс] Образовательный портал 《Britannica》. - Дата последнего обновления статьи: 19.04.2023. - URL: https://www.britannica.com/art/poetry
  9. Poe Edgar Allan. Alone // [Электронный ресурс] URL: http://eng-poetry.ru/english/Poem.php?PoemId=8515
  10. Prelutsky Jack. Scramble // [Электронный ресурс] URL: https://www.giggleverse.com/?gv_poem=scramble
  11. The Land of Nursery Rhymes. Don't Care // [Электронный ресурс] URL: http://www.landofnurseryrhymes.co.uk/htm_pages/Dont%20Care.htm
  12. Virginia Evans, Jenny Dooley. New Round-Up // [Электронный ресурс] URL: https://drive.google.com/file/d/0B_QzpwlQ4JVrTmY5cWplUnV6V1k/view?resourcekey=0-UOPr_vI3QUbhleGKWGP-mw
  13. What Are Little Boys Made Of // [Электронный ресурс] URL: https://lyricstranslate.com/ru/what-are-little-boys-made-iz-chego-skazhi-malchishki.html