Понимание поэтического текста - сложная задача, с которой справляются далеко не все школьники. И речь идет не только и не столько о выпускниках, сколько об учащихся начальной школы или учениках 5-9 классов. В начальной школе эта работа особенно важна, потому что именно в этом возрасте можно привить интерес к родному слову, добиться внимательного, изучающего чтения любого произведения, будь то проза или поэзия.
Художественный текст, особенно поэтический, имеет сложную образную структуру, содержит слова, употребленные в переносном значении, наделенные дополнительными авторскими смыслами. По этой причине понять художественный текст оказывается для школьника сложнее, чем научный текст, наполненный терминами и понятиями, имеющими определенные, узкие значения.
Вот почему одной из задач на уроках литературы стало развитие образного мышления учащихся 6 классов. Литература - вид искусства, тесно связанный с другими видами, и, в первую очередь, с изобразительным искусством. Для работы с воображением мы используем метод визуализации, то есть перевод словесного образа в зрительный. Конечно, в учебниках литературы есть иллюстрации к стихотворениям, рассказам, там публикуются картины именитых мастеров рядом с поэтическими текстами мэтров литературы. Но в нашей практике мы стремимся использовать деятельностный подход, который позволяет ребенку самому стать автором какого-либо произведения, пусть и не мирового масштаба. Лучше один раз сделать, чем сто раз услышать от учителя или увидеть в учебнике.
Для наших онлайн-занятий, изучая стихотоворение М.Ю.Лермонтова «Листок», мы использовали программу PowerPoint. После первого прочтения ученики отнесли стихотворение к пейзажной лирике. Поэт же описывает природу, а описание природы - это пейзаж. Тогда ребятам было предложено попробовать свои силы в изобразительном искусстве. Задача - нарисовать основные образы стихотоврения «Листок» (это странствующий дубовый листок и молодая чинара) и охарактеризовать их, используя текст стихотворения. Проводя работу, мы обсуждали, как и где будут расположены основные образы, какие цвета можно использовать для их создания, какие второстепенные образы окажутся рядом с ними.
Интересно, что у разных ребят образы в целом получились похожи: молодая, красивая зеленая чинара, окруженная любовью солнца и дуновением ветра, и одинокий листок, сухой и желтый, без друзей и поклонников.
Однако изобразить героев стихотворения - это не самоцель, а только начало работы, и мы приступаем к их описанию, обращаясь к тексту произведения. Обращаем внимание на слова, которые использует М.Ю.Лермонтов для характеристики:
|
Чинара |
Листок |
Воздействие природы |
Поют песни «райские птицы»
|
«гонимый жестокой бурею»
|
Отношение Родины к герою |
«солнцем любима», «раскинула ветви на просторе» |
«отчизна суровая», «оторвался от ветки родимой» |
Характеристика героя |
Младая, свежая и цветущая |
«странник», «глубокая тоска», «бедный листочек», «пришелец» |
Далее находим среди них антонимы, ищем противоположные по значению эпитеты, с помощью инструмента «текст» в программе вносим их на рисунок. Так дети понимают, что образы противопоставлены, и выходят на основной прием описания - антитезу. А зачем поэту нужен такой прием, если он просто рисует пейзаж? Ученики еще раз рассматривают созданные ими картинки и приходят к выводу: герои стихотворения - не просто природные образы, они аллегоричны, под ними вполне могут пониматься люди из разных слоев общества, с разной судьбой и окружением. Таким образом, стихотворение из пейзажной лирики попадает в разряд философских размышлений о судьбах разных людей.
Хочется отметить вот что: мой опыт работы во время дистанционного обучения показал, что современные школьники порой владеют техническими средствами лучше, чем традиционными карандашом и бумагой. Во время урока можно производить демонстрацию экрана любого участника конференции, так учащиеся смогут оценить чужую работу и подумать, как усовершенствовать свою.
Итак, метод визуализации помогает ученикам перевести словесные образы поэтического текста в зрительный. Его можно использовать не только на отдельных уроках литературы, но и как ведущий метод работы в рамках проектной деятельности по предмету. Кроме знаний и умений строго в рамках предмета литературы, ученики развивают и метапредметные навыки, а также обозначают связь разных видов искусства.