Разработка урока по литературе в 11-м классе "Анализ прозаического текста и написание сочинения по теме "Может ли быть бесполезной надежда?"

Разделы: Русский язык, Литература, Конкурс «Классическая литература в современной школе»

Класс: 11

Ключевые слова: сочинение, анализ литературного текста, анализ текста


ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

11А

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

№18 РР «Сочинение. Анализ прозаического текста»

Тема урока

«Может ли быть бесполезной надежда?»

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

Базовый

Тип урока (укажите тип урока):

урок систематизации знаний и умений

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные Совершенствовать нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей.

Метапредметные

  • Оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали.
  • Находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития.

Предметные

  • В устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты).
  • Использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) - данный урок позволит повторить композиционные особенности итогового сочинения, критерии его оценивания. Используемый метод позволит.

БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

Организационный этап:

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Просмотр видеофрагмента (серия «Ералаш: как я провел лето»). https://cloud.mail.ru/public/MLWJ/Ry6w7s6wP
- Почему, на ваш взгляд, так трудно писать сочинения? (в ходе беседы высказываются версии о том, что нужно писать много, придерживаться заданной темы, постоянно доказывать свои мысли текстом произведения, размышлять и думать)
Презентация к уроку доступна по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/ptT6/ZBH49gBbg

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Добрый день. Сегодня мы с вами будем работать над совершенствованием нашего умения писать сочинение в соответствии с правилами написания итогового сочинения, получение зачета по которому станет для вас допуском с единой государственной аттестации. Давайте вспомним 5 основных критериев оценивания данного задания. Обратите внимание на ваш рабочий лист (доступен для скачивания по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/jtXp/q8Wx3Le4L
Среди перечисленных признаков отметьте нужные знаком плюс.
- соответствие теме,
- аргументация
- композиция и логика,
- качество речи,
- грамотность.
Какое важное условие необходимо вписать в перечень?: Минимальный объем - не менее 250 слов.

Этап 1.3. Целеполагание
- В чем заключается самая большая сложность при выполнении данного вида работы? (необходимость рассуждать в рамках выбранной темы, вспомнить прочитанные произведения, точно и правильно оформить свой ответ). Давайте сформулируем задачи, которые помогут нам на сегодняшнем уроке преодолеть данные трудности, опираясь на ключевые слова:
1. Научиться рассуждать, не выходя за рамки заданной темы.
2. Пополнить свой банк читательских аргументов.
3. Продолжать совершенствовать навык доносить свою мысль точно, ясно, без логических искажений.

БЛОК 2. Актуализация знаний

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по применению знаний в знакомой ситуации (разборы, примеры)

НАДЕ́ЖДА, надежды, ·жен. Желание, ожидание чего-нибудь радостного, приятного, соединенное с уверенностью в возможности осуществления. Питать надежду
Надежда - ожидание, упование, чаяние, вера; предвкушение, предположение, предчувствие, виды на что, перспектива, шанс (шансы); мечта, иллюзия, химера.
Надежда - безверие, сомнение, безнадежность, отчаяние, разочарование.

Этап 2.2. Проверка первичного применения

- Дома вы поработали с читательскими дневниками и постарались подобрать примеры из художественных произведений, где герои надеются на что-то. (ученики приводят аргументы, не забывают про правило 30 секунд: говорить четко, ясно и по теме не дольше указанного времени).
На доске выстраивается схема (автор, название произведения, герой надеется…, но его надежды не оправдались/ оправдались)

  • А.И.Куприн «Гранатовый браслет». В начале истории Желтков надеется на любовь Веры, взаимопонимание и будущее счастье.
  • А.С.Пушкин «Евгений Онегин». Евгений надеется вернуть любовь Татьяны, встретившись с ней после разлуки. Татьяна надеется на любовь и понимание Евгения в момент признания.
  • М.Ю.Лермонтов «Мцыри». Герой надеется на освобождение и возвращение на родину.
  • А.А.Блок «Двенадцать». Красноармейцы надеются на уничтожение старого мира и светлое будущее.
  • Н.В.Гоголь «Мертвые души». Павел Иванович Чичиков надеется разбогатеть после аферы с умершими крепостными.
  • А.С.Пушкин «Станционный смотритель». Самсон Вырин, отправляясь в Петербург, надеется на возвращение любимой дочери Дуни домой.
  • М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Григорий Александрович Печорин надеется, что любовь Бэлы наполнит его жизнь смыслом и спасет от скуки и одиночества.
  • Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание». Родион Раскольников не раскаивается в убийстве старухи-процентщицы и надеется избежать заслуженного наказания, доказав всем, что он - «право имеющий»

Клоуз-тест: Анализируя многочисленные примеры из художественной литературы, мы убедились, что надежда - это важный элемент в раскрытии духовного мира героя, определения его жизненных ценностей. Например, любовь, деньги, идея, поиски смысла жизни, проверка самого себя. Очень часто - это своеобразный ключ к пониманию внутреннего мира человека, потому что надежды напрямую связаны с нашими жизненными целями. А результат чаяний героя часто служит выражением авторской позиции.

БЛОК 3. Обобщение и систематизация знаний

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

- Заполнив пропуски в тексте мы уже получили с вами вариант аналитического вступления. Рассмотрели это понятие широко. Но наша задача двигаться дальше в соответствии с заданной темой. Итак, перед вами тема сегодняшнего занятия «Может ли быть бесполезной надежда?» Вы помните, что проблемный вопрос очень часто опирается на какое-то противоречие. В чем заключается противопоставление? Чтобы ответить на данный вопрос и выстроить ход своего рассуждения логически правильно я предлагаю вам использовать известный метод «5 почему».
Этот метод используется для изучения причинно-следственных связей, которые лежат в основе определенной проблемы. Он придуман основателем известной японской автомобильной компании Сакити Таёда и применяется до сих пор для поиска первопричин потери мощности двигателя, поломок и непродуктивности устройства. Но в последние годы его с успехом применяют литературоведы и психологи. (знакомятся со схемой и выстраивают логическую цепочку со словом надежда.).
«Может ли быть бесполезной надежда?»
Надежда нужна любому человеку (положительное утверждение)
Почему?
Потому что именно надежда наполняет человека верой, придает сил.
Почему?
Потому что у каждого есть цель в жизни, и он идет к ней, надеется, что добьется желаемого.
Почему?
Потому что, надеясь, человек рисует картину желаемого будущего, мысленно проживает его, определяет свой жизненный путь.
Почему?
Потому что можно надежда помогает получать положительные эмоции, но она не всегда соотносится с реальностью и объективной оценкой своих возможностей. «Надежда умирает последней….»

Этап 3.2. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

- Дома вы самостоятельно познакомились с рассказом Василия Шукшина «Горе». Какие проблемы поднимаются в данном тексте?
(коллективное обсуждение: проблема человеческого одиночества, проблема важности милосердия и сострадания, проблема семейных ценностей)…

Этап 3.2. Выполнение заданий из реальной жизни

- В небольшом по объему произведении описывается ситуация, которая очень часто встречается в жизни. Бывает, что кому-то плохо, тяжело… И очень важно в этот момент оказать поддержку, проявить сочувствие, разделить с кем-то его горе.
Давайте попробуем поразмышлять над рассказом с точки зрения нашей темы.
(1.Нужно восстановить сюжетную цепочку : летняя ночь - плач Нечая - смерть жены - разговор в Прасковьей - грешное дело - разговор деда с Нечаем - фронтовая история - надежда есть…
Ведь главный герой здесь тоже испытывает надежду?
2. В чем сходство описанных ситуаций? (смерть близкого, родного человека, которую нужно суметь пережить)
3.Какие ключевые слова передают эмоциональное состояние героев?
(дед Нечай - горько, тяжело, жалко, прям хоть петлю накидывай, заплакал, завыл, застонал, запеклось все.
Миколай Игринев- стали снимать раненых, помогать, посмотрел в лицо, схоронили, жене не сказал, документы и ордена спрятал, не мог сказать, сколько раз хотел).
- Какой вывод можно сформулировать, опираясь на данный рассказ? (в первом случае надежда бессмысленная, бесполезна. Она родилась от отчаяния и безысходности. Во втором случае сохранение надежды - это проявление заботы, желание защитить родного человека от случившегося).

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

- Во вступлении мы дали толкование ключевого слова из темы. Подобрали аргументы, которые показывают важность или тщетность надежды. Теперь самое важное - достать «козырь из рукава» и написать заключение, в котором вы отразите собственное понимание темы, свой нравственный багаж.
Используя пословицы, представленные в рабочем листе, сформулируйте новое утверждение, которое позволит завершить текст.
Надеяться и ждать - одураченным стать.
Хорошие надежды - половина счастья.
Надежда - плохой проводник, но хороший попутчик.
Где умирает надежда, там появляется пустота.
Пока душа не вышла, надежда не уйдет.
(Записывают свои выводы, размышления)

Этап 3.5 Выполнение межпредметных заданий

- Обратите внимание на синтаксис. Автору удается передать разговорный стиль героев, используя контекстуально неполные или односоставные предложения.
- Перед вами первый пример. Данное предложение раскрывает авторскую позицию. Сострадание и помощь другому человеку для рассказчика становятся гораздо важнее красоты летней ночи. Давайте вспомним экзаменационные задания по русскому языку. Какое правило объясняет данную пунктуацию? Составьте схему предложения.
«Не было для меня в эту минуту ни ясной, тихой ночи, ни мыслей никаких, и радость непонятная, светлая умерла». (постановка запятой объясняется повторяющимся соединительным сочинительным союзом ни-ни, отделение неоднородных определений, использованием союза и в качестве средства связи двух грамматических основ.)
- Вот второй пример, в котором продолжает раскрываться мысль о милосердии человека. Почему мы можем считать, что в данном предложении стоит авторский знак?
«Горе маленького старика заслонило прекрасный мир. Только помню; все так же резко, горько пахло полынью». (во втором предложении - бессоюзная связь, нужно поставить двоеточие, если вторая часть поясняет другую)

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

- Обратите внимание на свой рабочий лист-новигатор. Степень его наполненности позволит вам оценить свой вклад в работу на уроке и, конечно, поможет вам при написании будущего сочинения, которое мы будем писать уже совсем скоро.

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

- завершить урок я предлагаю на позитивной ноте. Каждый может высказаться, но нужно помнить, что начало завершающей фразы должно быть одинаковым: «Мне хочется сегодня поблагодарить…» (учеников за проделанную работу и точные, глубокие мысли, учителя, одноклассников, гостей, автора…)

Этап 5.2. Домашнее задание

Домашнее задание на выбор:
Используя метод «5 почему» выстроить рассуждение по темам:

  • «Почему нельзя «убивать время?»
  • В чем сила фронтовой дружбы?
  • Способна ли природа воспитывать человека?

Список источников

  1. Нарушевич А.Г. Русский язык. Литература. Итоговое выпускное сочинение в 11 классе: учебно-методическое пособие - Ростов н/Д: Легион, - М., 2022 - 192 стр.
  2. Поурочные разработки по литературе.11 класс, 1 полугодие: пособие для учителя. Н.В.Егорова. - М.: ВАКО,2023 - 432 стр.
  3. Русский язык.ЕГЭ 2023. Тематический тренинг. Модели сочинений. 10-11 классы: учебно-методическое пособие/ Н.А.Сенина, С.В.Гармаш.- Ростов н/Д: Легион, - М., 2022 - 592 стр.
  4. Русский язык и литература: «Учимся рассуждать с помощью метода 5 почему» https://dzen.ru/a/YXZdNrA4iXloet02
  5. Пишем Итоговое сочинение на тему «Почему надежда по природе своей может быть расточительной?» https://dzen.ru/a/ZTveb1EJ2ByWbxd9