ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): |
11А |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) |
№18 РР «Сочинение. Анализ прозаического текста» |
Тема урока |
«Может ли быть бесполезной надежда?» |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): |
Базовый |
Тип урока (укажите тип урока): |
урок систематизации знаний и умений |
Планируемые результаты (по ПРП): |
|
Личностные Совершенствовать нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей. |
|
Метапредметные
|
|
Предметные
|
|
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) - данный урок позволит повторить композиционные особенности итогового сочинения, критерии его оценивания. Используемый метод позволит. |
БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
Организационный этап: |
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Просмотр видеофрагмента (серия «Ералаш: как я провел лето»). https://cloud.mail.ru/public/MLWJ/Ry6w7s6wP
|
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Добрый день. Сегодня мы с вами будем работать над совершенствованием нашего умения писать сочинение в соответствии с правилами написания итогового сочинения, получение зачета по которому станет для вас допуском с единой государственной аттестации. Давайте вспомним 5 основных критериев оценивания данного задания. Обратите внимание на ваш рабочий лист (доступен для скачивания по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/jtXp/q8Wx3Le4L
|
Этап 1.3. Целеполагание
|
БЛОК 2. Актуализация знаний |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по применению знаний в знакомой ситуации (разборы, примеры) |
НАДЕ́ЖДА, надежды, ·жен. Желание, ожидание чего-нибудь радостного, приятного, соединенное с уверенностью в возможности осуществления. Питать надежду
|
Этап 2.2. Проверка первичного применения |
- Дома вы поработали с читательскими дневниками и постарались подобрать примеры из художественных произведений, где герои надеются на что-то. (ученики приводят аргументы, не забывают про правило 30 секунд: говорить четко, ясно и по теме не дольше указанного времени).
Клоуз-тест: Анализируя многочисленные примеры из художественной литературы, мы убедились, что надежда - это важный элемент в раскрытии духовного мира героя, определения его жизненных ценностей. Например, любовь, деньги, идея, поиски смысла жизни, проверка самого себя. Очень часто - это своеобразный ключ к пониманию внутреннего мира человека, потому что надежды напрямую связаны с нашими жизненными целями. А результат чаяний героя часто служит выражением авторской позиции. |
БЛОК 3. Обобщение и систематизация знаний |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
- Заполнив пропуски в тексте мы уже получили с вами вариант аналитического вступления. Рассмотрели это понятие широко. Но наша задача двигаться дальше в соответствии с заданной темой. Итак, перед вами тема сегодняшнего занятия «Может ли быть бесполезной надежда?» Вы помните, что проблемный вопрос очень часто опирается на какое-то противоречие. В чем заключается противопоставление? Чтобы ответить на данный вопрос и выстроить ход своего рассуждения логически правильно я предлагаю вам использовать известный метод «5 почему».
|
Этап 3.2. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
- Дома вы самостоятельно познакомились с рассказом Василия Шукшина «Горе». Какие проблемы поднимаются в данном тексте?
|
Этап 3.2. Выполнение заданий из реальной жизни |
- В небольшом по объему произведении описывается ситуация, которая очень часто встречается в жизни. Бывает, что кому-то плохо, тяжело… И очень важно в этот момент оказать поддержку, проявить сочувствие, разделить с кем-то его горе.
|
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
- Во вступлении мы дали толкование ключевого слова из темы. Подобрали аргументы, которые показывают важность или тщетность надежды. Теперь самое важное - достать «козырь из рукава» и написать заключение, в котором вы отразите собственное понимание темы, свой нравственный багаж.
|
Этап 3.5 Выполнение межпредметных заданий |
- Обратите внимание на синтаксис. Автору удается передать разговорный стиль героев, используя контекстуально неполные или односоставные предложения.
|
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания |
- Обратите внимание на свой рабочий лист-новигатор. Степень его наполненности позволит вам оценить свой вклад в работу на уроке и, конечно, поможет вам при написании будущего сочинения, которое мы будем писать уже совсем скоро. |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
- завершить урок я предлагаю на позитивной ноте. Каждый может высказаться, но нужно помнить, что начало завершающей фразы должно быть одинаковым: «Мне хочется сегодня поблагодарить…» (учеников за проделанную работу и точные, глубокие мысли, учителя, одноклассников, гостей, автора…) |
Этап 5.2. Домашнее задание |
Домашнее задание на выбор:
|
Список источников
- Нарушевич А.Г. Русский язык. Литература. Итоговое выпускное сочинение в 11 классе: учебно-методическое пособие - Ростов н/Д: Легион, - М., 2022 - 192 стр.
- Поурочные разработки по литературе.11 класс, 1 полугодие: пособие для учителя. Н.В.Егорова. - М.: ВАКО,2023 - 432 стр.
- Русский язык.ЕГЭ 2023. Тематический тренинг. Модели сочинений. 10-11 классы: учебно-методическое пособие/ Н.А.Сенина, С.В.Гармаш.- Ростов н/Д: Легион, - М., 2022 - 592 стр.
- Русский язык и литература: «Учимся рассуждать с помощью метода 5 почему» https://dzen.ru/a/YXZdNrA4iXloet02
- Пишем Итоговое сочинение на тему «Почему надежда по природе своей может быть расточительной?» https://dzen.ru/a/ZTveb1EJ2ByWbxd9