"Божественный глагол". Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. 9-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Классическая литература в современной школе»

Класс: 9

Ключевые слова: А.С.Пушкин


- Как вы понимаете смысл выражения Пушкина, вынесенного в заглавие урока?

Глагол в исконном, древнем значении - слово, речь.

Божественный - связанный с высшей волей, с высокой оценкой?

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог», - так начинается Евангелие (святое благовествование) от Иоанна.

- Как соотносится это выражение с темой, которую затрагивает поэт?

Постановка цели: проследить, как сквозная мысль о высоком назначении Слова проходит через стихотворения Пушкина о поэте и поэзии.

В 1826 г., в михайловской ссылке, под впечатлением известия о казни и ссылке декабристов на каторгу Пушкин пишет стихотворение «Пророк».

Пророк - истолкователь воли Бога на земле. Автора вдохновил образ пророка Исайи, которому было видение шестикрылого серафима - ангела высшего чина.

«Тогда прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника.

И коснулся уст моих, и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен.

И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня» (Книга Пророка Исаии, глава 6).

К образу библейского пророка обращались поэты-декабристы. Друг Пушкина Вильгельм Кюхельбекер в стихотворении «Пророчество» призывал: «Восстань, певец, пророк Свободы!». Вслед за ним Пушкин сделал пророка поэтом.

Для придания стихотворению торжественности звучания автор использует церковнославянскую лексику:

  • влачился - с трудом передвигался;
  • персты - пальцы;
  • зеницы - глаза;
  • вещий - обладающий даром предвидения, предсказания;
  • уста - губы;
  • десница - правая рука;
  • виждь и внемли - смотри и слушай.

- В какой момент жизни поэта происходит встреча с посланцем Бога?

«Мрачная пустыня» - современная действительность, период реакции. «Духовная жажда» - стремление поэта найти свое место в жизни. Он находится «на перепутье» - перед выбором.

- Как под воздействием высших сил происходит превращение поэта в пророка?

Серафим коснулся его глаз и ушей и заставил видеть и слышать и возвышенные стороны жизни («неба содроганье», «горний ангелов полет»), и низменные («гад морских подводный ход»), и обыденные («дольней лозы прозябанье»). Поэт должен воспринимать жизнь во всей полноте.

Вместо «и празднословного, и лукавого» языка, привыкшего льстить, ангел дал «жало мудрыя змеи», чтобы жалить, обличать недостатки, вместо «сердца трепетного» (от сомнений и страха) - «угль, пылающий огнем» (сердце должно гореть, переживать за людей).

- Как вы понимаете смысл воззвания в конце стихотворения - «Глаголом жги сердца людей!»?

Исходя из того, что глагол обозначает действие, это можно понимать как призыв к борьбе. У Пушкина, по свидетельству современников, был более радикальный конец стихотворения:

Восстань, восстань, пророк России,
Позорной ризой облекись,
Иди и с вервием вкруг выи
К царю губителю явись.

В 1827, 1828 и 1830 годах Пушкин пишет ряд стихотворений, названия которых перекликаются.

Стихотворение «Поэт» написано в 1827 г. тоже в Михайловском, куда автор бежал от суеты светского Петербурга.

- Как оно связано с предыдущим стихотворением?

В роли высшей силы здесь выступает Аполлон - античный бог света, покровитель искусств, требующий от поэта «священной жертвы».

Мы возвращаемся к «Пророку»: «И Бога глас ко мне воззвал» - «Но лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется…».

- Где должен творить поэт? Значит ли это, что он должен уйти от жизни?

Он бежит от «забот суетного света», «людской чуждается молвы», то есть слухов, толков, мнения общества, «к ногам народного кумира не клонит гордой головы» (кумир - предмет восхищения и поклонения, но ведь народ в слепоте своей может поклоняться и царю). У поэта высокое предназначение - он уходит от жизненной суеты, от всего мелочного, от толпы.

Стихотворение «Поэт и толпа» (1828) строится в форме диалога.

- Означает ли обращение поэта «Молчи, бессмысленный народ», что его творчество имеет антинародный характер?

Это не народ в высоком понимании, а «чернь тупая», толпа - неорганизованное скопление людей, в которых проявляются низменные стороны. Это может быть ненавистная поэту светская толпа, недаром по отношению к ней он употребляет эпитеты «хладный и надменный».

- Как обыгрывает автор при характеристике толпы «кумир Бельведерский»?

Статуя Аполлона Бельведерского в Ватикане - высочайший образец античного искусства («мрамор сей ведь бог!»). Толпа ценит его «на вес», «не зрит» в нем пользы, ей дороже «печной горшок» для материальной, а не духовной пищи.

Латинский эпиграф к стихотворению - слова жреца из поэмы Вергилия «Энеида»: «Прочь, непосвященные». Но поначалу Пушкин хотел взять из Библии гневные слова Иова «Послушайте глагол моих», обращенные к его «друзьям», лжемудрецам. Диалоговая форма Книги Иова отражается в форме стихотворения и в перекличке слов: «как ветер песнь его свободна» - «слова уст твоих бурный ветер!» (глава 8); «Молчи, бессмысленный народ» - «О, если бы вы только молчали! это было бы вменено вам в мудрость» (глава 13).

- В итоге какой смысл приобретают звучащие в финале слова поэта «Мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв»?

Это и «священная жертва» Аполлону, и христианская молитва - разговор поэта с Богом, признание в верности Ему.

«Поэту» (1830)

- Как продолжает это стихотворение тему двух предыдущих?

«Поэт! не дорожи любовию народной». Опять затрагивается тема поэта и толпы. Поэт должен занимать независимую позицию в обществе - «Ты царь: живи один. Дорогою свободной иди, куда влечет тебя свободный ум…».

- Какая здесь дается оценка поэтическому творчеству?

«Ты сам свой высший суд; всех строже оценить умеешь ты свой труд». Но если ты им доволен, так «пускай толпа его бранит». Поэту должно быть чуждо самодовольство, он строго ценит свое творчество.

В 1836 г., незадолго до гибели, Пушкин написал стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Оно стало для него одним из итоговых.

Это вольный перевод оды Горация «К Мельпомене» (музе трагедии). К этому стихотворению обращались ранее М.В.Ломоносов и Г.Р.Державин. В вольный перевод поэты, отступая от оригинала, вносили и свои мысли.

Поводом для создания стихотворения Пушкина послужило открытие в 1834 г. в Петербурге на Дворцовой площади памятника - триумфальной колонны, посвященной Александру I в ознаменование его «заслуг» в Отечественной войне 1812 г. Поэт был возмущен. Чтобы не присутствовать по долгу службы на церемонии освящения памятника, он временно уехал из столицы.

- В чем особенность «нерукотворного» памятника поэту?

Это его поэтическое творчество, которое живет в сознании людей.

- Как оценивает Пушкин значение своего труда?

«Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа» - заслуги поэта выше деятельности царя. К его памятнику «не зарастет народная тропа». Здесь слово «народ» уже в ином значении - вся нация, вся страна, разные народы, живущие на ее территории: «и гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус, и друг степей калмык».

- Чем же заслужил поэт всенародное признание?

Вспомните, как в переводе оды определил свою заслугу Державин: он умел «истину царям с улыбкой говорить», то есть не боясь власти. Пушкин решительнее: «в мой жестокий век восславил я Свободу и милость к падшим призывал». О каких «падших» говорит поэт в стихотворении, навеянном ассоциациями с войной 1812 г. и ролью народа в ней? О декабристах.

- В чем смысл обращения к Музе, вдохновительнице поэта, в последней строфе?

Поэт просит ее быть послушной «веленью Божию», еще раз напоминает о высоком, божественном предназначении поэзии. Поэт должен быть требователен к себе - хвалу и клевету принимать «равнодушно». Он не должен идти на поводу у толпы.

Итак, вернемся к ключевым словам, вынесенным в заглавие урока.

- Насколько мы достигли поставленной цели?

- С какими образами античной и христианской мифологии вы познакомились?

- О каких важных понятиях получили вы представление? Например, чем отличаются толпа и народ?

- Какие цели мы можем поставить на будущее? Например, мы можем рассмотреть, как тему, затронутую Пушкиным, продолжили другие поэты XIX и XX веков.