Словесные ряды в повести В.Г.Распутина «Живи и помни»

Разделы: Литература, Конкурс «Классическая литература в современной школе»

Ключевые слова: В.Г.Распутин, В.Г. Распутин «Живи и помни»


Валенти́н Григо́рьевич Распу́тин (15 марта 1937, село Усть-Уда, Восточно-Сибирская область - 14 марта 2015, Москва) - русский писатель, публицист, общественный деятель.

Пристально вглядываясь в противоречия современного мира, Валентин Распутин, подобно другим писателям - "деревенщикам", видит истоки бездуховности в социальной действительности (человека лишили чувства хозяина, сделали винтиком, исполнителем чужих решений). Вместе с тем писатель предъявляет повышенные требования к самой личности. Для него не приемлемы индивидуализм, пренебрежение такими национальными ценностями, как Дом, труд, могилы предков, продолжение рода. Все эти понятия обретают в прозе писателя материальное воплощение, описываются в лирико-поэтической манере. Порой даже герои, частично утратившие свою духовность, на какое-то время нравственно воскресают, оказавшись под обаянием этих понятий. От повести к повести в творчестве Валентина Распутина усиливается трагизм авторского мировосприятия.

В любом художественном произведении заглавие играет очень важную роль для читателя. Название повести "Живи и помни" наталкивает нас на более глубокое понятие и осмысление произведения. Эти слова "Живи и помни" - говорят нам, что все то, что написано на страницах книги, должно стать незыблемым вечным уроком в жизни человека. События, описанные в повести, происходят зимой 1945 года, в последний военный год. Лексический ряд, представленный в повести, подчеркивает состояние природы, людей, переживающих войну, нравственную атмосферу селян.

Для анализа мы взяли первую главу, которая вводит читателя в повествование. Как уже было сказано, действие происходит зимой, состояние природы описывается при помощи лексем «зима - крещенские морозы - прокалившись - лес помертвел - жёстком и ломком воздухе - трудно продохнуть - отпустило - обледенелые - подмёрзшая прель - блеклый полумёртвый свет». Все слова несут в себе отрицательный оттенок, передают ощущение невыносимого холода как внешнего, так и внутреннего.

Передавая состояние людей, Распутин использует следующий словесный ряд: «не успокоился - разоряется - устало - так убиваться - давно всё идёт вверх тормашками - забытье - занывает в покое тело - ёкнуло сердце - чуть не задохнулась - сон пропал - страшная догадка - боясь - одёргивала - злилась - как убитая - заклинающий вздох - неспокойная упрямая жуть в сердце - испугалась - бессильно - со стоном - озиралась - пугалась каждого стороннего звука - невмоготу - было больно и горько - наворачивались слёзы - по-воровски - опасаясь - слабые голоса - обмирая от страха». Ряд довольно обширный, однако в нём нет ни одного слово, носящего в себе положительный оттенок. В последний год войны люди были уставшие, напуганные, обессиленные. Нравственная атмосфера, царившая в то время, передаётся в небольшом фрагменте главы, из которого мы вывели следующие ключевые слова: «пропажа - поминай как звали - не единственная потеря - прихватил - позарился - вор». Даже не зная содержания повести, опираясь на лексическое значение слов этого словесного ряда можно сделать выводы о безнравственности, ставшей к концу войны нормой.

Указание на место действия обнаруживается в диалектных словах куржак (иней) и заплот (деревянная сплошная ограда, из досок или бревен), употребляющиеся в Сибири. Более узкое понимание пространства читателю дают просторечные слова, употребляемые автором в большом количестве: «толкали (клали) - добрую половину (большую часть) - бриткий (острый) - дура - пялилась (смотрела) - выколупывать (вытаскивать, извлекать) - коврига (устаревшее) - прибрали (забрали) - похлюпаться (искупаться)». Напомним, что Распутин - мастер деревенской прозы, и то, что местом действия является село, легко можно понять по представленной лексике.

О том, что действие происходит во время войны, упоминается в главе дважды, однако в каждом словесном ряду встречаются лексемы, несущие оттенок смерти (помертвел, полумёртвый, как убитая), а также встречается указание на черный цвет (черный от берёзы, черная фигура) - цвет траура, печали.

Таким образом, при помощи определённых словесных рядов, Распутин точно передаёт ту атмосферу тяжести, усталости и скорби, царившую в последний год войны.