В последнее время интерес у учащихся к литературе и чтению снижается, поэтому внеклассная работа по предмету «Литература» является важной составляющей учебного процесса и преследует определенные цели: привить любовь к литературе и развить интерес к ней как к учебному предмету, повысить языковую культуру. В процессе проведения внеклассных мероприятий по литературе не только расширяются и дополняются знания о поэтах, но и развиваются навыки самостоятельной работы с дополнительным материалом, творческие способности учащихся.
Литературный вечер - одна из форм внеурочной работы по предмету, которая повышает интерес к изучению литературы, воспитывает чувство любви и уважения к ней. Это, пожалуй, одна из наиболее действенных форм внеклассной работы в школе, которая в большей степени развивает творческие способности учащихся (навыки выразительного чтения, театрального мастерства и т.д.).
Данный литературный вечер приурочен к Международному Дню поэзии 21 марта.
Несомненно, подготовка и проведение литературного вечера требует тщательной подготовки как со стороны педагога, так и со стороны старшеклассников и позволяет решить ряд образовательных и воспитательных задач:
- повышение интереса к чтению поэтического (или прозаического) текста, к литературному наследию страны;
- развитие навыков актерского чтения, элементов актерского мастерства, совместной работы в коллективе, творческого потенциала личности, умения работать с разными источниками информации;
- воспитание любви к искусству, в частности, к литературе, воспитание культуры слова;
- нравственное и эстетическое воспитание учащихся;
- сохранение литературных традиций; создание праздничной атмосферы.
При подготовке к литературному вечеру необходимо выбрать тему. Она не должна быть случайной… «Мы цепи таинственной звенья».
Следует отметить, что проделанная работа имела определенный результат. Во-первых, старшеклассники, принимавшие участие в мероприятии, глубже познакомились с личностями поэтов разных эпох, открыли ранее неизвестные для себя страницы биографии конкретного поэта, имели возможность послушать музыкальные произведения. Во-вторых, совершенствовались навыки выразительного чтения и драматического мастерства, что, несомненно, свидетельствовало об интересе со стороны учеников, проявленном к данному виду работы.
Цели:
- приобщение учащихся к миру поэзии;
- формирование художественного вкуса;
- развитие навыков исследовательской деятельности и творческих способностей, выразительного чтения
Оборудование: Мультимедийный проектор, ноутбук
Оформление:
- Картина над камином.
- Фужеры
- Платок
- Томик стихов
- Стол, стулья (синяя скатерть)
- Музыка
- Портреты поэтов
Ход мероприятия
(на фоне музыки)
Музыка Вивальди «Весна» (отрывок)
1 ведущий:
В чём волшебство поэзии?
Возможно, в обнаженье чувств?
В способности затронуть сердца струны?
Ведь могут же слова, слетающие с уст,
Счастливым сделать день угрюмый.
А может, это просто наважденье?
И всё ж, покуда существует свет,
За строчкой строчку, словно ожерелье,
Нанизывает медленно слова… поэт.
2 ведущий: Добрый день уважаемые гости !Мы рады видеть вас в гостях в нашем литературном салоне «Современник», на заседании, посвящённом Всемирному дню поэзии.
1 ведущий: Вот и наступил прекрасный месяц - март. И не зря для празднования замечательного праздника Дня поэзии выбран именно март. 21 марта олицетворяет начало весны, а весна-это возрождение, это стремление к прекрасному.
Слайды с фотографиями, на которых изображена весенняя природа (на фоне музыки)
2ведущий: Поэзия давняя, любимая страсть человечества. Нет на земле народа, у которого бы не было поэтов. Мировая поэзия бережно хранит имена тех, кто вовремя нашёл и сказал людям нужные слова - бодрые и добрые, а иногда горькие и иронические.
Этот вечер мы посвящаем поэтам - юбилярам.
Презентация (3-4 слайда с изображением А.С.Пушкина)
1 ведущий: Светлое имя - Пушкин, имя, которое стало олицетворением России. Его читали и продолжают читать. Незадолго до смерти Пушкин написал стихотворение, которое стало поэтическим итогом его творчества, завещанием к великим потомкам - к нам.
Чтец. А.С.Пушкин «Я памятник воздвиг себе нерукотворный»
Я памятник воздвиг себе нерукотворный
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит -
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык.И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспаривай глупца.
2 ведущий: В наши дни сбываются великие пушкинские слова. И та «народная тропа», о которой мечтал уходящий из жизни Поэт, становится все шире и шире. Мы любим Пушкина. Мы читаем Пушкина.
1 ведущий: Одна из самых любимых тем в поэзии - любовь. Любовь в творчестве А.С.Пушкина - великое чувство, которое облагораживает человека, раскрывает лучшие душевные качества. Поэт боготворит женщин.
Звучит аудиотекст «Я помню чудное мгновение».
1 ведущий: Слово и музыка - два великих начала, две стихии искусства. Пушкин оказал огромное влияние на развитие русской музыки. Более 1000 композиторов неоднократно обращались к его творчеству. Около 500 сочинений великого поэта легли в основу более 3000 музыкальных произведений.
А сейчас прозвучит романс на слова А.С.Пушкина «Что в именем тебе моем?» в исполнении Валерия Пака. (видео).
Презентация (3-4 слайда с изображением М.Ю.Лермонтова)
2 ведущий: Пушкин и Лермонтов. Эти два имени стоят рядом в русской литературе.. Все необыкновенно в этой короткой, стремительной, вдохновенной и блистательной жизни. Неполных 27 лет… Идут годы, десятилетия, столетия, а мы, каждый раз читая или перечитывая великого поэта, ощущаем веяние этого неукротимого и мятежного духа.
Чтец. Михаил Лермонтов стихотворение «Благодарю!»
Благодарю!.. Вчера мое признанье
И стих мой ты без смеха приняла;
Хоть ты страстей моих не поняла,
Но за твое притворное вниманье
Благодарю!В другом краю ты некогда пленяла,
Твой чудный взор и острота речей
Останутся навек в душе моей,
Но не хочу, чтобы ты мне сказала:
Благодарю!Я б не желал умножить в цвете жизни
Печальную толпу твоих рабов
И от тебя услышать, вместо слов
Язвительной, жестокой укоризны:
Благодарю!О, пусть холодность мне твой взор покажет,
Пусть он убьет надежды и мечты
И все, что в сердце возродила ты;
Душа моя тебе тогда лишь скажет:
Благодарю!
1 ведущий: Сейчас прозвучит самое известное, с которого начинается наше первое знакомство с поэтом - стихотворение «Парус».
Романс на слова М.Ю.Лермонтова «Я не люблю вас и люблю» в исполнении Павла Тонких (видео)
2 ведущий: Поэзия. Какое определение можно дать этому поистине волшебному явлению? Поэзия есть слово, исходящее не столько от разума, сколько от сердца.
Презентация (3-4 слайда с изображением А.А.Ахматовой)
Чтец. А.А.Ахматова «Я научилась просто, мудро жить»
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной....
1 ведущий: Автор этих прекрасных строк Анна Андреевна Ахматова стоит в одном ряду с именами А. Пушкина, М. Лермонтова. Эту поэтессу не спутаешь ни с каким другим поэтом. Стихи её узнаешь безошибочно - по особому распеву, неповторимым ритмам, не общей интонацией.
2 ведущий: Поэт и время неразрывны. Но во все времена, во все столетия поэзии верили как голосу собственной души. Послушаем поэта.
Звучит аудиозапись: А.Ахматова (читает автор) «Сжала руки под тёмной вуалью».
Презентация (3-4 слайда с изображением М.И.Цветаевой)
1 ведущий: Поэзия - как трепетное пламя. Она необходима, чтобы осветить души близких да просто незнакомых людей, оказавшихся рядом с вами. Поэзия - это стремление делиться своим светом с окружающими.
2 ведущий: Почему человек пишет стихи? Потому что не может не писать. Поэзия не профессия, но особое восприятие мира. Рождение стиха - всегда удивительная тайна - даже для самого поэта.
1 ведущий: Поэзия требует таланта и от тех, кому она предназначена, нечуткое к ней ухо не пропустит поэтические токи к сердцу человека. У читателя же с повышенной восприимчивостью даже иной несовершенный стих вызывает ответное трепетание души, если стих этот рожден из чистого и сильного источника духовных переживаний.
Чтец 1.
Есть женщина, душа которой - Море,
И в глубине её красивых глаз,
Ты чувствуешь себя большим героем,
Готовым на сраженье в первый раз.
Есть женщина, душа которой - Небо,
И в высоте её прекрасных слов,
Ты чувствуешь себя частичкой света,
Что в сердце превращается в Любовь.
Есть женщина, душа которой - Сказка,
И в волшебстве её прелестных чар,
Ты чувствуешь себя в объятьях ласки,
Что в страсти так похожи на пожар.
Я понимаю истину простую
Люблю я, значит существую,
Я есть, я существую, значит я живу!
2 ведущий: Марина Ивановна Цветаева! Эффектно и даже вычурно. Даже похоже на псевдоним. Но за цветочным именем - израненная душа человека, скитающегося в бесконечности страстей.
О себе и о своей жизни она говорила: «Мы цепи таинственной звенья.»
Чтец 1. Кто создан из камня, кто создан из глины...
Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти -
Тем гроб и нагробные плиты...
- В купели морской крещена - и в полете
Своем - непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена -
Высокая пена морская!
Звучит песня «Уж сколько их упало в эту бездну!» в исполнении Мариам Мерабовой.
Презентация (3-4 слайда с изображением Б.Пастернака).
1 ведущий: Борис Пастернак сумел глубоко пережить дух удивительного времени, а затем передать его атмосферу, несбывшиеся исторические надежды и судьбы своих современников в написанных им стихах и прозе. Его лирические работы стали воплощением трагического счастия существования человека, одарённого разумным словом.
Чтец 1.
Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Цель творчества - самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.
И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.
2 ведущий: Борис Леонидович Пастернак прожил свою жизнь именно так, как ему хотелось: «ни единой долькой не отступаясь от лица». Имя его навсегда останется в истории русской литературы: людям всегда будут нужны его одухотворенные, чудесные и полные жизни лирика и проза. У Бориса Леонидовича учились и учатся многие писатели и поэты.
Звучит песня «Никого не будет в доме…» в исполнении С.Никитина
Презентация (3-4 слайда с изображением И.В.Никитина)
1 ведущий: В стихах дышит сама жизнь - это знает каждый. Благодаря поэзии мы можем глубже почувствовать полноту жизни с ее радостями и скорбями. Стихи Ивана Саввича Никитина тому пример. В 2022 году исполняется 198 лет мастеру русского поэтического пейзажа.
Чтец. Иван Саввич Никитин "Полюбуйся: весна наступает"
Полюбуйся: весна наступает
Полно, степь моя, спать беспробудно:
Зимы-матушки царство прошло,
Сохнет скатерть дорожки безлюдной,
Снег пропал - и тепло, и светло.
Пробудись и умойся росою,
В ненаглядной красе покажись,
Принакрой свою грудь муравою,
Как невеста, в цветы нарядись.
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят...
Скоро гости в тебе соберутся,
Сколько гнезд понавьют - посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской, от зари до зари!
1 ведущий: У каждого из нас, сидящих в этом зале, у каждого человека в нашем огромном мире своё понимание поэзии.
2 ведущий: Вот и подошел к концу наш литературный вечер, посвященный Всемирному дню поэзии. Мы затронули только самую малую часть литературных произведений поэтов. И искренне надеемся, что этот день и наша встреча для всех вас останется в памяти, как добрый и счастливый день. Мы уверены, что с каждым годом поклонников поэзии будет все больше и больше.
1 ведущий: В этот день приветствуется дарение собственных книг или книг любимых авторов друг другу в честь всемирного дня поэзии! А мы подарили вам любимые стихи любимых авторов.
2 ведущий: Наш литературный вечер хочу завершить словами известного чеченского поэта Магомеда Мамакаева «Я не книгу вам дарю сегодня».
Я не книгу вам дарю сегодня,
Не листы холодные дарю -
Из любви отлитое из горя,
Собственное сердце отдаю,
Вы его в свои возьмите руки,
Как живой, пульсирующий плод,
Сотканный из счастья и разлуки,
Из удач сплетенный и невзгод.
Пусть на каждой трепетной странице
Бьется, ненавидя и любя,
Я дарю его вам - прикоснитесь,
Может быть, узнаете себя!
Спасибо за внимание! До новых встреч!