Уроки словесности в контексте ситуативной педагогики: твори, дерзай и увлекай

Разделы: Русский язык, Литература, Общепедагогические технологии, Видеоурок, Мастер-класс, Профессия — педагог, Конкурс «Классическая литература в современной школе»


Классическая русская литература формирует в каждом человеке любого возраста стандарты морального поведения. Кроме того, как считает нейролингвист Т.В.Черниговская, сложная литература формирует сознание, а также вырабатывает алгоритмы сложного думания. Мозг пластичен в любом возрасте, он образовывает новые нейронные связи до конца жизни. Приобщать детей в школе к вдумчивому чтению очень важно. Работа учителя нацелена на то, чтобы ребёнок приходил на урок с желанием познать новое, полезное лично для него. Поэтому очень важно учителю самому внимательно прочитать и пережить идею анализируемого текста, языковой материал, подумать до урока над тем, как подавать знания, чтобы дети заинтересовались.

Работаю в школе вот уже 20 год. За это время накопился большой опыт. Решила делиться своими разработками, мыслями, проектами. Возможно, мой опыт поможет коллегам. Очень буду рада быть полезной. Ведь мы, филологи, «знаем, что ныне лежит на весах» (А.Ахматова). Наша миссия - помочь детям приобщиться к великой русской литературе, написанной самым красивым, «великим, могучим, правдивым и свободным» (И.Тургенев) русским языком. И в этом будет наша гражданственность. По-настоящему любить страну могут только те, кто может ценить свою культуру, кто может думать и говорить в контексте «я и моя страна - одно целое».

Да, есть проблема. Порою опускаются руки, сталкиваясь в процессе работы с детьми с тем, что увеличились случаи дизлексии, полного отсутствия интереса к чтению, а заучивание наизусть стихотворения - в тягость современным детям. Педагогика с давних времён решает подобные проблемы. И всё-таки на первый план всегда выходит личность педагога. Учить детей - это изучать их, уважать мнение каждого, стараться еще и научить обучаемых тому, что умеешь делать сам, тем самым зажечь в их сердцах искру творчества. Исходя из этих основ, попытаюсь поделиться с тем, как при помощи тех или иных форм работы наблюдается положительная динамика.

Использую часто технологию ситуативной педагогики на уроках. Изучая, к примеру, роман «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова предлагаю нарисовать словесный портрет поколения, представителями которого являются сами дети. Даю задание одной группе «Опишите себя, какие вы вашими глазами», вторая группа дает описание портрета поколения глазами старшего поколения. После такой аналитической работы у детей, как правило пробуждается интерес к тексту. Ситуативность проигрывается спонтанно. Предлагаю проиграть эпизод из анализируемого на уроке текста. Как правило, спонтанно организованное действо зажигает ребят, и начинает включаться через визуализацию текста механизм смыслового прочтения: «Что же в этом эпизоде я могу увидеть главное для себя?», «что здесь автор имел в виду?». Ситуативная педагогика помогает продуктивно использовать метод сократической беседы (майевтику), суть которого заключается в том, чтобы приводить учеников к нужным мыслям с помощью ряда наводящих вопросов. К примеру, в 8 классе, изучая рассказ Тэффи «Жизнь и воротник», отвечая на мои наводящие вопросы, ученики создали очень серьёзный литературоведческий анализ по проблематике рассказа, причём вышли к истокам - к «Шинели» Н.В. Гоголя. В итоге дети удивляются тому, что, работая дружно вместе, можно открывать большие возможности. Не прочитавшие текст стараются включаться в работу, и у них тоже есть что сказать, опираясь на свой жизненный опыт.

За годы работы у меня накопились материалы, творческие работы детей. С 2016 года на видео хостинге ютуб у меня есть свой канал «Всё зависит от гор, на которых стоишь», где я размещаю творческие проекты с классами. Работая в МАОУ «Закаменская средняя общеобразовательная школа №1», я активно претворяла в жизнь проект «Творческая мастерская на уроках словесности». Это многолетняя работа. Она включает в себя привлечение детей в обучение через событийную педагогику. Дети становятся операторами, актерами, сценаристами, критиками… Мы выпустили в свет несколько десятков фильмов-интерпретаций по мотивам художественных произведений, роликов исследовательского характера. Второй год я работаю в МБОУ «Нижнеангарская СОШ №1» по программе «Земский учитель». Детям из Нижнеангарска интересно смотреть на популярной интернет платформе работы закаменских учеников, которые есть в моей педагогической копилке. Так, при изучении рассказа Тэффи «Жизнь и воротник» имел успех у нижнеангарских восьмиклассников видеопроект «Гоголевский мир в русской литературе». https://youtu.be/b947wAwlDzk

Проект «Творческая мастерская на уроках словесности» очень широкий. Он не ограничивается только видеоработами. Это, конечно же, мастерская художественного и публицистического слова. Где дети учатся выражать свои мысли, чувства, переживания в стихотворной, прозаической форме, учатся писать эссе, критические статьи, осваивают жанры журналистики. Приходится часто самой являть пример мастера слова. Это мотивирует. Часто сам образовательный урок становится площадкой для демонстрации написанного стихотворения, выстраданного эссе и др., которая всегда встречается аплодисментами аудитории слушателей, становясь мотивационной платформой для движения вперед. С 6 классом МБОУ «Нижнеангарская СОШ №1» мы очень плодотворно изучили творчество А.П. Чехова. Были нарисованы замечательные иллюстрации детьми, которые любят работать с кистью и красками в руках, отснят фильм по мотивам рассказа «Хамелеон», а также написаны были поэтические экспромты по творчеству великого писателя. А всё начиналось с того, что я просто прочитала своё стихотворение, посвящённое А.Чехову:

Берегите в себе человека

Я листаю дневник ваших странствий,
Озарений, тревог глубину.
Упрекаю себя в дилетантстве,
Что не слышу, как вы, тишину.
Что теряю порой человека,
Закрывая его суетой…
Да, я жертва жестокого века,
Далека от поры золотой.
Часто ложным светилам доверясь,
Цепь предательств в страданьях несу.
И тревожность пустая, растерянность
Вместо тихих прогулок в лесу.
И листаются ваши страницы -
В них защита души и опека…
И из пепла душа возродится -
Вы сегодня спасли человека!

И понеслось: ребята захотели сами создать творческий продукт, как они сами понимают А.Чехова.

Это лишь малая толика того багажа, которым я попыталась поделиться. Я стараюсь использовать в своей работе то, что помогает заинтересовать учащихся, чтоб запустить в процесс алгоритмы сложного думания. Если ребёнок проживал урок, думая о теме, соизмеряя себя в контексте изучаемого, значит, «и стоило жить и работать стоило» (В.Маяковский) учителю.

Ссылки на творческие работы детей:

  1. https://youtu.be/b947wAwlDzk
  2. https://youtu.be/nSqaqCRhIxU
  3. https://youtu.be/aXH0hZdbuEY