Урок литературы в 11-м классе по повести В.Распутина "Живи и помни". Путешествие в глубь человеческой души

Разделы: Литература, Конкурс «Классическая литература в современной школе»

Класс: 11

Ключевые слова: В.Распутин «Живи и помни»


Цель: Создать условия для совершенствования умений и навыков анализа текста, понимания основной идеи произведения, развития умения видеть его художественные особенности.

Задачи:

  1. Вызвать у детей размышление о прочитанном, душевный отклик и чувство ответственности человека за свой выбор.
  2. Способствовать обучению школьников работать с разными видами информации, выстраивать коммуникацию с текстом.

Оборудование: проектор, презентация, художественное произведение.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя

- Добрый день, Сегодня мы, ребята, познакомимся с одним из самых интересных и одновременно сложных произведений русской литературы, произведением, которое встало в ряд поистине выдающихся книг современности. Это повесть В. Распутина «Живи и помни».

Наш сегодняшний урок - это урок-путешествие, но не в какие-либо далёкие страны, в глубины человеческой души.

- Как вы понимаете это выражение «путешествие в глубь души»? (Разобраться в психологии человека, в причинах его поступков).

- Кто из русских писателей до Распутина положил начало такому глубокому анализу психологии человека? (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»).

Нас приглашает в это путешествие автор повести Валентин Распутин.

III. Информация о писателе (сообщение учащегося)

IV. Анализ повести

- В чём сила этого произведения? Почему оно вызвало такой интерес? Попробуем разобраться.

Для начала определим тему повести. О чём она? (любовь, о русской женщине, дезертирство, война)

- Безусловно, каждое высказанное вами предположение, верно. Но главную тему поможет определить нам один из героев повести:

«Это все война, все она проклятая!»

- Кто говорит эти слова? Кому они принадлежат? (Андрей Гуськов).

Война - это страшное испытание для человека, она калечит души и судьбы людей. Порой на войне люди совершают страшные поступки, но их прощают, говоря: «Война всё спишет». Но всё ли можно оправдать войной?

- Какую сторону войны затрагивает автор в повести? (Автор затрагивает не совсем популярную сторону войны - дезертирство).

- Замыслом повести послужило воспоминание детства:

«Я помню, как недалеко от нашей деревни обнаружили дезертира. Он долго скрывался, жил в стороне от человеческого жилья Он озлобился, убил теленка, у кого-то что-то украл. Я помню, как через всю деревню вели заросшего, страшного человека. Это детское впечатление отложилось в памяти и через много лет проклюнулось зернышко сюжета».

- Путешествие в глубь человеческой души начинается.

- Какой эпизод описан первым в повести? (Исчезновение топора).

- Почему Настёна догадалась, что топор взял свой? (Топор лежал под половицей, а об этом знали только члены семьи).

- Как вы думаете, почему пропадает именно топор, а не, скажем, ружьё или рыболовные снасти? В каком произведении русской литературы фигурирует та же деталь? (Роман Ф.Достоевского «Преступление и наказание»).

- Какое символическое значение имеет эта деталь? (Гуськов занёс топор над своей судьбой).

- Что заставляет Настёну искать продолжения истории с топором? Какие чувства испытывает героиня? Зачитайте строки произведения. («Как заворожённая посматривала на баню». «Неспокойная, упрямая жуть в сердце заставляла её искать продолжения истории с топором»).

- Именно в этом первом фрагменте впервые возникает мотив судьбы.

- Как автор описывает первое появление Андрея? («Дверь открылась, и что-то, шебурша, полезло в баню»).

- Какое чувство возникает у Настёны? («А муж ли? Не оборотень с нею был?»)

- Автор с самого начала даёт нам понять, что Андрей, став дезертиром, вступает на путь зверя.

- Кто он, этот человек, и что позволило ему совершить поступок, презираемый всегда и везде, независимо от века и национальности?

- Какое слово чаще всего повторяет автор, когда начинает рассказ об Андрее? Давайте посмотрим.

«Андрей смотрел на деревню молча и обиженно, он почему-то готов был уже не войну, а деревню обвинить в том, что вынужден её покидать».

«Невольная обида на всё, что оставалось на месте, от чего его отрывали и за что ему предстояло воевать, долго не проходила. (Слово «обида», «обиделся» подчёркивается автором).

- Был ли Гуськов трусом?

«Среди разведчиков Гуськов считался надёжным товарищем, его брали с собой в пару, чтобы подстраховывать друг друга, самые отчаянные ребята. Воевал как все, - не лучше и не хуже».

- Что вызывает обиду Гуськова? (Страх).

- За кого боится Гуськов? (За себя, за свою жизнь).

- Какая черта характера порождает этот страх? (Эгоизм).

- Движет Андреем эгоизм. Любовь к самому себе. Именно беспокойство о себе, о своей жизни и побуждает Андрея совершить этот поступок.

- Докажите, опираясь на текст повести, что и Настёну Гуськов вовлекает в свой грех, движимый побуждениями эгоизма.

(Настёна нужна ему как добытчик: принеси ружьё, спички, соль. Его не беспокоит то, с чем ей придётся столкнуться. Он заставляет её молчать, грозит убить, если она что-нибудь скажет).

- Далее идёт разрушение души героя. Эгоизм порождает другие пороки. Как ведет себя Андрей?

Людям начинает пакостить (ворует рыбу, выкатывает на дорогу пень, хочет поджечь мельницу). Пусть его не видят, но подозревают, что он есть. Совершает убийство косули и телёнка.

- Обратимся к эпизоду убийства телёнка. Почему это именно убийство?

«Испуганно повернул он к приближающемуся человеку голову - быстро и точно, с мгновенным замахом человек ударил его обухом топора по подставленному лбу, и голова, чуть хмыкнув, повалилась и повисла на ремне. В тот же миг сзади закричала корова. Совсем озверев, Гуськов пошёл на неё…»

- Этот эпизод напоминает нам другой похожий. Какой именно? (Убийство старухи-процентщицы из романа «Преступление и наказание»).

- Чем отличаются герои Раскольников и Гуськов? (Раскольников идёт на преступление, движимый любовью к людям, а Гуськов, движимый любовью к себе).

- На какое ещё несчастье обрекает себя герой?

- Обретает ли герой то, к чему стремился? Что чувствует он, когда видит свою деревню, отца? На что обрекает себя герой? (Он обрекает себя на полное одиночество, оторванность от людей).

- Такое же чувство одиночества испытывает Раскольников. Но как герои относятся к своему одиночеству? (Раскольников страдает, ему невыносим разлад с людьми, а Гуськов только лишь боится за свою жизнь).

- Кого обвиняет Гуськов в своих несчастьях? (Война и судьба)

- Раскольников получает прощение. Достоевский даёт ему возможность быть прощённым. А Гуськов? Можно ли его оправдать или пожалеть?

- Есть ли в Гуськове человеческое и когда оно начинает проявляться в нём?

«Чем я провинился перед судьбой?» «Я-то боюсь, мне есть за что, - а тебе? Тебе-то из-за чего с белым светом расходиться?» «господи, что я наделал? Что я наделал, Настёна?! Не ходи больше ко мне, не ходи - слышишь?»

- Но всё же лучше и полнее всех на вопрос, почему ситуация с Андреем именно трагична, может ответить Настёна, которая и является главной героиней повести. Об этом говорил сам Распутин: «Я писал не только и меньше всего о дезертире, о котором ,не унимаясь, талдычат все, а о женщине…».

- Итак, мы совершаем второе путешествие в глубь души Настёны. В чём её трагедия и почему именно она, а не дезертир Гуськов совершает грех самоубийства да ещё и убийства, ведь она убивает не только себя, но и своего неродившегося ребёнка.

- Что мы знаем о судьбе Настёны? (Трудное детство, ранние лишения, закалённый характер).

- Как и почему вышла замуж за Андрея?

- Любила ли Настёна Андрея? Из каких составляющих складывалась её любовь к мужу?

- Какое главное правило для Настёны в семейной жизни? (Верность)

- Настене казалось, что кто кроме нее может помочь мужу, но у нее происходит разлад с собственной душой. Почему? (Права перед собою, но не права перед людьми. Помогает мужу - значит, предаёт тех, кого он предал. Честна перед мужем - грешна перед свёкром и свекровью).

- Настёна сама придумывает себе вину:

«А может, она тоже повинна в том, что он здесь, - без вины, а повинна? Не из-за меня ли больше всего его потянуло домой?.. Он перед отцом и матерью не открылся, а перед ней открылся. И, может, смерть оттянул, чтоб только побыть с ней. Так как же теперь от него отказаться? Это совсем надо не иметь сердца, вместо сердца держать безмен, отвешивающий, что выгодно и что невыгодно. Тут от чужого, будь он трижды нечистый, не отмахнёшься, а он свой, родной… Их если не Бог, то сама жизнь соединила, чтоб держаться им вместе, что бы ни случилось, какая бы беда не стряслась».

- На что надеется Настёна? (Надеется на доброту людей, на помилование).

- Что чувствует героиня в момент возвращения Максима Вологожина, окончания войны? (Настёна чувствует одиночество).

- В чём же разница жизненных позиций Гуськова и Настёны? (Эгоизм одного, великодушие, любовь другой).

- Но судьба посылает ей ещё одно испытание - будущий ребёнок. Почему это испытание, а не радость?

- И более всего Настёну мучит чувство вины перед односельчанами . Почему?

- Отвечая на вопрос «какие черты характера вы более всего цените в людях?» Валентин Распутин среди прочих черт назвал «чувство невольной вины и ответственности за всё, пояснив: «Многие наши пороки оттого и происходят, что мы лишены этого чувства вины».

- Почему же Настёна решилась на самоубийство? (совесть, любовь завела её в тупик, из которого она не нашла другого выхода).

- Как погибает Настёна?

- Обратимся к её последним мыслям? Зачитайте.

«Стыдно… почему так истошно стыдно и перед Андреем, и перед людьми, и перед собой? Где набрала она вины для такого стыда?»

- Почему же ей стыдно? - Осудила ли деревня Настёну?

- Кто же виноват в несчастьях Настёны и Гуськова? (Война).

- И мы ещё раз убеждаемся, что главная тема повести - война. Но не всякий поступок можно оправдать войной. Обратимся к словам другого русского писателя В.П. Астафьева:

«Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие дни испытаний место твое рядом с твоим народом, всякое отступничество, вызванное слабостью ли твоей, недоразумением ли, оборачивается еще большим горем для твоей родины, народа, а стало быть, и для тебя…»

- Всякое ли преступление можно оправдать войной?

- Война спишет многое, но есть высшие нравственные законы, которые никто не имеет права преступить и оправдать такие поступки невозможно.

IV. Итоги урока

Домашнее задание: письменная работа: «Мое отношение к героям повести Распутина «Живи и помни».