Использование опорного материала на уроках физики для учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Разделы: Физика, Коррекционная педагогика

Классы: 7, 8, 9

Ключевые слова: ОВЗ


Введение

В настоящее время проблемы детей с ОВЗ привлекают внимание большого количества специалистов. Право на образование является важнейшим социально-культурным правом человека, поскольку это сфера жизни общества, которая в наибольшей степени может повлиять на его развитие. Это означает, что все школьники должны быть включены в общую систему образования независимо от состояния их здоровья и уровня умственной активности и иметь возможность получить его качественно. Любые формы, методы и технологии обучения, воспитания и развития учащихся должны обеспечивать максимально благоприятные условия для их саморазвития и самореализации.

В Концепции ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья приведены требования к структуре содержания образования и его результатам. Применительно для уроков физики – это овладение основными знаниями о природе и развитие представлений об окружающем мире, физических величинах, явлениях и законах для осмысленного объяснения происходящих в жизни физических процессов.

Получение качественного образования сопряжено с рядом проблем. Даже здоровому ученику необходимо прикладывать значительные усилия во время учебных занятий, а также во внеурочное время для осмысления пройденного на уроке материала, выполнения домашних заданий, самостоятельного поиска и обработки информации. При обучении детей с ОВЗ эти проблемы проявляются наиболее остро. Для удовлетворения особых образовательных потребностей данной категории учащихся учитель должен объективно, своевременно и качественно контролировать результативность обучения каждого из них. На основе полученных данных определять и координировать темп их продвижения в программном материале, пошагово отслеживать уровень успешности усвоения учебного материала, вовремя реагировать на возникшие трудности, предупреждать и преодолевать пробелы в знаниях учащихся. Основная проблема состоит в том, что здоровые ученики и с ОВЗ обучаются в одном классе, а учебники и учебные материалы не учитывают индивидуальные возможности и особые потребности учеников с ОВЗ.

В нашей школе в 7-9-х классах обучаются пятеро учеников с ОВЗ: двоим рекомендовано обучение по программам ЗПР, двое учеников – инвалиды по основному заболеванию со стороны эндокринной системы, один ученик – инвалид по заболеванию опорно-двигательного аппарата. У данных учеников в основном сохранен интеллект и нет явных физических патологий. Однако, они отличаются от остальных в классе инертностью мышления, пониженной работоспособностью, неустойчивостью внимания, импульсивностью и слабостью речевой регуляции, неспособностью длительное время удерживать и концентрировать внимание на том материале, который необходимо качественно усвоить, воспроизвести или систематизировать. Сложна для их восприятия не только физическая теория, но и практика решения задач, ведь для этого необходимы навыки математических вычислений и общая эрудиция.

Актуальность представленного опыта по использованию опорного материала для учеников с ОВЗ на уроках физики определяется необходимостью поиска наиболее эффективного способа осуществления их качественного обучения, использование которого поможет выявить причины неуспеваемости, предупредить снижение интереса к предмету, выбрать для обучения ребенка соответствующий маршрут. Такой способ обучения обеспечивает хорошую обратную связь учителя с учеником, в том числе с ОВЗ.

Данная работа может быть практически значима для учителей-предметников, испытывающих те же педагогические проблемы при осуществлении работы в классах, где обучаются школьники с разными группами здоровья, разным уровнем познавательной активности и умственных способностей.
Новизна работы состоит в рассмотрении опорного материала на уроках физики как одного из наиболее эффективных способов усвоения программного материала учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Особенности организации обучения физике учащихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом адаптации учебного материала

  1. Обучение предмету «Физика» детей с ограниченными возможностями здоровья ведется на основе тех же авторских и примерных программ и тех же УМК, что и в общеобразовательных классах. Содержание предметных областей не изменено.
  2. В требованиях к уровню освоения учебного материала для детей с ОВЗ учитывается только базовый.
  3. Предусматривается уменьшение объема теоретических сведений, включение отдельных тем для обзорного или ознакомительного изучения, более упрощенно формулируются планируемые результаты обучения.
  4. Теория изучается без выводов сложных формул. Задачи, требующие применения объемных математических вычислений решаются учащимися с ОВЗ с помощью учителя.
  5. При проектировании уроков планируется время на рассмотрение вопросов, раскрывающих связь физики с жизнью. Максимальное использование межпредметных связей с географией, химией, биологией и другими науками позволяет ученикам с ОВЗ лучше осмыслить и более прочно закрепить полученные знания и практические умения.
  6. Критерии оценивания образовательных результатов основаны на уровневом подходе. Оценивание осуществляется регулярно (словесно или в виде отметки). К контрольно-оценочной деятельности приобщаются ученики с ОВЗ с целью формирования у них навыков самооценки.

Использование опорного материала на уроках физики для учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Опорный конспект представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, а также введены знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала. Среди известных методик, созданных в русле интенсификации обучения, центральное место занимает «опорный конспект» В.Ф.Шаталова. В основу данной методики положена идея моделирования совокупности информации посредством отражения ее в знаках, символах. Существует несколько требований к оформлению опорных конспектов: лаконизм, простота, доступность понимания, оригинальность, непохожесть, доступность воспроизведения.

Применение опорных конспектов помогает решить следующие образовательные задачи:

  • активизировать мыслительную деятельность учащихся, а, следовательно, повысить мотивацию к предмету;
  • формировать навыки восприятия информации, соотнесение ее с ранее усвоенной;
  • развивать умение видеть большую тему в целостном виде;
  • повышать интерес к изучаемому материалу.

Опорный конспект действительно становится опорой для учеников с ОВЗ. Он позволяет без помощи учителя вспомнить и воспроизвести материал не только отдельного элемента, но и всей темы в целом. Постепенно пропадает скованность, появляется интерес к получению знаний. Использовать опорный материал можно на уроках открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков, уроках рефлексии, уроках систематизации знаний, уроках развивающего контроля. Схемы-опоры могут использоваться в качестве пошаговой инструкции при выполнении лабораторных работ и экспериментов, в качестве алгоритма или образца при решении задач. Их можно использовать практически на каждом этапе урока физики: при актуализации знаний и умений, проверке домашнего задания, изучении нового материала, закреплении, повторении.

I. На этапе проверки домашнего задания

Цель использования схемы-опоры на данном этапе – создание условий для формирования умения логически мыслить, формирования системности и научности знаний и экономии времени при оформлении решения.

Ожидаемые результаты:

  • «Мгновенное» повторение и опрос 1-3 учеников.
  • Взаимный опрос учащимися друг друга по опоре.
  • Восстановление опоры по памяти (всей или некоторых ее частей) – кратковременная самостоятельная работа или физический диктант по представленным в опоре формулам.
  • Решение задач, аналогичных тем, которые выполнялись в домашнем задании, но с некоторыми изменениями.

Пример 1. Проверка домашнего задания по теме «Сила тяжести», 7 класс

Поверяемые знания и умения:

  • обозначение и единица измерения силы тяжести,
  • определение,
  • направление, точка приложения,
  • изображение силы тяжести на чертеже,
  • расчетная формула с расшифровкой,
  • примеры проявления действия силы тяжести в жизни.

Учащиеся данного класса

Учащиеся с ОВЗ в этом же классе

1. Рассказывают о силе тяжести по обобщенному плану изучения физической величины.
2. Решают у доски домашние задачи, отвечают на дополнительные вопросы по изученной теме.

1. Готовятся отвечать по схеме-опоре (С-2) (Приложение 1)
2. Отвечают изученный материал с использование схемы-опоры.
3. Показывают в тетради решенные дома задачи.
3. Получают дополнительное задание: изобразить силу тяжести, действующую на падающее с ветки яблоко, учебник на парте, катящийся мяч.

Образовательные результаты учеников с ОВЗ:

  • овладение знаниями по теме «Сила тяжести» на базовом уровне,
  • развитие монологической речи,
  • развитие памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение информации по теме,
  • акцентирование внимания на ключевых элементах изученной темы,
  • привлечение к контрольно-оценочной деятельности.

Личностные результаты:

  • формирование уверенности в своих силах,
  • повышение самооценки,
  • укрепление интереса к знаниям по физике.

II. На этапе изучения нового материала

Цель использования схемы-опоры на данном этапе – организовать целенаправленное восприятие предмета, учитывая специфические особенности познавательной деятельности учеников с ОВЗ.

Ожидаемые результаты:

  • Участие в восприятии максимального количества анализаторов (слуховой, зрительный, тактильный, обонятельный).
  • Самостоятельное заполнение опорного конспекта рассчитано на достаточные знания, применяется как способ коррекции личности.
  • Оптимизация изучения темы урока.
  • Реализация принципов последовательности и системности. Опорный конспект вызывает из памяти учеников необходимые ассоциации, опорные знания, помогает достаточно компактно выстроить систему некоторого блока содержания, облегчает понимание его структуры и способствует усвоению.
  • Развитие памяти, логического мышления, способности к анализу, монологической речи.

Пример 2. Изучение нового материала по теме «Сила тока», 8 класс

Основные элементы знаний и умений:

  • обозначение и единица измерения силы тока,
  • определение,
  • расчетная формула,
  • прибор для измерения, правила его подключения в электрическую цепь и условное обозначение.
  • знания безопасного и небезопасного значения силы тока для человека,
  • умение применять формулу для решения задач.

Задание для учеников с ОВЗ:

Используя материал п.10 или сайта «Классная физика» (3.12 Сила тока. Измерение силы тока), заполните пропуски в схеме-опоре (Э-2) (Приложение 2), выполните с ее помощью задания учителя.

Образовательные результаты учеников с ОВЗ:

  • овладение знаниями по теме «Сила тока» на базовом уровне,
  • акцентирование внимания на ключевых элементах изученной темы.

Личностные результаты:

  • формирование уверенности в своих силах,
  • повышение самооценки,
  • укрепление интереса к знаниям по физике.

Пример 3. Формирование понятий на основе физического эксперимента. Лабораторная работа «Определение выталкивающей (архимедовой) силы», 7 класс

Цель использования схемы-опоры (А-2) (Приложение 3) на данном этапе – развитие восприятия через формирование умения проводить эксперимент.

Ожидаемые результаты:

  • сформирование экспериментальных умений и навыков исследовательской деятельности,
  • воспроизведение учащимися с ОВЗ способов выполнения лабораторной работы, с использованием пошаговой инструкции,
  • формирование умение формулировать выводы по результатам эксперимента.

Образовательные результаты учеников с ОВЗ:

  • овладение знаниями по теме «Архимедова сила» на базовом уровне,
  • акцентирование внимания на ключевых элементах изученной темы,
  • сформирование экспериментальных умений и навыков исследовательской деятельности: измерения, представления результатов измерения в виде таблицы, обобщения результатов, нахождение простейших закономерностей в протекании явлений, умение формулировать выводы по результатам эксперимента.

Личностные результаты:

  • формирование уверенности в своих силах,
  • повышение самооценки,
  • укрепление интереса к знаниям по физике.

III. На этапе закрепления нового материала

Цель использования схемы-опоры на данном этапе – применить теоретические положения в условиях решения задач и выполнении экспериментальной задачи, контроль качества усвоения материала.

Ожидаемые результаты:

  • сформирование умений применять теоретические положения, умений работать по образцу.
  • воспроизведение учащимися с ОВЗ способов решений задач по образцу.
  • закрепление, повторение, продолжение формирования экспериментальных навыков.

Пример 4. Закрепление темы «Сила тока», 8 класс

Задание для учеников с ОВЗ: используя опорный конспект (Э-2) и схему-опору (Э-3) (Приложение 4) решите задачи: №29, 31, 33.

Образовательные результаты учеников с ОВЗ:

  • овладение знаниями по теме «Сила тока» на базовом уровне,
  • акцентирование внимания на ключевых элементах изученной темы,
  • умение решать задачи 1-го уровня на расчет силы тока и электрического заряда, прошедшего через поперечное сечение проводника.
  • умение определять показание электрического прибора – амперметра,
  • умение собирать электрическую цепь и измерять силу тока, проходящего через лампочку.

Личностные результаты:

  • развитие восприятия через формирование умений проводить физические эксперименты,
  • формирование уверенности в своих силах,
  • повышение самооценки,
  • укрепление интереса к знаниям по физике.

Заключение

Использование на уроках физики опорного материала позволяет осуществить индивидуальный подход к ученикам с учетом специфики психики и здоровья каждого из них. Использование опорных конспектов позволяет учителю в наглядной и доступной форме представить изучаемый материал. При таком способе обучения у учащихся с ОВЗ отпадает необходимость в одновременном выполнении нескольких операций: воспринимать и удерживать в памяти план ответа, следовать плану конкретного наблюдения или эксперимента, использовать изученный материал для решения задач, проверочной или самостоятельной работы. Упрощается оперирование новыми терминами, возникает чувство уверенности в успехе и любознательность, появляется возможность проявить свои творческие способности и индивидуальность. Учебный успех усиливает мотивацию учеников с ОВЗ, т.к. на каждом уроке у них формируется познавательная самостоятельность, ответственность, воспитывается трудолюбие. Опорные конспекты помогают постоянно вести учет и контроль деятельности школьников с ОВЗ, что позволяет видеть пробелы в их знаниях, умениях и навыках.

Таким образом, вся работа по использованию на уроках физики опорного материала направлена на стимулирование деятельности учеников с ОВЗ и оказания им помощи, на максимальное развитие психомоторных процессов и познавательной сферы на всех этапах урока, на облегчение усвоения изучаемого материала с эффектом значительного повышения их работоспособности и психологической активности.

Литература

  1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
  3. Концепция Федерального Государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, 2013.
  4. Физика. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В.Перышкин. - М.: Дрофа, 2018.
  5. Физика. 8 класс. В 2 ч. Ч.1: учебник для общеобразовательных организаций/ Л.Э.Генденштейн, А.Б.Кайдалов. - М.: Мнемозина, 2018.
  6. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М.: Просвещение, 1990.
  7. Григорьева Ж.В. Применение опорных конспектов на уроках физики // Молодой ученый. - 2013. - №10.