Введение
В настоящее время проблемы детей с ОВЗ привлекают внимание большого количества специалистов. Право на образование является важнейшим социально-культурным правом человека, поскольку это сфера жизни общества, которая в наибольшей степени может повлиять на его развитие. Это означает, что все школьники должны быть включены в общую систему образования независимо от состояния их здоровья и уровня умственной активности и иметь возможность получить его качественно. Любые формы, методы и технологии обучения, воспитания и развития учащихся должны обеспечивать максимально благоприятные условия для их саморазвития и самореализации.
В Концепции ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья приведены требования к структуре содержания образования и его результатам. Применительно для уроков физики – это овладение основными знаниями о природе и развитие представлений об окружающем мире, физических величинах, явлениях и законах для осмысленного объяснения происходящих в жизни физических процессов.
Получение качественного образования сопряжено с рядом проблем. Даже здоровому ученику необходимо прикладывать значительные усилия во время учебных занятий, а также во внеурочное время для осмысления пройденного на уроке материала, выполнения домашних заданий, самостоятельного поиска и обработки информации. При обучении детей с ОВЗ эти проблемы проявляются наиболее остро. Для удовлетворения особых образовательных потребностей данной категории учащихся учитель должен объективно, своевременно и качественно контролировать результативность обучения каждого из них. На основе полученных данных определять и координировать темп их продвижения в программном материале, пошагово отслеживать уровень успешности усвоения учебного материала, вовремя реагировать на возникшие трудности, предупреждать и преодолевать пробелы в знаниях учащихся. Основная проблема состоит в том, что здоровые ученики и с ОВЗ обучаются в одном классе, а учебники и учебные материалы не учитывают индивидуальные возможности и особые потребности учеников с ОВЗ.
В нашей школе в 7-9-х классах обучаются пятеро учеников с ОВЗ: двоим рекомендовано обучение по программам ЗПР, двое учеников – инвалиды по основному заболеванию со стороны эндокринной системы, один ученик – инвалид по заболеванию опорно-двигательного аппарата. У данных учеников в основном сохранен интеллект и нет явных физических патологий. Однако, они отличаются от остальных в классе инертностью мышления, пониженной работоспособностью, неустойчивостью внимания, импульсивностью и слабостью речевой регуляции, неспособностью длительное время удерживать и концентрировать внимание на том материале, который необходимо качественно усвоить, воспроизвести или систематизировать. Сложна для их восприятия не только физическая теория, но и практика решения задач, ведь для этого необходимы навыки математических вычислений и общая эрудиция.
Актуальность представленного опыта по использованию опорного материала для учеников с ОВЗ на уроках физики определяется необходимостью поиска наиболее эффективного способа осуществления их качественного обучения, использование которого поможет выявить причины неуспеваемости, предупредить снижение интереса к предмету, выбрать для обучения ребенка соответствующий маршрут. Такой способ обучения обеспечивает хорошую обратную связь учителя с учеником, в том числе с ОВЗ.
Данная работа может быть практически значима для учителей-предметников, испытывающих те же педагогические проблемы при осуществлении работы в классах, где обучаются школьники с разными группами здоровья, разным уровнем познавательной активности и умственных способностей.
Новизна работы состоит в рассмотрении опорного материала на уроках физики как одного из наиболее эффективных способов усвоения программного материала учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Особенности организации обучения физике учащихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом адаптации учебного материала
- Обучение предмету «Физика» детей с ограниченными возможностями здоровья ведется на основе тех же авторских и примерных программ и тех же УМК, что и в общеобразовательных классах. Содержание предметных областей не изменено.
- В требованиях к уровню освоения учебного материала для детей с ОВЗ учитывается только базовый.
- Предусматривается уменьшение объема теоретических сведений, включение отдельных тем для обзорного или ознакомительного изучения, более упрощенно формулируются планируемые результаты обучения.
- Теория изучается без выводов сложных формул. Задачи, требующие применения объемных математических вычислений решаются учащимися с ОВЗ с помощью учителя.
- При проектировании уроков планируется время на рассмотрение вопросов, раскрывающих связь физики с жизнью. Максимальное использование межпредметных связей с географией, химией, биологией и другими науками позволяет ученикам с ОВЗ лучше осмыслить и более прочно закрепить полученные знания и практические умения.
- Критерии оценивания образовательных результатов основаны на уровневом подходе. Оценивание осуществляется регулярно (словесно или в виде отметки). К контрольно-оценочной деятельности приобщаются ученики с ОВЗ с целью формирования у них навыков самооценки.
Использование опорного материала на уроках физики для учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Опорный конспект представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, а также введены знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала. Среди известных методик, созданных в русле интенсификации обучения, центральное место занимает «опорный конспект» В.Ф.Шаталова. В основу данной методики положена идея моделирования совокупности информации посредством отражения ее в знаках, символах. Существует несколько требований к оформлению опорных конспектов: лаконизм, простота, доступность понимания, оригинальность, непохожесть, доступность воспроизведения.
Применение опорных конспектов помогает решить следующие образовательные задачи:
- активизировать мыслительную деятельность учащихся, а, следовательно, повысить мотивацию к предмету;
- формировать навыки восприятия информации, соотнесение ее с ранее усвоенной;
- развивать умение видеть большую тему в целостном виде;
- повышать интерес к изучаемому материалу.
Опорный конспект действительно становится опорой для учеников с ОВЗ. Он позволяет без помощи учителя вспомнить и воспроизвести материал не только отдельного элемента, но и всей темы в целом. Постепенно пропадает скованность, появляется интерес к получению знаний. Использовать опорный материал можно на уроках открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков, уроках рефлексии, уроках систематизации знаний, уроках развивающего контроля. Схемы-опоры могут использоваться в качестве пошаговой инструкции при выполнении лабораторных работ и экспериментов, в качестве алгоритма или образца при решении задач. Их можно использовать практически на каждом этапе урока физики: при актуализации знаний и умений, проверке домашнего задания, изучении нового материала, закреплении, повторении.
I. На этапе проверки домашнего задания
Цель использования схемы-опоры на данном этапе – создание условий для формирования умения логически мыслить, формирования системности и научности знаний и экономии времени при оформлении решения.
Ожидаемые результаты:
- «Мгновенное» повторение и опрос 1-3 учеников.
- Взаимный опрос учащимися друг друга по опоре.
- Восстановление опоры по памяти (всей или некоторых ее частей) – кратковременная самостоятельная работа или физический диктант по представленным в опоре формулам.
- Решение задач, аналогичных тем, которые выполнялись в домашнем задании, но с некоторыми изменениями.
Пример 1. Проверка домашнего задания по теме «Сила тяжести», 7 класс
Поверяемые знания и умения:
- обозначение и единица измерения силы тяжести,
- определение,
- направление, точка приложения,
- изображение силы тяжести на чертеже,
- расчетная формула с расшифровкой,
- примеры проявления действия силы тяжести в жизни.
Учащиеся данного класса |
Учащиеся с ОВЗ в этом же классе |
1. Рассказывают о силе тяжести по обобщенному плану изучения физической величины. |
1. Готовятся отвечать по схеме-опоре (С-2) (Приложение 1) |
Образовательные результаты учеников с ОВЗ:
- овладение знаниями по теме «Сила тяжести» на базовом уровне,
- развитие монологической речи,
- развитие памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение информации по теме,
- акцентирование внимания на ключевых элементах изученной темы,
- привлечение к контрольно-оценочной деятельности.
Личностные результаты:
- формирование уверенности в своих силах,
- повышение самооценки,
- укрепление интереса к знаниям по физике.
II. На этапе изучения нового материала
Цель использования схемы-опоры на данном этапе – организовать целенаправленное восприятие предмета, учитывая специфические особенности познавательной деятельности учеников с ОВЗ.
Ожидаемые результаты:
- Участие в восприятии максимального количества анализаторов (слуховой, зрительный, тактильный, обонятельный).
- Самостоятельное заполнение опорного конспекта рассчитано на достаточные знания, применяется как способ коррекции личности.
- Оптимизация изучения темы урока.
- Реализация принципов последовательности и системности. Опорный конспект вызывает из памяти учеников необходимые ассоциации, опорные знания, помогает достаточно компактно выстроить систему некоторого блока содержания, облегчает понимание его структуры и способствует усвоению.
- Развитие памяти, логического мышления, способности к анализу, монологической речи.
Пример 2. Изучение нового материала по теме «Сила тока», 8 класс
Основные элементы знаний и умений:
- обозначение и единица измерения силы тока,
- определение,
- расчетная формула,
- прибор для измерения, правила его подключения в электрическую цепь и условное обозначение.
- знания безопасного и небезопасного значения силы тока для человека,
- умение применять формулу для решения задач.
Задание для учеников с ОВЗ:
Используя материал п.10 или сайта «Классная физика» (3.12 Сила тока. Измерение силы тока), заполните пропуски в схеме-опоре (Э-2) (Приложение 2), выполните с ее помощью задания учителя.
Образовательные результаты учеников с ОВЗ:
- овладение знаниями по теме «Сила тока» на базовом уровне,
- акцентирование внимания на ключевых элементах изученной темы.
Личностные результаты:
- формирование уверенности в своих силах,
- повышение самооценки,
- укрепление интереса к знаниям по физике.
Пример 3. Формирование понятий на основе физического эксперимента. Лабораторная работа «Определение выталкивающей (архимедовой) силы», 7 класс
Цель использования схемы-опоры (А-2) (Приложение 3) на данном этапе – развитие восприятия через формирование умения проводить эксперимент.
Ожидаемые результаты:
- сформирование экспериментальных умений и навыков исследовательской деятельности,
- воспроизведение учащимися с ОВЗ способов выполнения лабораторной работы, с использованием пошаговой инструкции,
- формирование умение формулировать выводы по результатам эксперимента.
Образовательные результаты учеников с ОВЗ:
- овладение знаниями по теме «Архимедова сила» на базовом уровне,
- акцентирование внимания на ключевых элементах изученной темы,
- сформирование экспериментальных умений и навыков исследовательской деятельности: измерения, представления результатов измерения в виде таблицы, обобщения результатов, нахождение простейших закономерностей в протекании явлений, умение формулировать выводы по результатам эксперимента.
Личностные результаты:
- формирование уверенности в своих силах,
- повышение самооценки,
- укрепление интереса к знаниям по физике.
III. На этапе закрепления нового материала
Цель использования схемы-опоры на данном этапе – применить теоретические положения в условиях решения задач и выполнении экспериментальной задачи, контроль качества усвоения материала.
Ожидаемые результаты:
- сформирование умений применять теоретические положения, умений работать по образцу.
- воспроизведение учащимися с ОВЗ способов решений задач по образцу.
- закрепление, повторение, продолжение формирования экспериментальных навыков.
Пример 4. Закрепление темы «Сила тока», 8 класс
Задание для учеников с ОВЗ: используя опорный конспект (Э-2) и схему-опору (Э-3) (Приложение 4) решите задачи: №29, 31, 33.
Образовательные результаты учеников с ОВЗ:
- овладение знаниями по теме «Сила тока» на базовом уровне,
- акцентирование внимания на ключевых элементах изученной темы,
- умение решать задачи 1-го уровня на расчет силы тока и электрического заряда, прошедшего через поперечное сечение проводника.
- умение определять показание электрического прибора – амперметра,
- умение собирать электрическую цепь и измерять силу тока, проходящего через лампочку.
Личностные результаты:
- развитие восприятия через формирование умений проводить физические эксперименты,
- формирование уверенности в своих силах,
- повышение самооценки,
- укрепление интереса к знаниям по физике.
Заключение
Использование на уроках физики опорного материала позволяет осуществить индивидуальный подход к ученикам с учетом специфики психики и здоровья каждого из них. Использование опорных конспектов позволяет учителю в наглядной и доступной форме представить изучаемый материал. При таком способе обучения у учащихся с ОВЗ отпадает необходимость в одновременном выполнении нескольких операций: воспринимать и удерживать в памяти план ответа, следовать плану конкретного наблюдения или эксперимента, использовать изученный материал для решения задач, проверочной или самостоятельной работы. Упрощается оперирование новыми терминами, возникает чувство уверенности в успехе и любознательность, появляется возможность проявить свои творческие способности и индивидуальность. Учебный успех усиливает мотивацию учеников с ОВЗ, т.к. на каждом уроке у них формируется познавательная самостоятельность, ответственность, воспитывается трудолюбие. Опорные конспекты помогают постоянно вести учет и контроль деятельности школьников с ОВЗ, что позволяет видеть пробелы в их знаниях, умениях и навыках.
Таким образом, вся работа по использованию на уроках физики опорного материала направлена на стимулирование деятельности учеников с ОВЗ и оказания им помощи, на максимальное развитие психомоторных процессов и познавательной сферы на всех этапах урока, на облегчение усвоения изучаемого материала с эффектом значительного повышения их работоспособности и психологической активности.
Литература
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
- Концепция Федерального Государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, 2013.
- Физика. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В.Перышкин. - М.: Дрофа, 2018.
- Физика. 8 класс. В 2 ч. Ч.1: учебник для общеобразовательных организаций/ Л.Э.Генденштейн, А.Б.Кайдалов. - М.: Мнемозина, 2018.
- Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М.: Просвещение, 1990.
- Григорьева Ж.В. Применение опорных конспектов на уроках физики // Молодой ученый. - 2013. - №10.