Методические рекомендации предназначаются для использования педагогами в работе с детьми с нарушением интеллекта в коррекционной школе.
Рекомендованы педагогическим советом ГОКУ СКШ п. Усть-Уда от 28 мая 2025 г. протокол № 5, приказ «Об утверждении методических рекомендаций» от 28.05.2025 г. № 88-пд.
Пояснительная записка
В соответствии с п. 1.6 Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к особым образовательным потребностям обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) относится овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой. Успешная социальная адаптация учащихся с нарушением интеллекта невозможна без речевого общения и взаимодействия. При отставании в развитии речи возникают проблемы, связанные с общением, появляются трудности коммуникативного поведения.
Проблема формирования коммуникативной компетенции детей с нарушением интеллекта как средство наиболее полной и успешной социализации учащихся, имеет огромную значимость и актуальность.
Использование коммуникативного подхода позволит учесть психологические закономерности формирования речевой деятельности. Обучение в коммуникативных ситуациях будет способствовать принятию младшими школьниками с нарушением интеллекта учебных речевых задач как личностно значимых и, вследствие этого, улучшит показатели семантической стороны их речевых высказываний.
Методические рекомендации
Работа по формированию связной письменной речи может осуществляться на уроках русского языка, чтения, речевой практики, а также на внеурочных занятиях.
Работа строится по трем основным направлениям:
Создание коммуникативной мотивации.
Основные задачи данного направления:
- показать младшим школьникам значение письменной формы общения в жизни людей;
- повысить заинтересованность учащихся в речевом письменном высказывании;
- развивать умение ориентироваться в ситуациях общения;
- развивать умение делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению.
По данному направлению работа проводится во внеурочное время и на уроках чтения. Можно использовать коммуникативные ситуации написания писем и ведения личных дневников. В дневниках дети не только пишут, но и могут рисовать, вклеивать открытки, фотографии. Учитель, по согласию детей, делает небольшие записи в дневниках.
Также можно использовать сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации. Описание игр представлено в Приложении 1. Особенность представленных игр в том, что каждая из них связана с другими (в некоторых случаях является логическим продолжением предыдущих), а также в том, что в зависимости от цели проведения игры может быть выбран один из ее вариантов или фрагментов. Кроме того, играющие могут создать свою игру на основе предложенной. Например, игры «В гостях у барона Мюнхгаузена», (Приложение 1) способствуют развитию умения вступать в процесс общения и ориентироваться в партнерах и ситуациях общения. Эти игры очень эффективны для развития речевых умений учащихся, их воображения, фантазии. Чередуя подобные игры, можно поддерживать интерес к самостоятельным высказываниям.
Работа над содержательной стороной речи.
Формирование текстовых умений.
Работа по данным направлениям ведётся в единстве.
Основные задачи данных направлений:
- учить устанавливать связь между темой и основной мыслью текста;
- формировать умение анализировать готовые образцы текстовых сообщений;
- обогащать речеведческие знания учащихся посредством ознакомления с эпистолярным жанром и жанром личного дневника как разновидностью текста;
- учить отбирать конкретное содержание с учетом замысла высказывания и правильно воспроизводить последовательность событий;
- учить определять предмет речи в соответствии с заданной темой;
- формировать умение раскрывать тему текста и реализовывать основную мысль;
- познакомить со структурой письма и дневника;
- формировать умение планировать последовательность изложения;
- учить самостоятельно конструировать текст.
Работа над содержательной стороной речи и формированием текстовых умений проводится на внеклассных занятиях, уроках русского языка, внеурочное время. Используются следующие виды работ и специальные приемы:
- анализ и сравнение писем и дневниковых записей литературных героев;
- редактирование текстов писем и дневниковых записей;
- написание писем сказочным героям, друзьям;
- знакомство с книгами, написанными в жанре личного дневника;
- «пятиминутки общения»;
- знакомство со структурой письма с помощью таблицы «Как писать письма»;
- восстановление деформированных текстов писем и дневниковых записей;
- коллективное создание дневниковых записей. (Приложение 2)
Познакомив детей с жанрами письма и личного дневника, обогащаем речеведческие знания младших школьников, показывая, что письмо и личный дневник являются разновидностью текста, имеют свою структуру и стилистические особенности. Работа над содержательной стороной писем и личных дневников помогает детям усвоить вежливые формы обращения, знакомство с письмами и дневниковыми записями различных авторов, писателей даёт примеры разнообразных писем и дневников по содержанию, форме, искренности изложения.
Большое внимание уделено знакомству учащихся с жанром личного дневника. Этот вид работы стимулирует не только развитие речи. Личный дневник может оказать большое влияние на развитие ученика.
Ведение личного дневника имеет определенную ценность для развития речи учащихся, так как отдельная дневниковая запись является полноценным текстом, и для того, чтобы создать ее, учащийся должен владеть умениями связной письменной речи.