Особенности организации работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе

Разделы: Классное руководство, Коррекционная педагогика, Профессия — педагог

Ключевые слова: ОВЗ, обучающиеся с ОВЗ, Учащиеся с ОВЗ


Распространенность тяжелых нарушений речи (ТНР) в детской популяции остается стабильно высокой, что обуславливает потребность в целостной, системной модели коррекционно-образовательной помощи. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения V вида представляют собой уникальную организационную форму, обеспечивающую максимально полную реабилитацию и социальную адаптацию данной категории детей.

Цель: Проанализировать и обобщить модель комплексной логопедической помощи в условиях школы V вида, раскрывая ее структурно-содержательные компоненты и доказательную базу эффективности.

Методология: В работе использован комплекс методов: теоретический анализ и синтез научной литературы по логопедии, специальной и клинической психологии, нейролингвистике; системный подход к описанию коррекционно-образовательного процесса; анализ нормативно-правовой базы.

Результаты: Описана многоуровневая структура школы V вида, включающая диагностический, коррекционно-развивающий, образовательный и социально-адаптационный блоки. Раскрыто содержание основных направлений работы: формирование полноценной фонетической стороны речи, развитие лексико-грамматического строя, связной речи, коррекция нарушений чтения и письма. Подчеркнута роль психолого-педагогического сопровождения в преодолении вторичных отклонений в эмоционально-волевой и познавательной сферах.

Вывод: Школа V вида доказала свою высокую эффективность как модель «помощи полного цикла» для детей с ТНР. Ее успех базируется на принципах системности, комплексности, дифференцированного и индивидуального подхода, а также на тесном взаимодействии всех специалистов (логопедов, дефектологов, психологов, воспитателей). Дальнейшее развитие системы связано с интеграцией инновационных технологий и усилением профориентационной составляющей.

Введение

Проблема оказания эффективной помощи детям с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) была и остается одной из наиболее значимых в области специальной педагогики и психологии. ТНР, к которым относятся общее недоразвитие речи (ОНР) различных уровней, алалии, дизартрии, ринолалии, заикание и другие системные нарушения, не только резко ограничивают коммуникативные возможности ребенка, но и зачастую приводят к стойким трудностям в усвоении программного материала, формированию негативной самооценки и нарушению социальной адаптации [1, с. 5].

В условиях инклюзивного образования, безусловно, являющегося магистральным путем развития системы, для значительной части детей с ТНР требуется более глубокая, интенсивная и специализированная помощь, которую трудно обеспечить в рамках общеобразовательного класса. Именно для этой категории обучающихся были созданы специальные (коррекционные) образовательные учреждения V вида.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью научного осмысления и обобщения уникального опыта школ V вида как целостной системы, обеспечивающей не только коррекцию речевого дефекта, но и полноценное личностное развитие и образование ребенка.

Целью настоящей статьи является комплексный анализ модели коррекционно-образовательного процесса в школе V вида, раскрытие ее структурных компонентов, содержательного наполнения и доказательств эффективности.

Задачи:

  • Охарактеризовать контингент обучающихся школы V вида и их особые образовательные потребности.
  • Раскрыть структуру и содержание комплексной логопедической помощи в условиях специализированного учреждения.
  • Проанализировать систему психолого-педагогического сопровождения как неотъемлемый элемент коррекционного процесса.
  • Обобщить критерии эффективности и перспективы развития данной организационной формы.

1. Контингент обучающихся и особенности их образовательных потребностей

Школа V вида предназначена для детей, имеющих первичный диагноз «Общее недоразвитие речи» (ОНР) I-IV уровней, а также другие ТНР, при которых нарушены все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика, связная речь [2, с. 34]. Часто речевой дефект носит сочетанный характер и осложнен дизартрическим, алалическим или заикательным компонентом.

Особые образовательные потребности данной категории детей включают [3, с. 78]:

  • Потребность в интенсивной логопедической коррекции: необходимость ежедневных, систематических занятий по преодолению речевого нарушения.
  • Потребность в адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП): программа модифицируется с учетом речевых возможностей детей, удлиняется срок освоения (начальное общее образование может быть рассчитано на 5-6 лет).
  • Потребность в создании безбарьерной речевой среды: специально организованное коммуникативное пространство, стимулирующее речевую активность и снижающее тревожность.
  • Потребность в развитии высших психических функций (ВПФ): целенаправленная работа по коррекции внимания, памяти, мышления, часто вторично нарушенных из-за речевого дефекта.
  • Потребность в психолого-педагогической поддержке: преодоление негативизма, замкнутости, низкой самооценки, формирование мотивации к обучению.

2. Структура и содержание комплексной логопедической помощи в школе V вида

2.1. Диагностический блок.

Деятельность начинается с комплексного психолого-медико-педагогического обследования (ПМПк), в котором участвуют учитель-логопед, педагог-психолог, дефектолог, врач-невролог и другие специалисты. Цель – выявление структуры дефекта, определение актуального уровня развития и зоны ближайшего развития, составление индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) для каждого ребенка [4, с. 112].

2.2. Коррекционно-развивающий блок.

Это ядро всей системы. Он реализуется через:

  • Фронтальные логопедические занятия: проводятся по основным направлениям коррекции (формирование звукопроизношения, лексики, грамматики, связной речи) в соответствии с календарно-тематическим планированием.
  • Индивидуальные и подгрупповые занятия: направлены на отработку специфических трудностей каждого ребенка (постановка и автоматизация звуков, работа над слоговой структурой слова, преодоление аграмматизмов).
  • Логопедизация всего образовательного процесса: коррекционная работа не ограничивается занятиями у логопеда. Все учителя (по русскому языку, чтению, окружающему миру) владеют основами логопедии и закрепляют речевые навыки на своих уроках [5, с. 56].
  • Взаимосвязь в работе специалистов: логопед, психолог и дефектолог работают в тесном тандеме. Например, психолог развивает коммуникативные навыки и эмоциональную сферу, создавая базу для эффективной логопедической работы.

2.3. Содержательные направления логопедической коррекции.

  • Коррекция фонетико-фонематической стороны речи: развитие артикуляционной моторики, постановка и автоматизация звуков, формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.
  • Формирование лексико-грамматического строя речи: обогащение словарного запаса, уточнение значений слов, усвоение грамматических категорий (падежи, предлоги, согласование, словообразование).
  • Развитие связной речи: обучение построению фразы, пересказу, составлению рассказов по серии картинок и по представлению.
  • Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения (дисграфия, дислексия): ведется на специальных занятиях и интегрирована в уроки русского языка и чтения.

3. Система психолого-педагогического сопровождения

Психологическое сопровождение направлено на коррекцию вторичных нарушений и создание благоприятного психологического климата. Основные направления [6, с. 91]:

  • Диагностика эмоционально-волевой и познавательной сфер.
  • Развивающая и коррекционная работа: занятия по развитию ВПФ, коммуникативных навыков, эмоционального интеллекта, снижению уровня тревожности.
  • Консультативная работа с родителями и педагогами: обучение стратегиям эффективного взаимодействия с ребенком с ТНР.

Заключение

Специальная (коррекционная) школа V вида представляет собой высокоэффективную модель организации помощи детям с тяжелыми нарушениями речи. Ее сила заключается в системном подходе, который объединяет глубокую диагностику, интенсивную и дифференцированную логопедическую коррекцию, психолого-педагогическое сопровождение и адаптированный образовательный процесс в единый, целостный коррекционно-развивающий комплекс.

Доказательством эффективности данной модели служит успешная интеграция выпускников школ V вида в массовые общеобразовательные учреждения, их социализация и возможность продолжения образования.

Перспективы развития таких школ связаны с дальнейшей дифференциацией образовательных маршрутов внутри учреждения, внедрением новейших логопедических технологий (в том числе с использованием биоуправления и IT), а также с усилением профориентационной работы, направленной на осознанный выбор профессии с учетом речевых особенностей.

Список использованной литературы

  1. Волкова, Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / Л.С.Волкова, Р.И.Лалаева, Е.М.Мастюкова и др.; Под ред. Л.С.Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2020. – 703 с. – (Коррекционная педагогика).
  2. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. – М.: «Издательство Гном и Д», 2000. – 128 с.
  3. Ахутина, Т.В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход / Т.В.Ахутина. – СПб.: Питер, 2022. – 320 с.
  4. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие / А.Н.Корнев. – СПб.: Речь, 2018. – 330 с.
  5. Ястребова, А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений / А.В.Ястребова. – М.: АРКТИ, 1999. – 120 с.
  6. Семаго, Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н.Я.Семаго, М.М.Семаго. – СПб.: Речь, 2010. – 384 с.
  7. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды / Р.Е.Левина. – М.: АРКТИ, 2005. – 224 с.
  8. Гурьянов, Е.В. Организация деятельности психолого-медико-педагогического консилиума в образовательном учреждении V вида / Е.В. Гурьянов // Дефектология. – 2015. – № 4. – С. 25-34.
  9. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда / Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева. – Екатеринбург: Литур, 2019. – 320 с.
  10. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод. пособие для учителя-логопеда / Р.И.Лалаева. – М.: Владос, 2004. – 224 с.
  11. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия: учеб. пособие для студентов педагогических вузов: в 2 ч. / Н.Н.Малофеев. – М.: Просвещение, 2013.
  12. Шаховская, С.Н. Логопедическая работа по формированию грамматического строения речи у детей с общим недоразвитием речи / С.Н.Шаховская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2018. – № 5. – С. 41-49.
  13. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление / Л.С.Цветкова. – М.: Юрайт, 2021. – 315 с.
  14. Безрукова, О.А. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста / О.А.Безрукова. – М.: Каисса, 2010. – 95 с.
  15. Поваляева, М.А. Справочник логопеда / М.А.Поваляева. – Ростов-н/Д: Феникс, 2017. – 445 с.
  16. Прищепова, И.В. К вопросу о преемственности в работе дошкольных логопедических групп и школ V вида / И.В.Прищепова // Специальное образование. – 2020. – № 3. – С. 88-95.