Цель: помочь ребенку с РАС в изучении цвета и форм предмета. Составление коррекционно-развивающих конспектов занятий.
Задачи:
- изучить особенности восприятия цвета и форм ребенка;
- составить конспекты коррекционно-развивающих занятий;
- составить и подобрать игры и упражнения по изучению цвета и форм;
- закрепление пройденного материала с ребенком РАС.
Для правильного составления конспектов коррекционных занятий необходимо изучить особенности развития детей с РАС. Необходимо знать особенности восприятия, а так же принять во внимания интерес ребенка. Важно учитывать, что у детей с РАС могут быть повышенная чувствительность к определенным цветам и форм, трудности с переключением внимания, а также проблемы с обобщением и пониманием абстрактных понятий, таких как цвет, форма.
Не секрет, для специалистов работающих с детьми с РАС, что ребенок может не правильно воспринимать цвет, или форму предметов. У ребенка может сложится своя ассоциация с цветом и формой, например, яблоко должно быть только красного цвета, а апельсин только ярко оранжевого. Так же немало важно учитывать, что при подборе игр и развивающих упражнений необходимо начинать с изучении простых цветов и форм, например красный, синий, желтый и зеленый, а так же формы должны быть «основными», например квадрат, круг, треугольник.
Помимо этих рекомендаций необходимо так же учитывать то, что демонстративные предметы должны быть понятны и реалистичными, ребенок должен быть знаком с предметами.
При составлении коррекционно-развивающих конспектов занятий так же нужно учитывать интерес ребенка с РАС. Если специалист будет учитывать интерес детей и вносить элементы в свой конспект, то развивающий процесс будет более интересным и мотивирующим.
Давайте рассмотрим пример организации занятий с ребенком с РАС:
- Выбор цветов (1, 2 или 3 цвета) и выбор формы.
- Подбор материала для занятия с ребенком, учитывая интерес.
- Демонстрация ребенку предметов.
- Практика, предложить ребенку выбор цвета и формы по инструкции специалиста.
- Закрепление пройденного занятия, можно выбрать отдельные задания и упражнения из конспекта.
- Поощрение после правильно выполненного задания.
Для коррекционных специалистов так же необходимо применять метод демонстрации наглядного материала, это могут быть цветные карточки с формами, игрушки, машинки и т.д. Так же необходимо помнить про метод закрепления, для детей с РАС это очень важно, регулярно повторять изученный материал и предоставлять ребенку возможность практиковаться в названии цветов и форм предметов. Не мало важный метод поощрения ребенка после правильного выполнения упражнений и заданий.
При составлении конспектов важно так же учитывать здоровьясберегающие технологии, такие как, нейроразминка [1], элементы су-джок терапии [2].
Заключение
Обучение цветам и формам детей с РАС требует огромного терпения, придерживаться последовательности, а так же учитывать индивидуальные особенности ребенка. Важно найти подход к ребенку, понять и заинтересовать его.
Для подтверждении предположения изложенного выше, мной были составлены и подобраны все упражнения с последующим усложнением и добавлением нового материала в одной тематике.
При написании коррекционно-развивающих конспектов занятий с детьми РАС, были учтены все выше перечислены рекомендации. Методы соблюдены и применены на практике. Так же при подготовки к занятиям специалист подготавливал все необходимое оборудование из подручных материалов, таких как крышки, платочки, цветные карточки, магнитные карточки, цветная бумага для цветных корабликов, полотно А4 с цветными квадратиками для игры с крышками и многое другое.
В приложении представлены коррекционно-развивающие конспекты занятий по изучению цветов и форм для детей с РАС. Все упражнения и задания составлены индивидуально под каждого ребенка, специалист самостоятельно составлял все игры, подбирал и изготавливал наглядный материал, кроме оборудования для коррекционных занятий такие как, объемные геометрические фигуры, мягкий модульный коврик, нейромячи, магнитная доска, большие модульные мягкие геометрические фигуры, крышки, а так же цветные звоночки.
Список источников информации
- https://gmd.live/nejrogimnastika-dlya-detej
- https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6606