Формирование математических представлений у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) может вызывать существенные трудности. Наибольшие сложности испытывают обучающиеся с интеллектуальными нарушениями, с расстройством аутистического спектра (далее РАС).
Представленное пособие создано помочь детям на наглядном материале освоить механизмы порядкового счета в пределах 10. Используется системно-деятельностный подход и игра.

Линейка-шагомер
Данное изображение необходимо распечатать на листе а4, желательно заламинировать, тогда его можно использовать многократно.
Наверху представлены числа от 1 до 10 в домиках. Это адаптированная линейка. Слева и справа от нее нарисованы гномики. Если ребенок не понимает направление движения по шкале при сложении и вычитании, то на гномиках проставляются знаки «+» и «-».
В нижней части пособия адаптированный вариант записи примера. В левом доме записывается цифра, в круге – знак арифметического действия, в лапке – второе число, в правом доме – ответ.
Также необходимо иметь набор миниатюрных игрушек, фишек для проигрывания операций сложения и вычитания.
Процесс использования пособия
Обучение происходит следующим образом: в нижней части ребенок самостоятельно или с помощью педагога записывает выражение. Например, «3+2». Далее обучающийся выбирает игрушку, которая будет идти в гости из одного дома в другой. Допустим, зайчик. Его ставим на нижний дом.
Специалист объясняет: «Смотри, заяц живет в доме с цифрой 3. Передвинь его на домик с этой цифрой (на линейке). Он идет в гости, ему нужно сделать +2 шага. В какую сторону он будет прыгать?».
Инструкцию педагог совершает с указательными действиями на всех элементах пособия и интонацией на знак плюс и минус. Если ребенок ориентируется в пространстве, то сможет ответить направо или налево. Если понимания нет, то специалист рисует подсказку в виде знаков на гномиках. Если символ является недостаточной помощью, то гномиков можно раскрасить в разные цвета, знакомые обучающемуся.
Педагог продолжает: «Плюс два шага, бери зайчика и прыгай раз, два» или «Плюс два шага к красному гномику, смотри у него на футболке +, бери зайчика и прыгай раз, два». Ребенок играет и двигается столько раз, сколько написано на лапке.
На этом этапе педагог на уровне образов помогает обучающемуся сориентироваться, с какого числа идет отсчет, какое количество раз ему перемещаться по линейке, в какую сторону.
Педагог продолжает: «На каком домике оказался зайчик, какая цифра написана? Пять, правильно. Запиши её внизу. Молодец! У тебя получился пример «3+2=5». Если ребенок освоил письмо, то пример можно переписать в тетрадь.
Таким же образом проигрывается вычитание. Подсказки на гномиках необходимо убирать постепенно: сначала цвет гнома, потом знак действия на нём. Когда обучающийся уверенно ориентируется на линейке-шагомере, можно переходить на обычную линейку. В первое время можно оставить игрушку-помощника, затем и её убрать.