Адаптация обучающихся с РАС: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 1

Ключевые слова: дети с расстройствами аутистического спектра, РАС


Формирование мотивации учебной деятельности у детей с РАС

Исследования в области специальной психологии и педагогики показали, что наличие интеллектуального дефекта негативным образом сказывается на развитии коммуникативных навыков младших школьников с интеллектуальными нарушениями, приводит к существенным недостаткам в формировании представлений об окружающих людях и в установлении полноценных контактов с ними.

На это есть несколько причин. Во-первых, низкий уровень развития речи этой категории детей. Речь у ребенка с интеллектуальными нарушениями появляется не только значительно позже, но и отличается специфическим недоразвитием всех компонентов речи. Интеллектуальный дефект сопровождается нарушениями в этапах и составляющих речевого высказывания.

Во-вторых, недоразвитие эмоционально-волевой сферы младших школьников с интеллектуальными нарушениями влечет за собой нарушения коммуникативных навыков у данной категории детей. Эмоции и чувства младших школьников с интеллектуальными нарушениями характеризуется недостаточной дифференцированностью, нестабильностью, а также резкими перепадами в настроении. Эмоциональные реакции детей данной категории обеднены и их проявления чаще носят негативный характер, а оценивание ситуации чаще всего является неправильным.

Критерием полной адаптации ребенка с РАС к школьному обучению является его положительное отношение к школе, соблюдение всех школьных правил, выполнение всех просьб и инструкций учителя, понимание содержания учебного материала, самостоятельность, доброжелательное отношение к одноклассникам и взаимодействие с одноклассниками.

Как правило, педагоги сталкиваются с целым рядом проблем в обучении таких детей. Они, дети, плохо входят в режим занятий, требуют индивидуального подхода, постоянного побуждения и поддержки, не умеют общаться с другими детьми, не всегда реагируют не только на инструкции учителя, но и на голос учителя и т.д. При этом невозможность адаптироваться к условиям школьной жизни может привести ребенка данной категории к эмоциональному срыву. Проявление данного нарушения в сочетании с умственной отсталостью отягощает указанные трудности в начальный период обучения в школе. У детей с комплексным нарушением в большинстве случаев страдают все виды школьной адаптации: организационная, учебно-мотивационная, психологическая и социальная.

Детский аутизм при общем типе нарушения развития внешне принимает очень разные формы. В связи с этим, особенности адаптации каждого обучающегося индивидуальны.

В 1 классе важно в процессе адаптации принятие ребенком всех школьных правил: когда надо встать, когда надо молчать, когда говорить, когда руку поднимать. Получается, в младших классах педагоги учат очень большому количеству предакадемических вещей, чтобы в средней школе дети уже умели находиться в классе, слушать и понимать учителя, поддерживать отношения со сверстниками.

Основное направление работы здесь – это формирование у первоклассников продуктивной деятельности, навыков взаимодействия и формирование стереотипа учебного поведения в школе. При специально организованном обучении ребенку необходимо овладеть многими социальными компетенциями, которыми обычные его сверстники овладевают практически самостоятельно.

От спокойного и продуктивного протекания периода адаптации ребёнка в школе зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность его пребывания в учебном заведении, его здоровье, отношение к школе и обучению.

Часто у детей с расстройствами аутистического спектра даже простые отношения со сверстниками устанавливаются намного труднее, чем со взрослыми. Поэтому на начальных этапах адаптации объем контактов с другими детьми должен быть весьма ограничен, а общение четко организовано в рамках урока и перемены. Так же на начальных этапах адаптации важным является не допустить возникновения конфликтов и закрепления негативных эмоциональных реакций у ребенка с РАС.

Дети, у которых имеются проблемы с речью или полное её отсутствие – наиболее сложная категория. Факт отсутствия речи влечёт за собой особые трудности в период адаптации. С данными нарушениями в развитии в моем классе пятеро детей. Так, по результатам наблюдений и первичной диагностики у них выявлено:

  • отсутствие вовлеченности, мотивации;
  • низкий уровень познавательной деятельности;
  • нарушение социального взаимодействия и отсутствие средств коммуникации;
  • высокая степень нежелательного поведения;
  • низкий уровень базовых учебных действий;
  • полное или частичное невыполнение инструкций.

Очень часто у этих детей возникают резкие эмоциональные реакции с бурным негативизмом: повышенная тревожность, истерика, агрессия и аутоагресия (активность, нацеленная на причинение себе вреда в физической или психической сферах). Этим обучающимся следует уделять особое внимание, в том числе, как можно скорее научиться понимать их просьбы и потребности.

Дети-аутисты с умственной отсталостью с трудом усваивают материал и, как следствие, начинают переживать, расстраиваться, отказываются заниматься.

Дети с РАС:

  • медленнее усваивают учебную информацию;
  • им труднее концентрировать и удерживать внимание;
  • им сложно вспомнить пройденный материал;
  • они с трудом воспринимают большой объём информации на слух;
  • •испытывают трудности при выражении своих мыслей. (говорящие дети);

При этом нельзя не отметить, что некоторые дети с РАС обладают большими возможностями памяти, одарены в математике, информатике, музыке, художественном искусстве.

Повышенная чувствительность ребёнка с аутизмом провоцирует избегание болезненных сигналов из окружающего мира в виде сенсорных защит. Так, например, Ярик К., Илья З., закрывают уши, услышав школьный звонок, реагируют криком на крики других детей, остро и негативно проявляют свое отношение к громкой речи. При пониженной чувствительности ребёнок с аутизмом бесцельно бегает по кругу, прыгает, раскачивается, часто сталкивается с объектами и людьми поскольку стремится получить необходимые ощущения. Такое поведение наблюдается у Самата, Ярика С.

Адаптационный период обучающихся 1 дополнительного класса (1 год обучения) в школе можно разделить на три этапа. Но стоит отметить, что не все дети успешно прошли или дошли до последнего этапа указанного периода.

  1. Первый – знакомство и привыкание к учебному блоку, столовой, музыкальному залу -условиям обучения в школе. Так как люди с РАС испытывают повышенную чувствительность к своему окружению, с трудом переносят изменение привычной для них обстановки, то уже сама смена места их пребывания в школе является самым первым и большим стрессом. В течение всего года двое детей Ярик К. и Максим кричат в столовой, им хочется быстрей уйти оттуда. Илья З., Валера К., Самат, Ярик С, Ярик К., не выносят своего присутствия на школьных праздниках в общем зале.
  2. Второй этап – привитие усидчивости. Обучающиеся с РАС в большинстве случаев отличаются неусидчивостью, тревожностью, не выдерживают временные рамки урока. Для того, что посадить ребёнка за парту, необходимо привлечь его внимание привычными видами деятельности, игрушками, книгами и т.п. Сначала ребёнок садится на минуту, потом на три и т.д. На удовлетворительном уровне усидчивость привита у четверых обучающихся (Дианы, Валеры, Ильи, Ярика К.). Тогда как Самат, Камила не могут усидеть за столом больше двух-трех минут.
  3. Третий – привычные виды деятельности медленно и плавно заменяются тетрадями, учебниками и прочими дидактическими материалами, формируются навыки соблюдения ритуалов школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.).

Общие рекомендации по работе с детьми с РАС

Неотъемлемой частью успешности адаптации ребёнка с РАС в условиях школы является режим.

Регулярность чередования событий дня, их предсказуемость и планирование предстоящего помогают лучше понимать начало и окончание какой-либо деятельности. Отсюда им легче переживать то, что было в прошлом, и дождаться того, что будет в будущем. Здесь широко используются различного вида расписания, инструкции, календари, часы.
Кроме того,

  • относиться к таким детям нужно уважительно;
  • их нельзя торопить, для них это стресс;
  • их нужно хвалить, и лучше всего за конкретный результат;
  • давать наглядную опору и дозировать вербальную информацию; подробно объяснять смысл заданий, а также то, что от них ожидается. Следует проговаривать с ребенком с РАС все события дня, важные моменты жизни. Коммуникацию необходимо сделать как можно более конкретной и неотъемлемой частью жизни. Если у ребенка при выполнении задания возникают большие трудности, рекомендуется использовать визуальную поддержку (фотографии, пиктограммы).
  • позволять избегать те виды деятельности, которые им не нравятся;
  • предлагать детям задания, которые бы они выполняли с удовольствием;
  • чередовать нагрузки с отдыхом;
  • объединять усилия специалистов и семьи.

Эффективные методы работы с детьми с РАС. Несмотря на индивидуальность каждого ребёнка, хорошо себя зарекомендовали методы обучения и воспитания детей с аутизмом, основанные на поведенческом анализе:

  • микрообучение — дробление учебной темы на маленькие составляющие;
  • опора на интересы ребёнка и использование их в видах деятельности;
  • визуализация учебного материала (картинки, учебные ролики, даже небольшие рисунки на доске). Именно зрительный канал восприятия является наиболее сильным у детей с РАС;
  • обучение по расписанию, использование таймеров и часов для наглядности;
  • геймификация (учимся, играя);
  • поощрение за выполненную работу (мотивация);
  • визуальные подсказки;
  • альтернативные методы коммуникации (карточки, картинки, пиктограммы);
  • чередование разных типов заданий.

Эти методы эффективны, но подбираются для каждого ученика индивидуально в зависимости от того, какие трудности испытывает ребёнок.

При работе с детьми аутистами возникает потребность в постоянном их поощрении и мотивации. Для таких детей процесс обучения достаточно тяжёл, и зачастую мотивация снижена или отсутствует. Поэтому поощрения являются основным методом при обучении детей с РАС. Они используются при отработке новых и закрепления уже полученных навыков, в режимных моментах, для контроля поведения, при смене заданий.

К выбору системы поощрений я подходила, учитывая индивидуальные особенности, потребности детей, их возможности.

Выбор поощрения определяется не только этапом работы, но и возрастом, интеллектом, предпочтениями ребенка к какому-либо поощрению. По наблюдениям специалистов на первых этапах коррекции большим эффектом будет обладать именно пищевое поощрение. Это то, что ребенок любит.

Но от мотивации едой я отказалась, имея уже отрицательный опыт. Работала с девочкой, которую дома мотивировали тем, что давали ей еду в качестве поощрения за занятия, отчего потом пришлось соблюдать диету. Нужно было искать другие методы для поощрения ребёнка, т.к. уже без дополнительного прикорма девочка не хотела заниматься.

  • Первая находка – это пластилин, заниматься с которым очень любит Илья. Эта мотивация очень хорошо работала почти весь первый год обучения, только перед летними каникулами мальчик, видимо уже уставший, стал кричать и всячески показывать, что он не хочет заниматься. Даже за возможность лепить из пластилина его любимые фигурки. Так что, если находится эффективное поощрение, не надо на этом останавливаться, надо искать новые поощрения.
  • Вторая находка – это ключик на брелочке, или легкая маленькая игрушка, фигурка, висящая на шнурке или на цепочке. Уля послушно делала задания вместе со взрослыми, зная, что после того, как она все сделает, ей разрешат заниматься с ее любимыми игрушками.

Использование средств мотивации и поощрений для детей с РАС очень важно и необходимо. Это даёт реальный результат в обучении, в овладении навыками, улучшает микроклимат в коллективе и создаёт положительный настрой.

Поощрения не обязательно должны быть ощутимыми. Очень часто это бывают наши какие-то действия, какой-то совместный опыт. Это может быть доступ к особым привилегиям в классе. Или даже определенные учебные задания или работа. Поощрением может быть таким: «Сейчас ты сделаешь эту трудную работу, а потом я дам тебе легкую». Эта фраза очень хорошо действует на ученицу Диану, которая очень много умеет, много знает, но очень часто не хочет заниматься. Для нее я придумываю разные поощрения и мотивации. Например еще такое: «Если ты хорошо сделаешь эту работу, я разрешу тебе рисовать все, что ты хочешь!», «Если ты не будешь кричать на уроке, я разрешу тебе поиграть с твоим медвежонком».

И, конечно, на всех в большей или меньшей степени действует такое поощрение: «Будем смотреть мультик в кино». Так некоторые дети называют электронную доску.

Конечно, чтобы подобрать поощрение, необходимо его протестировать на ученике. Ведь, например, если ребенок любит часто пить воду, он не будет ради этого изменять своим принципам, менять свою жизнь.

Иногда надо посоветоваться с родителями ребенка, чтобы понять, ради чего он будет стараться, или хотя бы просто работать. Ведь некоторые дети, казалось бы, ничего не любят, ничего не хотят, кроме только того, чтобы их не трогали.

Именно поэтому должно быть много поощрений, которые нам нужно часто менять. Нам нужен целый банк поощрений, которые мы можем использовать. И мы должны убедиться, что самые сильные поощрения используются для самых сложных задач, для которых они и нужны больше всего. Другими словами, меняйте поощрения часто и соразмеряйте их силу с задачей.

Иногда происходит нарушение привычного расписания, и это может затруднить выполнение остальных задач и привести к проблемному поведению. Ученик Ярик очень любит, когда на динамической паузе мы танцуем под определенную музыку и выполняем определенные движения руками и ногами. В один из учебных дней именно такой динамической паузы не состоялось. Ярик стал на последующих уроках кричать. Успокоить его не было никакой возможности, он все сильнее кричал и бил кулаком по парте. И только к концу этого учебного дня мы поняли причину его настроения: не выполнились его любимые движения, не звучала его любимая музыка. И как только включили нужный ролик, с первыми зазвучавшими словами «Колесики, колесики, и красивый руль…» он тут же успокоился и стал один выполнять все нужные движения.

Главный вывод, который можно сделать, очевиден: практически у всех детей в начале школьного обучения возможны трудности адаптации к новым требованиям и новым условиям жизни, определяемым учебной деятельностью, а также к новой для них школьной среде, что сказывается на их образовательных достижениях и личностном развитии. А школьная адаптация детей с РАС еще и сопряжена с особыми трудностями, связанными со спецификой заболеваний.

Литература

  1. Костовская Н.И. Особенности обучения детей с нарушениями аутистического спектра в 1-м классе.
  2. Костовская Н.И. Молодой ученый. 2020. 22. С-576-577.
  3. Бгажнокова, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития / И.М.Бгажнокова. – М.: Владос, 2017. – 240 с.
  4. Антонова И.Д. Институт коррекционной педагогики (ФГБНУ «ИКП») «Особенности школьной адаптации учащихся с расстройствами аутистического спектра на первом году обучения».