В настоящее время в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов большое внимание уделяется проблемам речевого развития дошкольников, в том числе имеющих ограниченные возможности здоровья. Современными педагогами представлено много интересных, действенных приемов, методов и форм работы по этому направлению.
Детская литература, в частности, поэзия для детей, является универсальным средством развития речи дошкольников. Я с большим удовольствием использую в работе авторскую поэзию, так как являюсь не только руководителем детского сада, но и членом Союза Писателей России, автором пяти книг, из них три написаны для детей.
Виссарион Григорьевич Белинский отмечал, что «поэзия первоначально воспринимается сердцем, а потом уже передается голове». Несомненно, именно стихи помогут педагогу найти путь к детскому сердцу.
Стихи влияют на ребенка силой ритма, обаянием мелодики; детей привлекает мир звуков. Воспринимая поэтические образы, малыши получают эстетическое наслаждение, у них воспитывается художественный вкус, обогащается словарный запас, развивается чувство слова. Это имеет особенное значение для развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в частности, имеющих тяжёлые нарушения речи.
Приведу некоторые примеры использования стихотворений из книги для маленьких почемучек «Где зимует стрекоза?» и книги «Большие тайны маленьких людей».
1. Многие стихотворения пробуждают фантазию и воображение, обостряют чувствительность к образному восприятию, содействуют обогащению словаря и вызывают интерес к окружающему миру, происхождению слов и названий.
Стихотворение «Гусиный лук»
2. Стихи содействуют обогащению словаря детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичное значение слов, формируют представления о переносном значении слова.
Стихотворения: «Петрушка», «Лилия»
3. Стихи-загадки являются важным приемом во всех видах занятий. Поэтическая игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто, всегда интересна ребенку. Очень хорошо, когда вслед за прочтением стихотворения проводится обсуждение, дети высказывают своё мнение, объясняют своё понимание ситуации.
Стихотворения: «Птичья загадка», «Егоркина прогулка», «Летняя метель»
4. Веселые и смешные стихи, словесные игры, основанные на словообразовании или наполненные повторяющимися звукосочетаниями, очень нравятся детям. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями, развивается фонематический слух, обостряется внимание к грамматической лексической норме. Смешные, неправильные слова не запутывают ребенка, а служат, по выражению Корнея Ивановича Чуковского, «экзаменом умственных сил».
Ребенок смеется, потому что знает, как правильно говорить. Ребенок учится понимать себя и проверять свои мысли, овладевает навыками словообразования.
Стихотворения: «Мой папа», «Ненаучное открытие»
5. Стихи-путаницы учат творчеству, будят мысль и фантазию. Их можно использовать при проведении различных форм работы с детьми, от непосредственно образовательной деятельности до увлекательной квест-игры. Очень важно, чтобы на первых порах при работе с небылицами и путаницами присутствовала опора на наглядность. Так как у дошкольника ещё недостаточно сформированы представления об окружающем мире, ребёнку легче соотнести текст с реальной действительностью. Ближе к периоду школьного обучения большую опору необходимо делать именно на слуховое восприятие и побуждать детей к оценочным суждениям, умозаключениям.
Стихотворение «Перевёрнутый лес»
6. Авторская поэзия помогает задуматься о значении устойчивых фразеологических оборотов. Услышанные в весёлом стихотворном тексте фразеологизмы запоминаются ребёнку, переходят в пассивный словарь, под руководством педагога начинают использоваться в речи.
Стихотворение «Зачем слону посуда?»
7. Стихи не только служат средством развития фонематического восприятия, но и побуждают к закреплению правильного звукопроизношения.
Стихотворение «Радостная рычалочка»
8. Дети с удовольствием заучивают стихи наизусть, ведь в каждом стихотворении – маленькая история, понятная ребёнку. К тому же многие из стихотворений написаны от первого лица. Ребёнок как бы «примеряет» ситуацию на себя, сопереживает, откликается эмоционально. Речь его начинает звучать выразительнее.
Стихотворение «Летающая тарелка»
9. Стихи знакомят детей с ритмом и рифмой. А сочиняя вместе с взрослым ребёнок ощущает себя творцом, причастным к явлению Поэзии. Собственно, игра в рифмы – это есть процесс творческий. А для имеющих речевые нарушения дошкольников она помогает развить чувство ритма, фонематический слух, служит средством предупреждения дисграфии. А ещё такая игра – это всегда эмоции, творческий поиск, радость!
Стихотворение «Дочка-почемучка»
10. Широко используются в работе с детьми короткие, выразительные, легко запоминающиеся стихи-чистоговорки. Они «наполнены» какими-то определёнными звуками, что позволяет педагогу использовать такие стихи для знакомства со звуком, на этапе постановки звука, для закрепления звукопроизношения на этапе автоматизации. Часто в таких стихотворениях «звучат» парные звуки, и декламация чистоговорок помогает развивать восприятие и различение звуков на слух.
Стихотворения «Хвастунишки», «Рыболов»
11. Вы спросите: при чём же тут стрекоза, которая, к тому же неизвестно где зимует? Стихотворение, которое дало название книге, является средством нравственного воспитания, воздействуя на эмоциональную сферу маленького читателя. Ведь самое главное для нас – научить детей быть добрыми, научить их сопереживанию и состраданию, подсказать путь к оказанию действенной помощи и поддержки друг друга, близких людей, научить уважать и понимать тех, кто находится рядом.
Стихотворения «Где зимует стрекоза?», «Для чего на свете всё?»
Я надеюсь, что мои стихи помогут вам, уважаемые коллеги, в ежедневной нелёгкой работе по развитию речи дошкольников.
Спасибо за внимание!