Проблема обучения дошкольников правилам дорожного движения является актуальной и современной. У детей отсутствует защитная реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Дети становятся пешеходами намного раньше, чем они бывают к этому готовы, и если в дошкольном возрасте их все время сопровождают взрослые, то, став первоклассниками, их безопасность, в том числе, определяется уровнем знаний правил дорожного движения, приобретенных ими в детском возрасте. Изучение, дошкольниками правил дорожного движения, начиная с детского сада, позволяет сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного поведения на улице и в транспорте, и, как следствие, снижения количества дорожно-транспортных происшествий с участием ребенка. Автомобильный транспорт наиболее опасный для детей дошкольного возраста. Именно поэтому свой педагогический опыт я направила на формирование у детей необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице. Формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде, пропаганда безопасности дорожного движения, повышение интереса дошкольников к углубленному изучению основ дорожной безопасности является главной целью моей работы, которая решается через следующие задачи:
- познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы и дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов, с работой Государственной инспекции безопасности дорожного движения;
- формировать у детей углубленные знания правил дорожного движения через реализацию плана мероприятий по безопасности дорожного движения;
- развивать способность практически применять полученные знания по правилам дорожного движения при проведении различных мероприятий, конкурсов, соревнований по безопасности дорожного движения;
- формировать у детей желание вести работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и навыки пропагандистской работы;
- способствовать социализации личности ребенка через включение его в различные виды социальных отношений в общении, игре, творческой деятельности;
- воспитывать у детей дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения;
- применять современные формы, методы обучения и воспитания, направленные на предупреждение несчастных случаев с детьми на улицах и во дворах;
- формировать у родителей устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения, привлекать взрослых к совместной деятельности с детьми;
Важным компонентом для реализации у детей интереса к изучению правил дорожного движения, является развивающая предметно-пространственная среда. Поэтому для реализации поставленных задач оформила в группе содержательный и мобильный уголок безопасности по ПДД «Светофорик». Здесь имеется всё необходимое для усвоения детьми правил дорожного движения. Подобран наглядно – дидактический материал: макет района с проезжей частью и перекрёстком, макет светофора, дорожные знаки и плакаты по правилам дорожного движения, художественная литература, иллюстрации, дидактические и настольно-печатные игры по ПДД, карточки с изображением опасных ситуаций, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, разнообразные виды дорожного транспорта, подборка мультфильмов. Так же имеются крупные дорожные знаки, транспорт, атрибуты к сюжетно-ролевым, подвижным и спортивным играм, мобильный автогородок, интерактивная панель с набором разнообразных игр по ПДД. Все игры и материалы уголка периодически меняются, к каждому игровому пособию обеспечен свободный доступ, все материалы.
В работе с воспитанниками использую следующие формы работы с детьми: познавательные занятия, различные дидактические игры, игры-минутки, сюжетно-ролевые игры, настольно-печатные и подвижные игры, интерактивные игры, моделирование разнообразных дорожных ситуаций, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций по теме, наблюдения, развлечения, экскурсии и целевые прогулки, квест-игры.
Интересной и эффективной формой работы является организация сюжетно-ролевых игр, а также ролевое обыгрывание опасных ситуация в условиях дорожного движения посредством использования мобильного автогородка. Дорожная сеть, автогородка имитирует четырехсторонний перекресток дороги, оснащённый действующими в автоматическом режиме светофорами, дорожными знаками и яркой дорожной разметкой. Всё это позволяет не в теории, а на практике познакомиться с улично-дорожной сетью и отработать до автоматизма полученные навыки безопасного поведения на улице в условиях, приближенным к реальным.
В образовательной деятельности по формированию навыков безопасного поведения на дороге использую информационно-коммуникативные технологии. Для систематизации знаний о правилах дорожного движения предлагаю детям разнообразные интерактивные обучающиеся игры и упражнения, демонстрирую детям обучающие мультфильмы: «Смешарики изучают Правила дорожного движения», «Уроки тетушки Совы (Азбука безопасности на дороге)», компьютерные презентации. Часто использую пособие лепбук «Правила дорожного движения», в нем включены материалы по всем образовательным областям и собрана различная информация, которая может быть использована как в образовательной, так и в игровой деятельности.
Осуществлять задачи обучения по ПДД невозможно без помощи родителей, ведь именно они являются для ребенка непосредственным образцом поведения на улице. Родители должны стать самыми активными помощниками нам педагогам в формировании у детей дисциплинированного поведения на улице, соблюдая сами правила безопасности. Поэтому параллельно ведется работа в третьем направлении - взаимодействие с семьями воспитанников. Выстраиваю работу с родителями так, чтобы они задумывались над этой проблемой и осознавали всю серьёзность данного вопроса. Использую разнообразные формы работы: беседы, анкетирование, опросы.
Хочется отметить, что работа на этом не заканчивается. И наша задача подготовить детей к жизни в социуме, предостеречь от опасности на дорогах, продолжать пробуждать интерес к «дорожной проблеме» у воспитанников нашего учреждения и их родителей. Я уверена, что знания дорожной грамоты, приобретенные и закрепленные в реабилитационном центре, помогут дошкольникам стать более дисциплинированными и самостоятельными в будущем. Нужно сделать всё, чтобы наши дети росли здоровыми и счастливыми и шагали вместе с нами по безопасной дороге в безопасный мир!