Формирование слоговой структуры слов у младших школьников

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика


Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребёнка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребёнка об окружающей среде.

Если в речи ребенка присутствуют добавления лишних звуков или слогов, пропуски, искажения, замещения, то это может указывать на нарушение слоговой структуры слова.

С каждым годом увеличивается число детей, у которых , в той или иной степени присутствует данное нарушение. Нарушение слоговой структуры слова - это дефект речевого развития, который характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавления новых слогов или звуков).

Язык (по определению А.А.Леонтьева, концепции М.М.Бахтина) есть важнейший ориентир человека при его деятельности в мире. Первостепенным является то, что речь ребенка с нарушением слоговой структуры слова малопонятна окружающим, этот факт расстраивает ребенка и заставляет испытывать тяжёлые эмоции (нервозность, раздражение, гнев).

Формирование слоговой структуры слова влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, а также на усвоение звукового анализа, письма и чтения. Чем позже будет начата коррекционная работа, тем сложнее будет добиться видимого результата.

Именно это подтолкнуло меня более подробно остановиться на проблеме нарушения слоговой структуры слов и исследовании возможности проводить слоговой анализ детьми с ОНР. Очень важно вовремя заметить, что ребёнок начал переставлять местами слоги и другие явления, о которых велась речь выше, так как работа по коррекции может отнять много времени и сил.

Прежде чем приступить к формированию слоговой структуры, необходимо исследовать возможность производства детьми слогового анализа. Для этого мной разработаны следующие серии заданий.

  • 1 серия включает в себя задания на исследование возможности производства слогового анализа выполняемого без опор на схемы
  • 2 серия включает задания на исследование возможности производства слогового анализа выполняемого с опорой на схемы.

Выделяются 2 этапа формирования слоговой структуры: подготовительный и коррекционный

Подготовительный этап включает в себя работу над:

Пространством

  • Начинаем работу с внутреннего пространства ребенка, точнее говоря, с такого понятия, как восприятие собственного тела. Затем постепенно приступаем к работе над внешним пространством (далеко/близко, спереди - сзади, над/под, на/в, между).

Дыханием

  • Развиваем диафрагмальное дыхание (дыхание, при котором вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц).
  • Также важной составляющей является работа над речевым дыханием. Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его правильная организация имеет самое важное значение для постановки речевого дыхания и голоса. Работаем над выработкой длительной воздушной струи, а также тренируем умение правильно расходовать запас воздуха во время речи.

Просодикой

  • Просодическая сторона речи − важная составляющая гармоничного речевого развития. Сформированность таких компонентов как тембр, темп, логическое ударение, ритм, мелодика, интенсивность, дикция - является главной задачей коррекционной работы просодической стороны речи.

Динамическим праксисом

  • Развиваем у ребенка умение воспроизводить заданную последовательность движений, работаем над переключением. Таким образом мы подключаем различные моторные программы.

Фонетикой

  • Работаем над развитием звукового анализа слов (от простых форм к сложным), над фонематическим восприятием (учим разделять фонемы, имеющие сходные характеристики), развиваем слуховое внимание.

Полезные упражнения.

  1. Подбросить шарик, одновременно проговаривая слово по слогам (ма- ши - на, лу-кош-ко, лу - чис -тый , мо - ло - ко, ло - пат - ка, за-на-вес -ка);
  2. Пересчитать количество слогов в слове с помощью хлопков: мин - зур -ка (3 хлопка), зон - тик (2 хлопка) и тд.
  3. Определить, какое слово «лишнее»: назвать на картинке то слово, в котором другое количество слогов (например, кукла, рыбка, ласточка, зонтик);
  4. Отстучать количество слогов с помощью музыкальных инструментов (ксилофон, трещетки и т.д.);
  5. Соотнести количество слогов с цифрой на карточке (метро - 2 слога, молоток - 3 слога, мухоловка - 4 слога);
  6. Произнести слог столько раз, сколько точек на картинке (слова на выбор: лакомство, детвора, бусинка, крот, ботинки, ремесленник, дудочка).
    ормирование слоговой структуры слова основано на принципах:
    1. Системность подхода.
    2. Учет симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта.
    3. Дифференцированный подход.
    4. Поэтапная работа.
    5. Учет личностных особенностей.
    6. Комплексного подхода

Речевой материал для обследования

Двусложные слова без стечения согласных.

  • Лапа, бусы, каша, ваза, луна, сова, рама, зима.
  • Лоток, халат, туман, лимон, диван, песок, шалаш, гамак, кулак.

Двусложные слова со стечением согласных.

  • Утка, куртка, лапка, шапка, рамка, комки, замки, лампы.

Трёхсложные слова без стечения согласных.

  • Малина, машина, калина, собака, сорока, молоко, корова.

Трёхсложные слова с одним стечением согласных.

  • Времена, градусы, глобусы, глиняный, травина, ступени.

Трёхсложные слова с двумя стечениями.

  • Градусник, столетник, ступеньки, травинка, брусника, крыжовник, гвоздика, клубника, форточка, солнышко, перчатки, картонка, корзинка, подсолнух.

Трёхсложные слова с тремя стечениями.

  • Прихватка, скворечник, стремянка, прибрежный, подстёжка, предметник.

Четырёхсложные слова усложнённой слоговой структуры.

  • Земляника, сковорода, проталинка, пристроечка, подлокотник, привокзальный.

Итоги проведённого исследования

Результаты исследования показали, что нарушение слогового анализа является отличительной особенностью детей с ОНР:

  • чётко выделяются искажения, выраженные в нарушении слогового состава (сокращение слова — молоко - окко, добавление лишнего звука или слога песок — песлок, нарушение последовательности слогов мотоцикл — моцитык, в словах со стечением согласных дети теряют слоги форточка — фочка.)
  • в процессе работы стало очевидно, что формирование слоговой структуры слова основано на принципах:

Системность подхода.

  • Учет симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта.
  • Дифференцированный подход.
  • Поэтапная работа.
  • Учет личностных особенностей.
  • Комплексного подхода

Методические рекомендации по формированию слоговой структуры слова опираются на следующие положения:

  • индивидуальный подход,
  • организация логопедической работы с учётом ведущей деятельности,
  • системность,
  • комплексность,
  • опора на онтогенетические данные,
  • учет симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта.