Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребёнка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребёнка об окружающей среде.
Если в речи ребенка присутствуют добавления лишних звуков или слогов, пропуски, искажения, замещения, то это может указывать на нарушение слоговой структуры слова.
С каждым годом увеличивается число детей, у которых , в той или иной степени присутствует данное нарушение. Нарушение слоговой структуры слова - это дефект речевого развития, который характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавления новых слогов или звуков).
Язык (по определению А.А.Леонтьева, концепции М.М.Бахтина) есть важнейший ориентир человека при его деятельности в мире. Первостепенным является то, что речь ребенка с нарушением слоговой структуры слова малопонятна окружающим, этот факт расстраивает ребенка и заставляет испытывать тяжёлые эмоции (нервозность, раздражение, гнев).
Формирование слоговой структуры слова влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, а также на усвоение звукового анализа, письма и чтения. Чем позже будет начата коррекционная работа, тем сложнее будет добиться видимого результата.
Именно это подтолкнуло меня более подробно остановиться на проблеме нарушения слоговой структуры слов и исследовании возможности проводить слоговой анализ детьми с ОНР. Очень важно вовремя заметить, что ребёнок начал переставлять местами слоги и другие явления, о которых велась речь выше, так как работа по коррекции может отнять много времени и сил.
Прежде чем приступить к формированию слоговой структуры, необходимо исследовать возможность производства детьми слогового анализа. Для этого мной разработаны следующие серии заданий.
- 1 серия включает в себя задания на исследование возможности производства слогового анализа выполняемого без опор на схемы
- 2 серия включает задания на исследование возможности производства слогового анализа выполняемого с опорой на схемы.
Выделяются 2 этапа формирования слоговой структуры: подготовительный и коррекционный
Подготовительный этап включает в себя работу над:
Пространством
- Начинаем работу с внутреннего пространства ребенка, точнее говоря, с такого понятия, как восприятие собственного тела. Затем постепенно приступаем к работе над внешним пространством (далеко/близко, спереди - сзади, над/под, на/в, между).
Дыханием
- Развиваем диафрагмальное дыхание (дыхание, при котором вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц).
- Также важной составляющей является работа над речевым дыханием. Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его правильная организация имеет самое важное значение для постановки речевого дыхания и голоса. Работаем над выработкой длительной воздушной струи, а также тренируем умение правильно расходовать запас воздуха во время речи.
Просодикой
- Просодическая сторона речи − важная составляющая гармоничного речевого развития. Сформированность таких компонентов как тембр, темп, логическое ударение, ритм, мелодика, интенсивность, дикция - является главной задачей коррекционной работы просодической стороны речи.
Динамическим праксисом
- Развиваем у ребенка умение воспроизводить заданную последовательность движений, работаем над переключением. Таким образом мы подключаем различные моторные программы.
Фонетикой
- Работаем над развитием звукового анализа слов (от простых форм к сложным), над фонематическим восприятием (учим разделять фонемы, имеющие сходные характеристики), развиваем слуховое внимание.
Полезные упражнения.
- Подбросить шарик, одновременно проговаривая слово по слогам (ма- ши - на, лу-кош-ко, лу - чис -тый , мо - ло - ко, ло - пат - ка, за-на-вес -ка);
- Пересчитать количество слогов в слове с помощью хлопков: мин - зур -ка (3 хлопка), зон - тик (2 хлопка) и тд.
- Определить, какое слово «лишнее»: назвать на картинке то слово, в котором другое количество слогов (например, кукла, рыбка, ласточка, зонтик);
- Отстучать количество слогов с помощью музыкальных инструментов (ксилофон, трещетки и т.д.);
- Соотнести количество слогов с цифрой на карточке (метро - 2 слога, молоток - 3 слога, мухоловка - 4 слога);
- Произнести слог столько раз, сколько точек на картинке (слова на выбор: лакомство, детвора, бусинка, крот, ботинки, ремесленник, дудочка).
ормирование слоговой структуры слова основано на принципах:- Системность подхода.
- Учет симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта.
- Дифференцированный подход.
- Поэтапная работа.
- Учет личностных особенностей.
- Комплексного подхода
Речевой материал для обследования
Двусложные слова без стечения согласных.
- Лапа, бусы, каша, ваза, луна, сова, рама, зима.
- Лоток, халат, туман, лимон, диван, песок, шалаш, гамак, кулак.
Двусложные слова со стечением согласных.
- Утка, куртка, лапка, шапка, рамка, комки, замки, лампы.
Трёхсложные слова без стечения согласных.
- Малина, машина, калина, собака, сорока, молоко, корова.
Трёхсложные слова с одним стечением согласных.
- Времена, градусы, глобусы, глиняный, травина, ступени.
Трёхсложные слова с двумя стечениями.
- Градусник, столетник, ступеньки, травинка, брусника, крыжовник, гвоздика, клубника, форточка, солнышко, перчатки, картонка, корзинка, подсолнух.
Трёхсложные слова с тремя стечениями.
- Прихватка, скворечник, стремянка, прибрежный, подстёжка, предметник.
Четырёхсложные слова усложнённой слоговой структуры.
- Земляника, сковорода, проталинка, пристроечка, подлокотник, привокзальный.
Итоги проведённого исследования
Результаты исследования показали, что нарушение слогового анализа является отличительной особенностью детей с ОНР:
- чётко выделяются искажения, выраженные в нарушении слогового состава (сокращение слова — молоко - окко, добавление лишнего звука или слога песок — песлок, нарушение последовательности слогов мотоцикл — моцитык, в словах со стечением согласных дети теряют слоги форточка — фочка.)
- в процессе работы стало очевидно, что формирование слоговой структуры слова основано на принципах:
Системность подхода.
- Учет симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта.
- Дифференцированный подход.
- Поэтапная работа.
- Учет личностных особенностей.
- Комплексного подхода
Методические рекомендации по формированию слоговой структуры слова опираются на следующие положения:
- индивидуальный подход,
- организация логопедической работы с учётом ведущей деятельности,
- системность,
- комплексность,
- опора на онтогенетические данные,
- учет симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта.