Логическое мышление — процесс очень сложный и крайне необходимый для нормального психического, физического и социального развития ребенка. Благодаря логике дети способны анализировать ситуации, выявлять закономерности, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. А для того чтобы ребенку было не только легко, но и интересно развивать свои логические способности учитель-дефектолог может применять в своих занятиях «Логические блоки Дьенеша».
Давайте рассмотрим как именно учитель-дефектолог может использовать эти блоки, а главное, что можно развить у ребенка благодаря такому учебному пособию.
Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет упражнять не только память детей, но и мыслительные процессы, для того, чтобы ребенок развивался планомерно и с интересом учитель-дефектолог использует различные игры с блоками Дьенеша.
Давайте же посмотрим, что возможно развить у ребенка с помощью этих логических блоков.
Игры-занятия с блоками Дьенеша способствуют:
- ознакомлению детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размеров, величесной;
- развитию мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать (группировка предметов по их свойствам), обобщать, абстрагировать (абстрагирование свойств от предмета), кодировать и декодировать информацию;
- усвоению элементарных навыков алгоритмического мышления;
- развитию познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, воображения;
- развитию творческих способностей: моделирование и конструирование;
- развитию психических функций, связанных с речевой деятельностью (строить высказывания с союзами «и», «или», частицей «не»и др. );
- ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и элементарных математических представлений;
- воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
Логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Данные блоки являются прекрасным средством ознакомления детей с формами предметов и геометрическими фигурами. Так же дети изучают цвета.
Логические блоки Дьенеша - это набор из 48 геометрических фигур:
- четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
- трех цветов (красный, синий, желтый);
- двух размеров (большой, маленький);
- двух видов толщины (толстый, тонкий).
Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.
Логические блоки Дьенеша являются эффективным дидактическим материалом, который удачно сочетает в себе элементы конструктора и развивающей игры.
В процессе работы с логическими блоками дети сначала приобретают навыки выделять и абстрагировать в фигурах только одно свойство: цвет, толщина, размер или форма. Через время дети выполняют задания с более высоким уровнем сложности. При этом принимается во внимание уже два свойства предмета и более. Результативность от игр с логическими блоками зависит от индивидуальных особенностей малыша и от профессионализма педагога или родителя. Золтан Дьенеш рекомендует взрослым в ходе работы сотрудничать с ребенком, не поддавать его действия критике и предоставлять возможность самостоятельно исправлять ошибки.
Наряду с логическими блоками применяются карточки-изображения, на которых содержится символическая информация о свойствах фигуры:
- цвет обозначается пятном;
- размер – домиком (большим или маленьким);
- форма – изображением фигуры;
- толщина – силуэтом человечка толстым или тонким;
- перечеркнутая карточка обозначает отрицание свойства (к примеру, перечеркнутый крест-накрест многоэтажный дом означает, что нужная фигура «не большая», то есть, маленькая).
Комплекты карточек можно использовать не только вместе с блоками Дьенеша, но и для самостоятельных игр. Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно-логическому мышлению. Работа с ними развивает логику, навык расшифровки информации по символам. Сначала ребенку следует давать самые простые игровые задания для знакомства с карточками Дьенеша, а потом постепенно усложнять их. Комплект изображений способен существенно разнообразить занятия, сделать их значительно интереснее.
Выделяют следующие формы работы с детьми в детском саду:
- Занятия (комплексные, интегрированные, обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности);
- Совместная и индивидуальная игровая деятельность детей с педагогом;
- Самостоятельная деятельность детей в математическом центре (развивающие игры, логико-математические игры, дидактические игры, логические упражнения).
Логические блоки хорошо обеспечивают наглядность, системность, смену деятельности. В методических пособиях предложено большое количество дидактических игр и каждую игру можно использовать в любой возрастной группе, тем самым предоставляется огромное поле деятельности для творчества педагога.
Использовать игры и упражнения с блоками можно как на занятиях, так и в свободное время в домашних условиях, так и в детском саду. Их можно дополнять другими развивающими игровыми заданиями, вносить новые игровые задачи, действия, изменять сюжет и роли, этим только поможете детям преодолевать интеллектуальные трудности. Игры с блоками Дьенеша станут хорошими помощниками при подготовки к школе.
В статье мы показали, что использование учебно-игрового пособия «Логические блоки Дьенеша» могут значительно улучшить логические способности ребенка дошкольного возраста. Данное учебно-игровое пособие хорошо развивает логику, память, внимание. Так же ребенку очень интересно играть в данное пособие, оно очень яркое, приятное на ощупь, но самое главное что пособие очень простое в использовании.
Библиографический список
1. Венгер А, Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста – М., 1999.
2. Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие/ Авт.-сост. Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая. – СПб.:Акцидент, 1997. – 79с.
3. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. – Ч. 1: Смоленцева А.А., Пустовойт О.В.; Ч2: Игры-головоломки/ Сост. З.А.Михайлова, Р.Л.Непомнящая. СПб.: Детство – Пресс, 2002. – 191 с.
4. Немов Р.С. Психология. – в 3-х кн. – кн. 2. – 2-е издание – М: Просвещение: Владос, 1995. – 496 с.
5. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО «Академия развития», 1996. – 240с.
6. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. / Под ред. А.А.Столяра. — М.: "Просвещение".