Обучать всех школьников на одном высоком уровне практически невозможно, он является часто недостижимым для многих школьников. А это означает появление у большинства из них отрицательной направленности к образовательному процессу в целом.
Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах разного уровня А, Б, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося; это технология, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.
Цель технологии обучения: обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его индивидуального опыта. Разноуровневое обучение предоставляет шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности. Уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание учителя на работе с различными категориями детей.
Основные принципы технологии разноуровнего обучения:
- Принцип всеобщей талантливости – нет бесталантных людей, а есть занятые не своим делом;
- взаимное превосходство – если у кого-то, что-то получается хуже, чем у других значит что-то должно получиться лучше; это что-то нужно искать;
- неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может быть окончательным.
Результативность разноуровневой технологии
- Повышается активность учащихся.
- Повышается работоспособность.
- Повышается мотивация к изучению.
- Улучшается качество знаний.
Выделяют два типа дифференциации обучения: внешнюю и внутреннюю.
Внешняя - разделение учащихся по определенным признакам на стабильные группы, в которых и содержание образования и методы обучения, и организационные формы различаются.
- По общим способностям;
- По интересам учащихся.
Внутренняя (внутриклассная) дифференциация учитывает индивидуальные особенности детей в процессе обучения в классе.
Выделяют три уровня дифференциации заданий для учащихся:
- Репродуктивный (минимальный) — основанный на памяти. К таким заданиям относятся задания пересказать, привести выученные определения, которые неоднократно были рассмотрены на уроках. За выполнение задания первого уровня ставится оценка «три».
- Продуктивный (уровень понимания и творчества). Задания выполняются уже не по готовому шаблону, а требуют от ученика размышлений. За выполнение задания первого уровня ставится оценка «четыре».
- Продвинутый (творческий) уровень — ученики выполняют задания ранее не рассматриваемые на уроках.
Методика разноуровневого обучения может быть использована как при индивидуальной работе с учениками, так и при работе учащихся в группах.
При этом нужно учитывать:
- Первый факт, это время, необходимое ученику для усвоения учебного материала.
- Второй факт заключается в том, что разноуровневый подход осуществляется не за счёт того, что одним ученикам дают меньше, а другим больше, а в силу того, что, предлагая ученикам, одинаковый объём материала, устанавливают различные требования к его усвоению
- Третий факт касается уровня преподавания. Он должен быть в целом существенно выше, иначе и уровень обязательной подготовки не будет достигнут, а учащиеся потенциально способные усвоить больше, не будут двигаться дальше.
- Четвёртый факт – успех в обучении зависит от познавательной активности учащихся.
Применять разноуровневые задания можно на любом этапе урока(примеры в презентации): новая тема, закрепление, домашняя работа.
Формы заданий:
- Карточки.
- Запись заданий на доске (2-3 варианта).
- Устные, письменные задания.
Положительные стороны дифференцированного обучения:
- «сильным» обучающимся можно уделить время;
- «слабым» – внимание и контроль;
- царит ситуация успеха, повышается самооценка у «слабого»;
- повышается уровень мотивации у «сильных» обучающихся.
Вывод:
Дифференцированный (разноуровневый) подход в обучении – это важнейший принцип воспитания и обучения. Он обозначает действенное внимание к каждому обучающему, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает сочетание фронтальных групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого школьника.
Успешно развивается познавательная активность каждого обучающегося с учётом его возможностей и способностей.