Практики применения цифровых технологий в работе с детьми ОВЗ

Разделы: Работа с дошкольниками, Школьная психологическая служба, Коррекционная педагогика

Класс: д/с

Ключевые слова: ОВЗ


На каждой ступени развития общества в условиях социальных, экономических и политических перемен становится важным, каким образом происходит обучение и воспитание детей в образовательном процессе. В наше время очень важно заинтересовать ребенка различными средствами и методами, чтобы образовательный и воспитательный процесс был легко воспринимаемым и мотивировал к дальнейшему развитию.

Новые цифровые технологии стали перспективным средством коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии. В основу использования их в отечественной педагогике положены базовые положения, разработанные Л.С.Выготским, П.Я.Гальпериным, В.В.Давыдовым и др. Теоретическая основа использования таких технологий в коррекционно-развивающем обучении базируется на положениях Л. В. Выготского об уровне актуального развития ребенка и зоне его развития. Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения вследствие поражения нервной системы, проводиться с учетом их психофизических особенностей.

Одной из важнейших задач наших компенсирующих и комбинированных групп в дошкольных корпусах ГБОУ школы №1000 состоит в том, чтобы подготовить каждого воспитанника к жизни в социуме с учётом показателей здоровья, личностных характеристик и индивидуальных возможностей каждого. Использование цифровых технологий в нашем образовательной учреждении - один из способов повышения мотивации обучения. Они позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность ребенка. Ребенок должен испытывать ощущение успеха от каждого выполненного им задания, видеть каждый раз оценку своего труда. Для этого как нельзя лучше подходят компьютерные средства обучения.

Включение цифровых технологий в воспитательный процесс позволяет воспитателю организовать разные формы познавательной деятельности на занятиях, сделать активной и целенаправленной работу воспитанников. Использование таких технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения, появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации процесса воспитания. Стало легче осуществлять личностно-ориентированный подход, появилась возможность рациональнее организовать весь учебно-воспитательный процесс. Открылись дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его "оживлением", возможностью совершать визуальные путешествия, представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами.

Цифровые технологии открывают новые возможности использования педагогических приемов в традиционной коррекционной методике:

  1. возможность подобрать материал разной степени сложности;
  2. сформировать у ребенка процесс осмысливания собственных навыков;
  3. обучающийся стремится исправить увиденную ошибку, ищет приемы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику;
  4. у детей появляется уверенность в своих силах и желание продолжить свое обучение, повышается мотивация в трудной для них работе;
  5. дольше сохраняет работоспособность.

Основная воспитательная ценность цифровых технологий в том, что они позволяют создать среду воспитания с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и воспитателя, и воспитанника.

В нашей школе мы используем специализированные и общеразвивающие компьютерные игры и программы, направленные на коррекцию и развитие нарушенных процессов и функций, интерактивные доски, мультимедийные презентации и развивающие игры в программе Microsoft PowerPoint, текстовый редактор Microsoft Word в процессе обучения детей и подростков с ОВЗ. Разрабатываем методические рекомендации, которые содержат информацию для родителей по поиску в сети Интернет полезных материалов для развития ребенка и вопросам безопасности работы детей и подростков на компьютере.

На настоящий момент используются ряд обучающих программ, которые являются средством коррекции и развития познавательной сферы детей с особыми образовательными потребностями и активно используются в работе.

Программный продукт "Мир за твоим окном" для старших дошкольников и младших школьников с нарушениями слуха, речи, задержкой психического развития (Королевская Т.К., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л.). Множество программ, специально предназначенных для обучения отдельным предметам: математике, развитию речи, родному языку и т.д. Как правило, все детские игровые компьютерные программы носят коррекционный характер (Е.И.Никольская).

Применение компьютерных технологий в логопедической работе улучшает учебную мотивацию дошкольников, повышает их интерес на занятии, а сами занятия делает более интересными, современными, эмоциональными, путём моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды, позволяющей формировать просодическую, фонетическую и фонематическую стороны речи; лексико-грамматические средства языка.

Использование развивающих компьютерных игр качественно влияет на коррекцию устной речи детей:

  • исправления нарушений звукопроизношения, голоса, речевого дыхания;
  • развитие лексико-грамматического строя речи, формирование диалогической и монологической форм высказываний, повышение речевого уровня развития;
  • стимуляция речевой, слоговой или голосовой активности, расширение словаря, формирования знаний и представлений об окружающем мире, развития эмоциональной сферы.

Нами используется логопедическая игра «Игры для Тигры» (Л.Р.Лизунова) построена на основе методик Ефименковой, Каше, Левиной, Лалаевой. Эта программа позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения. Предложены серии упражнений по 4 блокам. Всего более 50 упражнений. Это позволяет работать над: звукопроизношением; просодическими компонентами речи; фонематическим восприятием; - лексико-грамматическим строем речи. Программа «Домашний логопед» используем на развитие слухового внимания и фонематического восприятия (узнавание неречевых звуков, автоматизация простых звуков).

Компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно» (Г.О.Аствацатуров, Л.Е.Шевченко, 2008) предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста в качестве пособия по речевому развитию и обучению чтению.

Логопедический тренажер «Дэльфа-142» помогает работать над некоторыми произносительными навыками и элементами письменной речи.

Визуальный тренажер произношения - программа содержит шесть модулей, которые рассчитаны на использование логопедами, воспитателями и родителями детей с речевыми проблемами.

В сети Интернет большое количество презентаций и интерактивных игр на разнообразные темы. Но не все презентации доступны детям с ОВЗ. Необходимо тщательно подбирать их и адаптировать для детей данной категории. При подборе презентаций и игр необходимо уделять внимание тому, насколько они методически грамотно составлены, на графику, четкость, правильность инструкций, на количество слайдов.

  1. Презентации и игры не должны быть перегружены второстепенными элементами, лишними словесными инструкциями, так как это отвлекает внимание детей, приводит к быстрому утомлению.
  2. Сюжет игры не должен быть агрессивным, чтобы не повышать тревожность и психическое беспокойство детей.
  3. Задания должны быть понятны ребенку, инструкция должна даваться перед выполнением.
  4. Время выполнения не должно ограничиваться, чтобы дать возможность детям без спешки обдумать пути и способы решения.
  5. Графика должна быть в спокойных тонах, без преобладания ярких, возбуждающих цветов, а музыкальное оформление игр не должно мешать выполнению заданий.

С осторожностью следует решать вопрос о презентациях и интерактивных играх, если у ребенка имеются невротические расстройства, судорожные реакции, нарушение зрения, поскольку компьютер может усилить все эти отклонения в состоянии здоровья. Подобные компьютерные продукты как правило вызывают больший интерес у детей за счет реалистичности, динамичности изображения, использования анимированных изображений. Просмотр созданных на компьютере слайд-фильмов и виртуальных путешествий («Прогулка в лес», «Идем в зоопарк» и т.п.), сопровождаемых музыкой, записями голосов птиц, зверей, закадровым текстом, намного интереснее для детей, чем рассматривание картинок на доске и вызывает у них эмоциональный отклик. Такая информация легче переводится в долговременную память.

Интегрированное занятия с применение цифровых технологий для детей комбинированной 2-младшей группы. (Разработала Тихомирова С.К.)

Задачи:

  • Образовательные - закрепить знания детей о признаках весны об особенностях жизни леса в весенний период
  • Коррекционные - развивать мышление, слуховое внимание, речь, ассоциативные движения под музыку, чувство ритма и умение сопровождать песни соответствующими движениями, способность своевременного переключения внимания, с одного вида деятельности на другой
  • Воспитательные – воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, желание выполнять совместное задание, умение эмоционально откликаться на музыку, сопровождающую занятие, восприятие эмоционального состояние друг друга, способность радоваться окружающему миру.

Ход занятий

Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята! Посмотрите на экран (Приложение №1) и отгадайте загадку: Тает снежок, бежит ручеек, день прибывает, когда это бывает?

Да ребята наступила весна. Теперь солнышко будет чаще выглядывать и радовать нас. Давайте поприветствуем друг друга и солнышко.

(На экране Приложение №2)

Вот как солнышко встает -
Выше, выше, выше (Поднять руки вверх, потянутся)
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже. (Присели на корточки. Руки опустить на пол)
Хорошо, хорошо,
Солнышко смеется, а под солнышком всем нам.
Весело живется. (Хлопать в ладоши. Улыбаться)

А теперь все скажем друг другу: «Солнечного утра!»

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А пойдем мы в лес, посмотрим, пришла ли весна в лесу. Все ли готовы? Закройте глаза… а теперь открывайте…..Мы в лесу! (на экране Приложение №3)

Воспитатель: Слышите, потекли веселые ручейки. Когда это бывает – ответы детей (весной). Они повсюду. Бегут, поют, всех видят. Беритесь за руки, а я встану в самом начале ручейка. Бежим и внимательно смотрим вокруг. (в процессе игры воспитатель задает вопрос детям)

  1. Я вижу солнышко, какое?
  2. Я вижу в лесу тает, что? и т.д.

Воспитатель: (звучит звук Приложение №4). Ребята, что это? А что такое капель? Откуда она появляется? (ответы детей)

Педагог-психолог: Появилось в лесу солнце, и закапали сосульки. Давайте покажем как это происходит. (ритмическая игра «капель»)Кап! Кап! Я – капель, у меня в апреле (стучат указательным пальчиком по ладони)

На весеннем тепле, капельки поспели.
Кап, кап на скамью (стучат пальчиками по коленям)
Детям на игрушки, как-кап-кап воробью (легко прикасаются пальчиками к голове)
Прямо на макушку.

Воспитатель: А давайте поиграем в игру «Ищем клад» (на экране Приложение №5) на схеме знаком обозначено местонахождение клада. Дети анализирую схему совместно с воспитателем и приступают к поиску (клад - волшебный мешочек) Воспитатель предлагает детям «посмотреть», что лежит в волшебном мешочке, с помощью помощников – ручек. Дети поочередно опускают руку в мешок, нащупывают игрушку и дают предположение о том, что это там может быть, затем достается игрушка (ежик).

Педагог-психолог: «А теперь делайте как ежик». Покажите, как ежик смешно морщит носик, а как фыркает? (дети подражают). Теперь ежик сердится, пыхтит (произносят ПЫХ-ПЫХ-ПЫХ), щеки надувают (надувают щеки), а потом их сдувают (выдох с призвуком П-У-У-У)

Воспитатель: (Приложение №6) Ребята, а что это за цветы? (Ответы дети)

Педагог-психолог: Давайте и мы превратимся в подснежники. Представьте, что мы находимся под землей. Мы – корни растений. Землю пригрело солнышко, появляются нежные росточки подснежника. Ночью холодно, а днем светло. Ростки стали большими, появились листочки и бутоны цветов. Пока они закрыты. Но вот раскрылись бутоны. Какой смелый подснежник! Самый первый появился после зимы! Покажите, какие вы смелые. Вот подул ветерок, и подснежник закачался на тонкой ножке. Все любуются подснежником. Он вестник весны.

Воспитатель: Спасибо, ребята, вы такие молодцы, все так много знаете о весне, но пришло время возвращаться из путешествия в весенний лес.

Педагог-психолог: «ритуал посвящения» (Приложение №7)

Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щеках, на подбородке, поглаживайте аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот - погладьте животик. Солнечный зайчик не озорник, любит и ласкает тебя, подружитесь с ним. А теперь глубоко вдохнем, откроем глаза и улыбнемся друг другу. И вот мы с вами опять в группе.

Воспитатель: А у солнышка есть для вас небольшой сюрприз (Приложение №8)

(Игра с желтыми воздушными шарами)

Список используемой литературы

  1. Князева Е.В. Применение информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Коррекционная педагогика – М., 2009. - №4(34).
  2. Матрос Д.Ш. Внедрение информационных и коммуникационных технологий в школу // Информатика и образование. – 2000. – № 8.
  3. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования – М.: Школа-Пресс, 1994.
  4. Боголюбов В.И. Инновационные технологии в педагогике. /В.И.Боголюбов // Школьные технологии. - 2005. - №1.
  5. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Ребенок с особыми образовательными потребностями. [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. – 2002. – Вып. № 5. – Электрон. ст.
  6. Крючкова О. Г. Использование информационных технологий в обучении людей со специальными образовательными потребностями. Обзор терминологии и типов программного обеспечения. Издательский дом «Первое сентября», 2003–2009.
  7. Кукушкина О.И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу “Вестник образования”. – 2003. – № 3. – С. 67-76.