Методическая разработка "Особенности работы с обучающимися с ОВЗ при обучении математике в 5–6 классах"

Разделы: Математика, Коррекционная педагогика, Мастер-класс

Классы: 5, 6

Ключевые слова: ОВЗ


Основная задача учителя математики заключается в грамотной организации учебного процесса, систематизации учебного материала и доступности его изложения для каждого ученика. Учитель математики, работающий с детьми с ОВЗ должен:

  • не смотреть на детей с ОВЗ как на более слабых, заботиться о психологическом и физическом здоровье учеников, уважать их границы;
  • выполнять все требования ФГОС, а именно:
  • формировать основы гражданской идентичности, основы учебной деятельности;
  • охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
  • создавать специальные условия для получения образования в соответствие с особенностями, развивать творческий потенциал учеников;
  • формировать общую культуру для развития личности;

Проблема, с которой сталкиваются часто при работе с детьми с ЗПР заключается в замедленном восприятии информации, трудности с анализом текса и построении выводов.

Так же для таких детей характерна резкая и частая смена настроения.

При обучении нужно учитывать плохую память, невнимательность и быструю утомляемость, поэтому во время урока необходимо организовывать смену активной работы и отдыха и применять разнообразные виды работы, например:

а) начинать урок с заданий, которые тренируют память, внимание;

б) сложные задачи давать в середине урока, когда изученный материал был повторен;

г) использовать игровые моменты, и связывать знания с жизнью ребят.

На уроках математики требуется использовать разнообразные методы обучения, которые подходят конкретному ученику, которые сочетают словесные, практические и наглядные методы. В свою очередь они:

  • стимулируют у учащихся развитие самостоятельности при решении поставленных учебных задач;
  • формируют умение пользоваться имеющимися знаниями;
  • имеют четкую структуру и графическое выделение выводов, важнейших положений, ключевых понятий;
  • содержат достаточное количество иллюстраций, облегчающих восприятие, понимание материала.

Так же эффективным приемом для нормализации учебной деятельности учащихся с ОВЗ является алгоритмизация.

Для более эффективного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья важно формировать у них познавательный интерес, стремление узнавать на уроке что-то новое, желание и привычку думать.

Таким образом, алгоритм организации учебной деятельности в работе с детьми с ОВЗ может быть следующим:

  • материал преподносить малыми дозами, с постепенным усложнением;
  • практиковать многократные повторения и напоминания;
  • подавать учебный материал эмоционально окрашенным;
  • чередовать умственную и практическую деятельность;
  • никогда не спешить;
  • 6.широко использовать принцип наглядности и доступности в сочетании с принципом научности;
  • поддерживать и поощрять активность ребенка на уроке.

Математика, несомненно, один из важнейших предметов, преподаваемых в школе. На этих уроках у учащихся развивается фонематический слух, речь, словарный запас, мелкая моторика рук и многое другое, что помогает в формировании психологических и физических качеств ребенка.

На различных этапах урока целесообразно использовать упражнения для развития устной и письменной речи, мышления, пространственного воображения.

Устный счет является неотъемлемой частью в структуре урока математики. Он помогает, во-первых, переключить ученика с одной деятельности на другую, во-вторых, подготовить учащихся к изучению новой темы, в-третьих, в устный счет можно включить задания на повторение и обобщение пройденного материала, в-четвертых, он развивает интеллект учеников.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (самоанализ и самоконтроль) 5-7 минут;

Небольшой объем самостоятельной работы (не более 3-5 типовых заданий).

При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.

При проверке работы каждый должен себя проверить – всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

Для детей с ОВЗ также необходимо постоянно работать над развитием речи, формированием умения работать с учебником, справочной литературой. Внимание школьников развивают, например, задания с нахождением лишнего элемента или его пропуском, исправление ошибок в заданиях.

Память учащихся позволяет развивать составление опорных конспектов, логико-структурных схем, памяток.

Решение логических задач позволяет формировать и развивать логическое мышление.

При закреплении учебного материала можно применять математический тренажер.

Особенности организации контроля по математике

Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Важно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).

Итоговый контроль проводится в форме контрольных работ.

Объем контрольной работы должен быть таким, чтобы на ее выполнение учащимся требовалось 35-40 минут, причем за указанное время учащиеся должны не только выполнить работу, но успеть ее проверить.

Нередки случаи, когда у ребенка возникает желание решить контрольную работу ту, которую решает класс. Тогда критерии оценивания за одну и ту же работу будут разниться. Если на оценку «5» ученик должен решить 5 заданий без ошибок, то ребенок с ЗПР на оценку «5» решает 3 задания.

Подводя итоги, хочется еще раз акцентировать внимание на том, что при обучении детей с ОВЗ мы должны помнить, что каждый ребенок обладает уникальными особенностями, интересами, способностями и учебными потребностями. Задача школы – не только дать качественное образование, но и научить детей существовать в обществе людей с разными способностями.

Игровые моменты на уроках математики на этапе устного счета

1. Игра «Молчанка»: учитель, молча, указкой показывает число, знак действия и второе число, а ученик должен назвать число, которое является результатом данного действия. Эта игра очень нравится мне тем, что в классе воцаряется тишина. Ведь детям нужно сосредоточиться на задании, правильно вычислить и назвать ответ.

2. Даны числа: 0,25; 0,75; 0,5; 0,1; 0,05; 0,2; 0,15; 0,6; 0,4. Используя каждое число только один раз, надо составить три верных равенства.

3. На доске закреплены следующие карточки:

1,7 2,8 1,9 3,7 4,8 3,9
2,5 2,1 3,3 4,3 2,3 1,1

Учитель вызывает ученика и просит его в течение одной минуты назвать числа в порядке убывания (возрастания).

4. «Исключение понятий». Развитие процессов обобщения и отвлечения. Предлагается следующее задание: «Из пяти предложенных слов четыре сходны между собой и их можно объединить одним названием. Найдите неподходящее слово и скажите, как можно назвать остальные четыре».

Например:

  • Прямой, тупой, развёрнутый, круглый, острый.
  • Ромб, квадрат, треугольник, параллелограмм, трапеция.

5. «Слова». Придумать слова, относящиеся к теме, которые начинаются или оканчиваются определенным слогом.

Например:

  • подумай, какое слово в математике может начинаться на слог «за» – «задача».
  • подумай, какое слово в математике может оканчиваться на слог «ток» – «остаток».

И так по любой учебной теме. Задание можно использовать в начале урока.

6. Математический диктант

Например:

I слагаемое 28, II слагаемое 57. Найдите сумму этих чисел.

  • Уменьшаемое 64, вычитаемое 46. Найдите разность этих чисел.
  • Число 75 увеличьте на 17.
  • Найдите разность 51 и 38.
  • Найдите сумму 43 и 49.
  • Число 81 уменьшите на 24.
  • I слагаемое 25, а второе на 14 больше. Найдите сумму этих чисел.

7. Цепочка

Учитель просит учащихся записать число. Учитель просит изменить данное число при помощи определенного математического действия, запомнить промежуточный результат и выполнить следующее действие, предлагаемое учителем, снова запомнить результат и т.д.

На первых уроках можно разрешать учащимся писать промежуточные результаты, а в дальнейшем попробовать производить операции с промежуточными числами в уме и записать только конечный результат.

8. Круглые примеры

Предлагается найти последний пример среди определенного числа примеров, записанных в разнобой. Обучающиеся находят результат первого примера, далее им надо найти тот, который начинается с цифры, которая является результатом предыдущего примера и т.д. до тех пор, пока результат последнего примера не совпадет с начальной цифрой первого.

Данную работу можно организовать фронтально и индивидуально.

9. Ручеек

На листочке даны примеры по количеству учащихся, сидящих на одном ряду. Решив первый пример, учащийся передает листочек сидящему за ним однокласснику. Тот должен найти ответ следующего по порядку примеру и передать листочек сидящему за ним однокласснику.

10. Лесенка

На доске изображена лесенка примеров. Дается определенное время, за которое необходимо подняться на верхнюю ступеньку этой лесенки.

11. Ромашка

На доске изображены по кругу числа, а в середине или какое-то действие, или круг, разделенный на четыре или две части. В данных частях круга арифметические действия. Это задание направлено не только на отработку вычислительных навыков, но и на развитие внимания учащихся. Учитель поочередно связывает числа, расположенные по кругу, показывая на них указкой, определенными действиями из маленького круга.

12. Математический марафон

На доске изображены примеры. Необходимо в уме быстро и правильно найти их результат и записать ответы в тетради.

Через определенное время проверить с классом данное задание и разобрать те задания, которые вызвали трудность.

13. Восстанови пример

Учитель предлагает ученикам примеры, в которых пропущены или действия, или один из компонентов. Надо восстановить пропущенную запись.

14. Найди ошибку

Эту форму устной работы чаще всего использую при работе над единицами измерения. Предлагаем ученикам столбик равенств с метрическими величинами. Ученикам необходимо проверить правильно ли поставлены знаки равно и у себя в тетради отметить это в виде графической записи. Если ученик согласен с поставленным знаком равно, то он в тетради изображает дугу, размером в две клеточки, если же не согласен, то отрезок, длиной две клеточки.

Например:

Верно ли, что:

5 дм = 50 см

9 км 27 м = 927 м

6 мм = 60 см

65 см = 6 дм 5 см

8 км 78 м = 8780 м

369 мм = 3 см 69 мм

3 м 2 см = 302 см

973 см = 9 м 73 см

7 см 9 мм = 79 мм

5643 м = 5 км 643 м

1 дм 5 мм = 105 мм

730 дм = 73 м?

Карточки для устного счета