Мультипликационный фильм как средство формирования социальных умений у детей с ОВЗ

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 9

Ключевые слова: мультфильм


Формирование социальных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на практике – очень сложная задача

Во-первых, потому, что дети с ОВЗ – это очень разные дети.

ОВЗ предполагает много нарушений, к тому же эти нарушения могут еще и сочетаться с другими состояниями. Во-вторых, круг общения и интересов наших детей ограничен по вполне понятным причинам, им же с трудом дается все, в том числе и коммуникация. Организовать для них какую-либо совместную деятельность всегда сложно, нужно подстроиться под каждого, что зачастую просто нереально. Поэтому поиск универсального средства для эффективного формирования социальных умений у всех ребят с ограниченными возможностями здоровья ведется педагогами постоянно. Педагогическую ценность мультфильмов в этой связи как-то недооценивали. Исследований на тему эффективности мультипликационных фильмов как средства формирования социальных умений у детей с ОВЗ не так много. Тем не менее практика работы с «особыми» детьми показывает, что мультики – не просто развлечение, они могут служить средством воспитания и, в частности, помогают формировать элементарные социальные умения.

Социальные умения, которые потом становятся социальными навыками — это способности, которые помогают людям эффективно общаться, взаимодействовать и строить отношения с другими людьми. Они включают широкий спектр умений, направленных на понимание, общение и сотрудничество с другими людьми. Более того, социальные умения тесно взаимосвязаны с другими сторонами личности ребенка.

Посмотрите, интеллект, творческие способности, учебные и бытовые умения, объём знаний – все это напрямую связанно с коммуникативной компетентностью ребенка.

Таким образом, нам важно адаптировать наших воспитанников к жизни в современном обществе, чтобы они усвоили определённые ценности и формы поведения. А вместе с этим успешно разносторонне развивались.

Только социальная компетентность позволит детям с ОВЗ быстро и адекватно адаптироваться, наладить социальные контакты, участвовать в преобразовании действительности. Развитие коммуникативно-речевых умений, самостоятельности мышления, активизация познавательной и творческой деятельности помогают детям с ОВЗ чувствовать себя увереннее, повышают адаптивные возможности организма и стрессоустойчивость. Формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации, помогает детям с ОВЗ подготовиться к самостоятельной жизни и труду.

Итак, а какие именно социальные умения у этих ребят мы формируем?

Среди всех этих умений, я бы выделила наиболее важные именно для детей с ОВЗ. Это: умение сотрудничать с детьми и взрослыми, учитывать не только свою, но и чужую точку зрения, управлять своим поведением, соблюдать правила игровой, предметной и трудовой деятельности и другие.

Детям нашим очень нужна коммуникация — способность ясно и понятно выражать свои мысли и идеи. Нужна эмпатия — умение понимать и чувствовать эмоции других людей. Нужно умение слушать — способность слушать и воспринимать информацию, не перебивая собеседника. Очень нужна настройка на собеседника — умение адаптироваться к различным стилям общения и находить общий язык с разными людьми. Не хватает им и адаптивности — готовности изменять поведение в зависимости от ситуации.

Практика показывает, что мультфильмы можно и нужно использовать для социализации детей с ОВЗ, чтобы формировать у них нравственные нормы, социальные навыки и эмоциональный интеллект. Это возможно через: показ примеров поведения — дети учатся, подражая героям мультфильмов, через развитие эмпатии — персонажи показывают разные возможности взаимодействия с миром, формируют способность к сопереживанию, через помощь в позитивном восприятии себя — через сравнение себя с героями ребёнок учится справляться со страхами и трудностями, уважительно относиться к другим.

Какие методы мы используем, применяя мультфильмы для формирования социальных умений наших воспитанников.

Во-первых, это совместный просмотр и анализ содержания мультфильма. Это помогает найти новые интересные темы для обсуждения, педагог привлекает внимание к разбору и анализу фрагментов, несущих нравственный смысл. Используются интерактивные приёмы оценивания эпизода, героя, поступка (оправдать, объяснить, найти причину).

Во-вторых, мы делаем акцент на нравственных конфликтах героев и проводим перенос моральных установок фильма на собственное поведение. Это побуждает ребёнка к рефлексии и самооценке собственного поведения. Предлагаются игровые ситуации морально-этической направленности с опорой на сюжет мультфильма, а также сравнение поступков персонажей с собственным поведением.

Какие мультфильмы можно рекомендовать?

На слайде представлен список лишь некоторых из возможных мультипликационных фильмов. Расскажу о некоторых.

Например, мультфильм «Жила-была Царевна» имеет сказочный сюжет, через приключения царевны и её собачки дети учатся ценностям дружбы, честности и смелости.

  • «Смешарики» — российский анимационный сериал, сюжеты серий обучают социальному взаимодействию, этике и логике через приключения весёлых персонажей.
  • «Про Миру и Гошу» — это целая серия мультиков, где в каждом эпизоде поднимаются темы дружбы, взаимопомощи, уважения.

Главное, выбирать мультфильмы исходя из особенностей детей, важно, чтобы ребёнок понимал то, что смотрит, проживал вместе с героями перипетии сюжета.

Не стоит смотреть несколько мультфильмов подряд, лучше делать перерыв на обсуждение. Нужно быть осторожными с агрессивными, жестокими изображениями, если ребёнок увидел что-то подобное, их нужно расшифровать, объясняя намерения создателей. И еще, важно не использовать мультфильмы в качестве поощрения или наказания — этот приём может привести к капризам и манипуляциям.

Таким образом, как средство формирования социальных умений мультфильм вполне эффективен. Однако использовать его необходимо аккуратно и в сочетании с другими методами и средствами воспитания.

Список литературы

  1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. Центр «ВЛАДОС», 2013. – 415с.
  2. Алехина С.В. Организация образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методич Першина, Н.М. Особенности профессиональной деятельности педагога инклюзивного образования – Т.: Издательство Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н.Толстого, – 2012 – С.45–48.
  3. Гуськова, А.А. Использование средств мультипликации в преодолении ОНР. // Логопед. - 2009 - №7. - С. 27-34.
  4. Заглада Л. Дети и мультипликация. // Мир семьи. – 2005 - №11.
  5. Лалетина А.Ф. Анализ воспитательного потенциала мультипликационных фильмов // Начальная школа плюс до и после. — 2010. — № 8. — С. 82–87.
  6. Молодиченко Т.А. Творчество школьников с ограниченными возможностями здоровья как фактор их успешной социализации / Т.А.Молодиченко, Н.В.Павлова, Ю.В.Селиванова // Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы: сборник статей 12-й Международной научно-практической конференции «Артемовские чтения» / Министерство образования и науки РФ; Пенз. гос. ун-т; Пенз. пед. ин-т. им. В.Г.Белинского – П: 2016, 257–264 с.
  7. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта //4-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Речь, 2025.
  8. Шутова И.П., Антипова О.В. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования // Молодой ученый. - 2016. - №6.2. - С. 126-128.