Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра - это искра, которая зажигает огонек пытливости и любознательности», - пишет В.А.Сухомлинский, подчёркивая важность игры для всестороннего развития ребёнка.
Через игру действует и известная каждому педагогу система венгерского математика, психолога и педагога Золтана Дьенеша.
Непосредственно в процессе игры дети могут осваивать сложнейшие логические и математические концепции и системы. Исходя из этих принципов, Дьенеш и придумал свои логические блоки и разработал теорию «новой математики»
Классическим вариантом логических блоков Дьенеша является набор из 48 различных фигур: четырех форм (круглые, треугольные, квадратные, прямоугольные); трех цветов (красные, синие, желтые); двух разных видов и размеров (большие и маленькие, толстые и тонкие)
В наборе нет одинаковых фигур. Каждая из геометрических фигур характеризуется четырьмя основными свойствами – цвет, форма, величина и толщина.
Логические блоки Дьенеша:
- знакомят с формой, цветом, размером, толщиной объектов;
- развивают психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, воображение .
- развивают логическое мышление, (сравнение, классификация)
- развивают творческие способности, воображение, фантазию.
Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм - геометрических они могут широко использоваться начиная с раннего возраста. Дети знакомятся с блоками в различных видах деятельности. В процессе манипуляции с блоками дети устанавливают, что они имеют различную форму, цвет и размер.
Прежде чем приступить к играм и упражнениям, нужно предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками
Систематическую работу с использованием логических блоков Дьенеша целесообразно начать с детьми первой младшей группы.
Дети 2-3лет оперируют одним свойством, в начале года - это цвет или величина, а в конце года добавляем форму. Используем игры на группировку предметов:
- «Разложи по форме»,
- «Разложи по цвету»,
- «Подбери верно»
В этом возрасте в помощь к блокам используются альбомы «Маленькие логики» и «Маленькие логики-2», накладывая цветные блоки на цветные изображения в альбоме.
Дети 3-4 лет начинают оперировать двумя свойствами одновременно (форма и цвет). Для них подойдут следующие игры:
- «Найди все фигуры такого же цвета (формы)»
- «Найди такую же фигуру по форме (или по размеру)»
- «Что изменилось?»
- Перед детьми выкладывают 3-5 фигур. Затем предлагают детям запомнить фигуры и закрыть глаза. Педагог убирает одну фигуру и предлагает детям ответить, что изменилось. Можно не убирать фигуру, а поменять местами или одну убрать, а другую добавить. В помощь педагогу выпущены альбомы со схемами и заданиями по возрастам.
- «Волшебный мешочек». Дети на ощупь учатся определять форму, величину. Можно использовать игровой момент, угадать цвет блока.
Для детей 4-х лет создано яркое красочное пособие "Лепим нелепицы". Ребенок отгадывает веселые загадки и собирает отгадки как путем наложения блоков на цветные схемы, так и по схемам, где свойства блоков зашифрованы с помощью символов. На каждой странице написана загадка, а ее отгадка - животное или предмет. Отгадка либо схематично изображена с помощью цветных геометрических фигур, либо с помощью символов, обозначающих свойства блока.
Дети 4-5 лет оперируют двумя, а концу года тремя свойствами (цвет, форма, величина) одновременно. Для них подойдут следующие игры:
- «Разложи верно»,
- «3-й лишний»,
- «Дорисуй картину»,
- «Собери бусы»,
- «Волшебный мешочек» и другие.
В старшем дошкольном возрастеигры становятся более эмоциональными и насыщенными, дети проявляют элементы творчества и оперируют уже тремя- четырьмя свойствами, используя логические операции «не», «и», «или». В помощь педагогу созданы такие методические пособия, как «В поисках затонувшего клада», «Праздник в стране блоков».
Всё это лишь некоторые примеры игр с логическими блоками Дьеныша, а привести полный список таких игр в рамках одной статьи практически невозможно, что в свою очередь делает эту тему интересной для дальнейшего её изучения. Данный набор геометрических фигур - потрясающее поле для деятельности и развития детей, огромное количество игр разной сложности объединяет ребёнка и взрослого. В ходе занятий с блоками Дьенеша дошкольник учится выделять качества предметов, сравнивать, классифицировать и обобщать, развивает способности к логическим действиям.
Список литературы
- Захарова Н.И. «Играем с логическими блоками Дьенеша»: учебный курс для детей 5–6 лет. — С-Пб.: ООО «Издательство Детство-пресс», 2017 — 272.
- Михайлова З.А., Носова Е.А. «Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера». — С-Пб.: ООО Издательство «Детство пресс», 2015 — 128 с., ил.
- Носова Е.А. Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. – С-Пб. Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2000.
- Финкельштейн Б.Б. Альбом «Спасатели приходят на помощь», С-Пб, «Корвет», 2006.
- Финкельштейн Б.Б. Альбом «Лепим нелепицы». С-Пб. «Корвет», 2008.