Развивающая технология: блоки Дьенеша и её использование в работе учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: д/с

Ключевые слова: ОВЗ, логическое мышление, блоки Дьенеша, логические блоки Дьенеша


Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра - это искра, которая зажигает огонек пытливости и любознательности», - пишет В.А.Сухомлинский, подчёркивая важность игры для всестороннего развития ребёнка.

Через игру действует и известная каждому педагогу система венгерского математика, психолога и педагога Золтана Дьенеша.

Непосредственно в процессе игры дети могут осваивать сложнейшие логические и математические концепции и системы. Исходя из этих принципов, Дьенеш и придумал свои логические блоки и разработал теорию «новой математики»

Классическим вариантом логических блоков Дьенеша является набор из 48 различных фигур: четырех форм (круглые, треугольные, квадратные, прямоугольные); трех цветов (красные, синие, желтые); двух разных видов и размеров (большие и маленькие, толстые и тонкие)

В наборе нет одинаковых фигур. Каждая из геометрических фигур характеризуется четырьмя основными свойствами – цвет, форма, величина и толщина.

Логические блоки Дьенеша:

  • знакомят с формой, цветом, размером, толщиной объектов;
  • развивают психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, воображение .
  • развивают логическое мышление, (сравнение, классификация)
  • развивают творческие способности, воображение, фантазию.

Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм - геометрических они могут широко использоваться начиная с раннего возраста. Дети знакомятся с блоками в различных видах деятельности. В процессе манипуляции с блоками дети устанавливают, что они имеют различную форму, цвет и размер.

Прежде чем приступить к играм и упражнениям, нужно предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками

Систематическую работу с использованием логических блоков Дьенеша целесообразно начать с детьми первой младшей группы.

Дети 2-3лет оперируют одним свойством, в начале года - это цвет или величина, а в конце года добавляем форму. Используем игры на группировку предметов:

  • «Разложи по форме»,
  • «Разложи по цвету»,
  • «Подбери верно»

В этом возрасте в помощь к блокам используются альбомы «Маленькие логики» и «Маленькие логики-2», накладывая цветные блоки на цветные изображения в альбоме.

Дети 3-4 лет начинают оперировать двумя свойствами одновременно (форма и цвет). Для них подойдут следующие игры:

  1. «Найди все фигуры такого же цвета (формы)»
  2. «Найди такую же фигуру по форме (или по размеру)»
  3. «Что изменилось?»
  4. Перед детьми выкладывают 3-5 фигур. Затем предлагают детям запомнить фигуры и закрыть глаза. Педагог убирает одну фигуру и предлагает детям ответить, что изменилось. Можно не убирать фигуру, а поменять местами или одну убрать, а другую добавить. В помощь педагогу выпущены альбомы со схемами и заданиями по возрастам.
  5. «Волшебный мешочек». Дети на ощупь учатся определять форму, величину. Можно использовать игровой момент, угадать цвет блока.

Для детей 4-х лет создано яркое красочное пособие "Лепим нелепицы". Ребенок отгадывает веселые загадки и собирает отгадки как путем наложения блоков на цветные схемы, так и по схемам, где свойства блоков зашифрованы с помощью символов. На каждой странице написана загадка, а ее отгадка - животное или предмет. Отгадка либо схематично изображена с помощью цветных геометрических фигур, либо с помощью символов, обозначающих свойства блока.

Дети 4-5 лет оперируют двумя, а концу года тремя свойствами (цвет, форма, величина) одновременно. Для них подойдут следующие игры:

  • «Разложи верно»,
  • «3-й лишний»,
  • «Дорисуй картину»,
  • «Собери бусы»,
  • «Волшебный мешочек» и другие.

В старшем дошкольном возрастеигры становятся более эмоциональными и насыщенными, дети проявляют элементы творчества и оперируют уже тремя- четырьмя свойствами, используя логические операции «не», «и», «или». В помощь педагогу созданы такие методические пособия, как «В поисках затонувшего клада», «Праздник в стране блоков».

Всё это лишь некоторые примеры игр с логическими блоками Дьеныша, а привести полный список таких игр в рамках одной статьи практически невозможно, что в свою очередь делает эту тему интересной для дальнейшего её изучения. Данный набор геометрических фигур - потрясающее поле для деятельности и развития детей, огромное количество игр разной сложности объединяет ребёнка и взрослого. В ходе занятий с блоками Дьенеша дошкольник учится выделять качества предметов, сравнивать, классифицировать и обобщать, развивает способности к логическим действиям.

Список литературы

  1. Захарова Н.И. «Играем с логическими блоками Дьенеша»: учебный курс для детей 5–6 лет. — С-Пб.: ООО «Издательство Детство-пресс», 2017 — 272.
  2. Михайлова З.А., Носова Е.А. «Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера». — С-Пб.: ООО Издательство «Детство пресс», 2015 — 128 с., ил.
  3. Носова Е.А. Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. – С-Пб. Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2000.
  4. Финкельштейн Б.Б. Альбом «Спасатели приходят на помощь», С-Пб, «Корвет», 2006.
  5. Финкельштейн Б.Б. Альбом «Лепим нелепицы». С-Пб. «Корвет», 2008.