Коррекционно-развивающее занятие учителя-дефектолога для детей дошкольного возраста с РАС. Тема: «Цвета и формы»

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование

Класс: д/с

Ключевые слова: дети с расстройствами аутистического спектра, РАС


Цель: изучение основных цветов и форм предметов.

Задачи:

  • изучить - цвет, форма предметов;
  • выполнить задание по изучению геометрическим фигурам основных цветов;
  • выполнить нейроразминку;
  • побуждать ребенка к выполнению заданий по образцу и подражанию;
  • закрепление пройденного материала.

Оборудование: нейро мячи, цветные карточки, геометрические объемные фигуры трех цветов, магнитные карточки основных цветов и форм, магнитная доска.

Методы и методики: словесный, наглядный, поощрительный, игровой, закрепления.

Технологии: здоровьясберегающие, игротерапия.

Дополнительно: картинки половинки, геометрические фигуры (дополнительного цвета красный, синий), прозрачные стаканчики, краски, кисточки, пластилин, цветные кораблики (4 цвета), цветные машинки (5 цветов), емкость с водой.

Ход занятия

1. Знакомство с цветными карточками «Покажи цвет»

Цель: выполнить задание по лексической теме, расширить кругозор ребенка, познакомить ребенка с основными цветами.

Педагог показывает ребенку цветные карточки (красный, желтый), называет цвет карточки, побуждает ребенка фиксировать свой взгляд на картинках.

2. Упражнение с геометрическими фигурами

Цель: изучить - цвет, форму, побуждать ребенка к выполнению задания по образцу.

Педагог показывает ребенку три геометрические фигуры (рис.1), проговаривает название фигур по очереди. Ставит все фигуры перед ребенком в ряд. Предлагает ребенку выполнить задание с геометрическими фигурами, придерживаясь инструкции педагога.

3. Упражнение «Выполни верно»

Цель: изучить - цвет, форму, побуждать ребенка к выполнению задания по образцу с помощью магнитных карточек и магнитной доске.

Педагог раскладывает перед ребенком магнитные карточки на столе. Просит ребенка по инструкции показывать карточку определенного цвета с геометрической фигурой. Затем вместе с ребенком идет к магнитной доске и вешает магнитную карточку. Педагог может помогать ребенку и побуждать его к правильному выполнению упражнения.

4. Нейроразминка

Цель: снятие мышечного напряжения, смена вида деятельности.

Педагог предлагает ребенку выполнить нейроразминку с мячами. Педагог выполняет массажные движение по рукам и шее. Затем вместе с ребенком выполняет круговые движение с мячами по столу.

5. Упражнение «Картинки по цвету предмета»

Цель: развитие умений находить и соотносить цвета и предметы.

Педагог предлагает ребенку выполнить упражнение и соотнести все цвета к предметам на картинках, затем педагог проговаривает и побуждает ребенка повторять за ним все цвета и названия предмета.

6. Упражнение «Геометрические фигуры»

Цель: закрепление умений находить правильно фигуры по инструкции педагога, закрепление цвета и формы.

Педагог предлагает ребенку выполнить задание с геометрическими фигурами. По инструкции ребенку необходимо правильно выбрать фигуру и цвет, взять в руки и поставить в ряд. Педагог может помогать ребенку в ходе выполнения задания, подсказывать и корректировать выбор ребенка.

Дополнительно (3 раза в неделю повтор занятия по изучению формы и цвета с ребенком индивидуально, дополняя каждое занятие следующими упражнениями).

7. Упражнение «Цветная вода»

Цель: закрепление цвета, развитие наблюдательности.

Педагог предлагает ребенку с помощью красок смешать разные цвета с водой в прозрачных стаканчиках. Педагог обращает внимание ребенка, на то, как вода меняет цвет. Таким образом педагог закрепляет основные цвета.

8. Упражнение-игра «Мы лепили»

Цель: развитие мелкой моторики рук, изучение фигур, развитие понимание цвета.

Педагог предлагает ребенку с помощью пластилина скатать круг в руках. Педагог может помогать ребенку лепить разные фигуры из разного цвета.

9. Упражнение «Цветные машинки»

Цель: изучение цветов, закрепление лексической темы.

Педагог показывает машинки разных цветов (красная, желтая, синяя, зеленая, черная). Педагог садится напротив ребенка. Затем педагог берет одну машинку и проговаривает цвет толкает машинку в сторону ребенка. Когда ребенок ловит машинку педагог спрашивает его какого цвета машинка, побуждая ребенка к ответу. И так с каждой машинкой.

10. Упражнение «Цветные кораблики»

Цель: закрепление цвета, умение концентрировать внимание на определенном цвете. Выполнение дыхательной гимнастики.

Педагог показывает ребенку емкость с водой и четыре бумажных кораблика разных цветов. Затем педагог предлагает ребенку поиграть в игру с корабликами. Педагог вместе с ребенком пускает все 4 кораблика в емкость с водой, дуют на кораблики, приводят их в движения, затем педагог дает инструкцию ребенку поймать кораблик определенного цвета, пока все кораблики находятся в движении. Педагог может помогать ребенку с правильным выбором кораблика.

Рефлексия занятия: педагог хвалит ребенка и повторяет пройденный материал, побуждая ребенка к выполнению заданий.

Ожидаемый результат занятия: у ребенка появится интерес к выполнению упражнений по изучению цветов и форм, начнет развиваться понятийный аппарат, расширится кругозор, начнет выполнять задание по инструкции взрослого.