Развитие познавательной активности у детей с расстройствами аутистического спектра

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика

Ключевые слова: дети с расстройствами аутистического спектра, РАС


В современной образовательной практике отмечается устойчивый рост количества обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС). Сегодня в профессиональной среде принято использовать именно это широкое понятие, отражающее разнообразие проявлений нарушений развития.

Социальная реализация потенциала таких детей становится возможной при условии раннего начала и грамотной организации коррекционно-образовательного процесса.

Для учащихся с РАС характерны выраженные трудности концентрации и произвольного управления вниманием. При этом сильные sensory-впечатления могут полностью захватывать их. Период устойчивой концентрации обычно ограничивается несколькими минутами, а иногда и секундами. Даже при сформированных базовых учебных навыках сохраняется высокая отвлекаемость и рассеянность. Поведение отличается стереотипностью, однообразием и слабым контролем. Дети часто производят впечатление невосприимчивых к инструкциям педагога, погружаясь в собственные игры. Типичны нестандартные эмоциональные реакции — немотивированный смех, плач, двигательное или речевое возбуждение, навязчивое стремление обсуждать определенную тему. Характерны проявления негативизма и категоричный отказ от деятельности. Трудности адаптации к изменениям (новым условиям, людям, изменению алгоритмов) выражены особенно ярко.

Практическая деятельность затруднена due to моторной неловкости и проблем пространственной ориентации. Высок риск отказа от выполнения заданий, что требует постоянного сопровождения. Физическая помощь (рука в руке) и направление движений помогают постепенно закрепить правильную позу и последовательность действий. Практика подтверждает, что систематическая работа позволяет освоить необходимые операции.

Ключевые условия эффективного обучения включают:

  • Формирование устойчивых учебных поведенческих паттернов. Рабочее место должно быть организовано так, чтобы минимизировать отвлекающие факторы и структурировать визуальное поле. Посторонние предметы необходимо убирать. Важно создавать положительный эмоциональный настрой, закреплять четкий алгоритм подготовки, проведения и завершения занятия. Занятия должны проводиться в постоянное время по неизменному распорядку. Все действия сопровождаются эмоционально положительными комментариями педагога. Обращения формулируются короткими простыми фразами. Задания предъявляются небольшими порциями с четким началом и концом, формируя понимание требований и объема работы. Необходимо специально обучать понятию «завершено».
  • Организация занятий с аутичными детьми имеет специфику. При нарушении эмоциональных связей с миром традиционные методы обучения часто неэффективны. Ключевой задачей становится активизация познавательной деятельности.

Одним из продуктивных инструментов являются дидактические игры, которые повышают эффективность усвоения знаний и способствуют личностному развитию. Учебная игра имеет четкую структуру: цель, средства, процесс и результат. В игровой форме дети незаметно выполняют упражнения, требующие сравнения и активных действий. Игра стимулирует поисковую активность, развивает быстроту реакции, точность выполнения заданий в соответствии с правилами. Формируются волевые качества и ответственность. Важно, чтобы игра способствовала не только усвоению знаний, но и общему развитию, включая познавательные способности, кругозор и сообразительность. Игровые элементы позволяют переключать виды деятельности, снижая утомление.

Подбор игр и заданий должен учитывать индивидуальные склонности ребенка и опираться на его интересы — это ключевой принцип работы с РАС. Основой должны стать стереотипные (как основа взаимодействия) и сенсорные (как способ установления контакта) игры.

Другой эффективной технологией является разноуровневое обучение, учитывающее индивидуальные особенности каждого ребенка и создающее комфортные психолого-педагогические условия. Эта технология предполагает дифференциацию уровня усвоения материала (не ниже базового) в зависимости от возможностей ученика. Она особенно актуальна для детей с нарушениями интеллектуального развития, позволяя развивать их индивидуальные способности.

Здоровьесберегающие технологии также способствуют активизации познавательной деятельности. Успешность обучения тесно связана с состоянием здоровья учащихся. Современная образовательная политика уделяет особое внимание культуре здорового образа жизни. На практике применяются различные приемы: физкультминутки, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, упражнения для мелкой моторики, контроль рабочей позы, создание положительного эмоционального фона. Эти приемы предотвращают переутомление, гиподинамию, поддерживают работоспособность.

Цифровые технологии (ИКТ) повышают качество обучения, активизируют учебный процесс, развивают внимание, тактильную память и познавательную активность. Дети, отказывающиеся работать с учебником, могут успешно выбирать ответы на компьютере, что обеспечивает взаимодействие и обратную связь. Тестовые задания с выбором из нескольких вариантов адаптируются под индивидуальные особенности и демонстрируют прогресс ученика.

Использование презентаций повышает мотивацию и активизирует познавательную деятельность. Таким образом, внедрение новых информационных технологий позволяет использовать познавательные и игровые потребности учащихся для развития их способностей и усвоения учебного материала в доступном объеме.

В итоге можно выделить основные приемы работы:

  1. Поддержание постоянства пространственной организации учебной среды для предотвращения поведенческих проблем.
  2. Усвоение четкого и стабильного плана урока для создания комфортной атмосферы и повышения работоспособности.
  3. Создание благоприятного психологического климата, чтобы ребенок чувствовал ожидание и радость встречи, занимался в комфортном ритме.
  4. Использование кратких и понятных временных инструкций, относящихся к коротким интервалам («Возьми», «Положи»).
  5. Опора на положительную мотивацию, использование особых интересов ребенка в учебных целях.
  6. Развитие сенсорно-речевого восприятия через непосредственное взаимодействие с предметами (осмотр, ощупывание) с учетом избегания сенсорной перегрузки.
  7. Оказание физической помощи в организации действия («рука в руке», сопряженные действия) due to трудностей подражания и моторных сложностей.
  8. Снятие статического напряжения через физические упражнения и смену видов деятельности для повышения общей активности, и снижения патологического напряжения.