Коррекционная педагогика
-
Коррекция страхов у детей дошкольного возраста 2025
Актуальность проблемы детских страхов обусловлена их глубоким влиянием на формирование личности ребенка и его дальнейшее психологическое благополучие. Несмотря на то что определенные страхи являются естественной частью развития и выполняют адаптивную функцию, их игнорирование, неправильное понимание или неадекватное преодоление могут привести к серьезным негативным последствиям. В краткосрочной перспективе страхи способны значительно нарушать эмоциональный комфорт ребенка, влиять на его сон, аппетит, социализацию, успеваемость и общее качество жизни. В долгосрочной же перспективе неразрешенные детские страхи могут трансформироваться в более сложные формы невротических расстройств, фобий, генерализованной тревожности или панических атак уже во взрослом возрасте, формируя устойчивые паттерны избегающего поведения, снижая самооценку и препятствуя полноценной самореализации. Поэтому своевременное выявление, глубокое понимание причин и адекватная коррекция детских страхов являются ключевыми задачами для родителей, педагогов и психологов, поскольку это напрямую влияет на формирование здоровой, уверенной и психологически устойчивой личности.
-
Памятка для средство формирования речевых компетенций 2025
Основная задача воспитателя – прививать и развивать навыки самостоятельной систематической работы при подготовке уроков. В ходе самоподготовки воспитатель организовывает самопроверку и взаимопроверку учащимися домашнего задания, затем проверяет сам. Особое внимание уделяет слабоуспевающим и сильным учащимся. Перерыв между выполнением домашнего задания проводят сами ребята в форме физкультминуток. Воспитатель проводит корригирующую гимнастику. Учащиеся, которые справились раньше с домашним зданием, получают яркий красочный конверт с речевой игрой, развивающими заданиями.
-
Выдумщик весёлый, следопыт, учитель и солдат – это всё поэт Шибаев, и писал он для ребят! 2025
Моя первая встреча с книгами Александра Шибаева состоялась на Кольском полуострове, в Мурманской области, в городе Мончегорске, что уютно расположился под грядой Хибин на берегах озера Имандра. В этих клюквенных и морошковых местах долгих для меня три года каждое утро, и в «полярную» ночь, и в «полярный» день шла я на работу в логопедическую группу детского сада №28 ЖКК треста «Кольстрой». На севере было ленинградское снабжение книгами, настольными играми, канцелярскими товарами. Там, в тетрадь для заметок Ленинградской фабрики офсетной печати, на обложке которой «зеленел» Летний сад, я переписывала стихи А. Шибаева, поразившие меня своим глубоким проникновением в методическую и духовную суть общения с детьми. И вот со мной уже почти сорок лет и та тетрадь, и ставшее лейтмотивом моей профессиональной жизни название главной книги поэта «ЯЗЫК РОДНОЙ, ДРУЖИ СО МНОЙ».
-
Опыт подготовки представлений психолого-педагогического Консилиума МАОУ СШ № 135 в соответствии с приказом Министерства Просвещения РФ № 763 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии" 2025
Психолого-педагогический консилиум нашей школы (далее – Консилиум) имеет в своём составе всех необходимых специалистов для осуществления психолого-педагогического сопровождения обучающихся. В 2024–2025 учебном году в их поддержке нуждались 46 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Консилиум выполняет все свои задачи в соответствии с требованиями к его работе. Специалисты Консилиума стараются выявлять детей с проблемами обучения уже с первого класса, используя методы экспресс-диагностики и тесно взаимодействуя с учителями. Дети группы риска постоянно находятся в зоне внимания специалистов сопровождения, их родителям оказывается необходимая консультационная поддержка.
-
Особенности игровой деятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР 2025
Игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Поэтому в ней сконцентрированы наиболее существенные для данного периода проявления психической активности детей. В игре проявляются особенности познавательной, волевой и эмоциональной сфер психической деятельности.
-
Презентация к логопедическому занятию "Посчитай. Автоматизация звука [Р]" 2025
Представлена презентация к логопедическому занятию по теме "Посчитай. Автоматизация звука [Р]".
-
Формирование смыслового чтения на материале лексической темы "Морские животные"
2025
Презентация создана на основе конспекта занятия «Формирование смыслового чтения на материале лексической темы «Морские животные» для применения на логопедическом занятии в ходе групповой или индивидуальной работы. Речевой материал рассчитан для обучающихся 2–4-х классов при коррекции смыслового навыка чтения. Может быть использован полностью или частично при работе с детьми с ОВЗ более старшего возраста.
-
Трудности освоения предмета "математика" у младших школьников 2025
Математика в начальной школе закладывает фундамент логического мышления, способности анализировать и систематизировать информацию. Однако освоение этого предмета сопровождается рядом характерных трудностей. Особенно заметны они при решении текстовых задач, осмыслении числовых связей и сравнении чисел. Понимание причин этих сложностей помогает своевременно разработать эффективные методики поддержки младших школьников.
-
Конспект логопедического занятия "Дифференциация предлогов С–ИЗ" 2025
Представлен конспект логопедического занятия "Дифференциация предлогов С–ИЗ".
-
Содержание комплексной психолого-педагогической коррекция расстройств аутистического спектра у дошкольников 2025
Данная статья знакомит с содержанием комплексной психолого-педагогической коррекцией расстройств аутистического спектра у дошкольников. Раскрывает особенности, направления, последовательность работы с детьми с РАС.
-
Конспект занятия по формированию произношения и развитию слухового восприятия 2025
Цели занятия: умение пользоваться внятной членораздельной речью, отвечать на вопросы, произносить в речи звук Ч; развитие ритмико-интонационной стороны устной речи, правильно пользоваться правилами орфоэпии; воспитывать стремление к правильному произношению; воспитание патриотизма к Родине; формирование произношения и развитие слухового восприятия.
-
Методическая разработка по экологическому воспитанию «Путешествие по страницам Красной книги Рязанской области» 2025
Путешествие по страницам Красной книги даёт учащимся возможность изучить растения и животных, занесённых в неё, ответить на многие вопросы, связанные с тем, какие исчезающие и редкие представители обитают на территории области, в которой живут дети, в данном случае – Рязанской, а также внести свой посильный вклад в сохранение разнообразия природы родного края.
-
Использование дидактических игр и игровых упражнений на уроках ручного труда в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида 2025
Реализация при обучении ручному (занимательному) труду образовательных, коррекционно-воспитательных и практических задач в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания ручного труда с другими учебными предметами. Особенно с развитием устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности («окружающий мир»), математикой, изобразительным искусством. Процесс обучения ручному труду следует строить так, чтобы знания, полученные на других уроках, использовались на уроках ручного (занимательного) труда, повышали интерес учащихся к изучению этого предмета, показывали жизненную необходимость полученных знаний.
-
Программа по профилактике и коррекции семейного неблагополучия в условиях сельской школы 2025
Цель программы: поиск новых подходов в работе с неблагополучной семьей, оптимальных форм и методов психолого-педагогического воздействия для коррекции и оздоровления детско-родительских отношений.
-
Театральная деятельность как инструмент сопровождения детей с миграционной историей 2025
Наша школа выбрала как вариативный метод работы с детьми-мигрантами и способ включения родителей, как в русскую культуру, так и в школьную жизнь ребенка – театральную деятельность.
-
Урок по предмету "Математические представления". Геометрические фигуры 2025
Задачи урока: закрепить знания об изученных геометрических фигурах (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, овал); повторить основные цвета; продолжать упражняться в счете в пределах 5; продолжать учить ориентироваться в числовом ряде от 1 до 5.
-
Конспект урока по предмету "Математические представления". Числовой ряд от 1 до 9. Составление и решение примеров на сложение и вычитание 2025
Цель урока: обобщение и систематизирование знаний обучающихся при решении примеров на сложение и вычитание в пределах 9-ти.
-
Обобщающий урок чтения по произведениям русской литературы XIX–XX в. 2025
Цель урока: обобщить знания учащихся о прочитанных произведениях.
-
Нейропсихологические приемы в работе учителя-дефектолога 2025
В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей со сложной структурой дефекта. Справиться с возникшими проблемами при помощи коррекционных игр и упражнений детям и взрослым помогают учителя-дефектологи. Если возникают трудности с восстановлением какой-либо нарушенной функцией, специалист ищет способ эту функцию компенсировать (заместить другой). При этом замечается, что в современном меняющемся мире традиционные психолого-педагогические методы уже не так справляются со своей задачей, как раньше. Поэтому на помощь традиционным методам приходят новые, например, такие как нейропсихологические.
-
Влияние дефектов речи на психическое развитите детей 2025
Речевой дефект может быть выражен в незначительной степени. Для его компенсации и устранения ребенку будет достаточно коррекционных занятий в детском саду. Но в случае тяжелого нарушения речи ребенку требуется интенсивная коррекционно-образовательная программа, включающая специализированное оборудование, индивидуальный подход и другие необходимые условия. Детям с дефектами речи необходимы упражнения и занятия, которые позволят нивелировать затруднения в мыслительной деятельности. В ходе коррекционной деятельности необходимо тесное сотрудничество всех участников образовательного процесса. В первую очередь необходимо своевременная диагностика, коррекционно-педагогическая и профилактическая помощь. Для успешной и плодотворной педагогической работы с ребенком, имеющим отклонения в речевом развитии, необходим комплексный подход.
-
Особые образовательные потребности обучающихся с РАС 2025
Расстройство аутистического спектра накладывает отпечаток на характер и динамику психического развития ребенка, определяет сопутствующие трудности, влияет на прогноз социального развития. Вместе с тем, вне зависимости от этиологии степень нарушения (искажения) психического развития при аутизме может сильно различаться. При этом у многих детей диагностируется легкая или умеренная умственная отсталость, вместе с тем расстройства аутистического спектра обнаруживаются и у детей, чье интеллектуальное развитие оценивается как нормальное и даже высокое.
-
Открытый урок "Правила личной гигиены" 2025
Цель урока: Раскрыть понятие «Личная гигиена». Планируемые достижения: усвоить, что нужно соблюдать правила личной гигиены для сохранения здоровья, научиться правильно мыть руки и лицо, заботиться о своём здоровье.
-
Основные условия, методы и формы организации образования младших школьников с РАС 2025
Согласно мониторингу, проведенному Федеральным ресурсным центром по организации комплексного сопровождения детей с аутизмом, количество таких учащихся увеличивается с каждым годом. При этом значительный рост числа школьников с РАС не сопровождается увеличением количества специалистов сопровождения, поэтому так важно, чтобы все сотрудники школ, в которых обучаются дети с аутизмом, понимали какими должны быть специальные образовательные условия для эффективного обучения данной категории обучающихся.
-
Технологическая карта урока математики в 1-м классе с ОВЗ. Тема: «Состав числа 10» 2025
Цель урока: знакомство с составом числа 10.
-
Театрализованная деятельность как средство развития речи, памяти, познавательной активности у учащихся с умственной отсталостью в начальной школе 2025
Опыт работы и длительные наблюдения показывают, что театрализованная деятельность один из эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка с ОВЗ, который способствует формированию и коммуникативных навыков, чувства коллективизма, ответственности друг за друга. Благодаря чему ребёнок с нарушением интеллекта преодолевает робость, неуверенностью в себе, связанную с трудностями общения.
-
Методическая разработка "На пороге взрослой жизни" 2025
В настоящее время основная деятельность в отношении детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) направлена на раннюю помощь или помощь для дошкольников. Но на вопрос взросления и полового созревания часто не обращают должного внимания. В специальных коррекционных классах для детей с ОВЗ подросткам обычно не объясняют, что происходит с их организмом в период полового созревания, а в семьях не принято говорить об отношениях ребёнка с противоположным полом. В лучшем случае, родители хотят дать какую-нибудь книжку или страничку в интернете, чтобы дети сами все посмотрели и поняли. В худшем, остро реагируют на малейшее упоминание этой непростой темы. Как бы взросление не пугало, это неотъемлемая часть жизни. Меня волнует данная тема, и я считаю, что сексуальное просвещение в стенах школ сегодня как никогда необходимо, потому что в большинстве случаев дети могут получить и получают сведения через Интернет и социальные сети.
-
Дискалькулия у младших школьников: пути преодоления и профилактики 2025
В последнее время наблюдается тревожная тенденция — увеличение числа младших школьников с признаками дискалькулии. Это специфическое расстройство, при котором ребёнок испытывает трудности в освоении базовых математических навыков, таких как счёт, сравнение чисел, выполнение простейших арифметических операций. При этом ребёнок может демонстрировать сохранный интеллект, интерес к учёбе и хорошее развитие в других областях. Нарушения математических способностей чаще всего обусловлены незрелостью или нарушениями в работе нейронных связей, особенно в левом теменно-височном участке мозга, отвечающем за числовую информацию, количественные представления и пространственную ориентировку. Профилактика дискалькулии должна начинаться задолго до школьного возраста. Уже на дошкольном этапе необходимо систематически развивать у детей математические представления: формировать понимание количества, величины, формы, порядка, развивать логическое мышление и пространственные представления. Игровые методы, дидактические игры, включение математики в повседневную деятельность ребёнка — всё это способствует формированию прочной основы для дальнейшего обучения.
-
Интеграция искусства в образовательную деятельность 2025
В современном мире интеграция искусства в образование продолжает развиваться благодаря новым подходам и методологиям. Одним из популярных подходов является STEAM-образование (Science, Technology, Engineering, Art and Mathematics), которое объединяет естественнонаучные дисциплины с искусством. Этот подход направлен на стимулирование креативности, критического мышления и междисциплинарного взаимодействия среди учащихся. Арт-терапия также становится всё более популярной в образовательных учреждениях, особенно в работе с детьми с особыми потребностями. Она помогает развивать эмоциональную устойчивость, улучшает социальные навыки и способствует личностному росту.
-
Особенности работы с гиперактивными детьми 2025
Гиперактивность встречается довольно часто среди детей дошкольного и младшего школьного возраста. По разным данным, она диагностируется у 3–7% детей во всём мире. Это значит, что практически в каждой группе детского сада или классе школы есть ребёнок с признаками гиперактивности.
-
Праздник красивой речи в средней группе компенсирующего вида для детей с ТНР «Весна красна, с чем пришла?» 2025
В статье предлагаем читателям совместную работу при тесном взаимодействии педагогов. Сценарий разрабатывали учитель-логопед, воспитатель группы, музыкальный руководитель. Это сценарий речевого праздника, с применением игровых технологий, театрализация, в народном стиле, с использованием русских народных хороводных игр, запевок потешек, костюмов. Современные игры на основе стихов были аранжированы музыкальным руководителем под народный стиль. Праздник, разработан для детей среднего возраста, посещающих группу компенсирующего вида с тяжелым нарушением речи. Дети поступили в группу с общим недоразвитием речи первого уровня. Дети простимулированы к использованию красивой речи, появляется огромное желание следить за произношением поставленных звуков. Родителям и присутствующим гостям праздника были продемонстрированы наглядно еще раз приемы речевой работы с детьми, что является очень важным моментом перед летними отпусками. Праздник красивой речи – отличное средство при работе с детьми с ОВЗ и их семьями.