В последнее время существенно возрастает количество детей с расстройствами аутистического спектра (далее по тексту – РАС). Стратегии развития инклюзивного образования обуславливают возрастающее количество детей с РАС поступающих на обучение в условия общеобразовательной школы. В этой связи, одной из актуальны проблем является психологическая адаптация ребенка с РАС к условиям общеобразовательной школы.
Проблема психологической адаптации ребенка с РАС к условиям общеобразовательной школы описана в работах И.Ю.Асеевой, В.В.Алексеева, А.А.Волкова, Т.А.Бондарь, И.Ю.Захаровой, М.С.Михаленковой, Н.Я.Семаго и др. Перечисленные авторы сходятся во мнении, что психологическая адаптация ребенка с РАС к условиям общеобразовательной школы требует создания специализированной среды, включая структурирование пространства и использование визуальных материалов, а также применение методов поведенческой терапии и альтернативной коммуникации. По мнению авторов, важно обеспечить учет сенсорных особенностей ребенка и его индивидуальных потребностей, а также наладить эффективное взаимодействие специалистов и родителей [1; 2; 3;. 4; 7].
О.С. Никольская пишет о том, что ребенок с РАС при поступлении в условия общеобразовательной школы может испытывать существенные трудности, связанные с новым видом ведущей деятельности (учебная деятельность). Ребенок с РАС может характеризоваться коммуникативными, эмоционально-волевыми и поведенческими нарушениями [6].
Н.Я.Семаго, Т.Ю.Хотылева и др. пишут о том, что при адаптации ребенка с РАС к условиям общеобразовательной школы в первую очередь предполагает создание благоприятной среды с учетом следующих компонентов:
- Структурирование пространства – организация учебного места таким образом, чтобы оно было четко структурировано, помогало ребенку ориентироваться и чувствовать себя безопасно.
- Визуализация – использование визуальных расписаний, карточек-подсказок и других визуальных материалов, чтобы сделать учебный процесс более понятным и предсказуемым.
- Учет сенсорных особенностей – минимизация отвлекающих факторов (шум, яркий свет) и создание комфортных сенсорных условий [7].
В.В.Алексеева, А.А.Волков и др. указывают, что при обучении ребенка с РАС в условиях инклюзии важнейшим условием является индивидуальный подход, который реализуется через:
- обучение альтернативной коммуникации;
- поведенческую терапию [1].
В своей практике работы на должности школьного психолога мы используем поэтапное планирование психологической работы по адаптации ребенка с РАС к условиям общеобразовательной школы. Данное планирование включает в себя следующие этапы:
- Диагностический этап.
- Планирующий этап.
- Этап коррекционно-психологической и консультативной работы.
- Оценочный этап.
Диагностический этап направлен на выявление возможных трудностей ребенка с РАС, которые могут возникнуть при обучении в условиях общеобразовательной школы. На диагностическом этапе в первую очередь оцениваются состояния;
- эмоционально-волевой сферы;
- когнитивной сферы;
- коммуникативной сферы;
- поведенческой сферы.
Для оценивания по описанных выше критериям используется метод беседы с родителями, методы инструментальной оценки, а также методы наблюдения учебной деятельности ребенка с РАС.
Планирование психологической работы является вторым этапом. На данном этапе проводится анализ данных, которые были получены в ходе диагностического этапа. На основе анализа выявляются ведущие трудности детей с РАС, которые могут обуславливать возможные трудности адаптации к условиям общеобразовательной школы. В последствии разрабатывается структурированное планирование коррекционно-психологической и консультативной работы. Данное планирование включает в себя следующие виды деятельности:
- консультирование родителей и педагогов по вопросам адаптации ребенка с РАС к условиям общеобразовательной школы;
- проведение психологических занятий с ребенком с РАС;
- психологическая помощь в создании среды для эффективной адаптации ребенка с РАС к условиям общеобразовательной школы.
Этап коррекционно-психологической и консультативной работы предполагает практическую реализацию описанных выше видов деятельности. Консультирование родителей по вопросам адаптации ребенка с РАС к условиям общеобразовательной школы направлено на преодоление родительских страхов на этапе обучения в 1-м классе, повышение родительских компетенций в вопросах адаптации ребенка с РАС к условиям общеобразовательной школы. Консультирование педагогов содержит описание методов и приемов педагогической работы, которые могут быть использованы при адаптации ребенка с РАС к условиям общеобразовательной школы с учетом индивидуальных особенностей.
Консультирование может быть организовано в 2-х форматах:
- индивидуальные встречи школьного психолога с родителями и педагогами;
- методические рекомендации.
Психологические занятия с ребенком с РАС направлены на преодоление трудностей ребенка с РАС, которые могут обуславливать эффективность школьного обучения. Нами используются как традиционные, так и нетрадиционные методы. Так, например, для коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у ребенка с РАС нами используются методы сказкотерапии, сюжетного рисования, песочной терапии. Для формирования учебного поведения нами используются методы АВА-терапии: визуальное расписание, поощрение желательного поведения, формирование учебных навыков и др.
Оценочный этап психологической работы является завершающим этапом. Данный этап проводится после первого полугодия обучения ребенка с РАС в условиях общеобразовательной школы. На данном этапе повторно используются методы диагностического этапа. Сопоставительный анализ данных диагностического и оценочного этапа позволяет определить эффективность психологической работы и по необходимости скорректировать ее содержание.
Таким образом, психологическая адаптация ребенка с РАС к условиям общеобразовательной школы представляет собой комплексный и четко спланированный процесс психологической работы, при этом, школьному психологу необходимо обеспечить вовлечение в данный процесс родителей и педагог. При определении содержания психологической работы важно проведение диагностик, направленных на выявление возможных трудностей при адаптации ребенка с РАС к условиям общеобразовательной школы. Содержание психологической работы строится с учетом индивидуальных особенностей (коммуникативных, когнитивных, эмоционально-волевых, поведенческих) ребенка с РАС.
Список литературы
- Алексеева В.В., Волков А.А., Шаргородская Л.В. Обеспечение доступности образования и социализации детей с расстройствами аутистического спектра и выраженными проблемами поведения в условиях общеобразовательной школы // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С.В. М.: МГППУ, 2013. С. 113-117.
- Асеева И.Ю. Психолого-педагогические условия обучения детей с расстройствами аутистического спектра в начальной школе // Проблемы педагогики. – 2016. – №12 (23). – С. 23–27.
- Бондарь Т.А., Захарова И.Ю. Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы: от индивидуальных занятий к обучению в классе. М.: Теревинф, 2012. 280 с.
- Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого-медикопедагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. М.: Генезис, 2012. 256 с.
- Гилберг К. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты / К.Гилберг, Т.Питерс. СПб.: ИСПиП, 1998. 312 с.
- Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М: Теревинф, 2007. 288 с.
- Семаго Н.Я., Хотылева Т.Ю., Гончаренко М.С., Михаленкова Т.А. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы. М.: МГППУ, 2012. 80 с.