Базовый учебник В.Я.Коровиной. Литература 5 класс. М.: «Просвещение», 2024 г.
Тема: «В.П.Астафьев Васюткино озеро» с использованием образовательной платформы Учи.ру».
Ключевые слова: дети с нарушением слуха, текст, образовательная платформа Учи.ру.
Цель: развивать умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.
Планируемые результаты:
- Личностные: Желание и умение пользоваться словесной речью (устной и письменной); постоянное пользование индивидуальными слуховыми аппаратами как важного условия, способствующего устной коммуникации; ответственное отношение к учению.
- Метапредметные: Воспринимать (слухозрительно/на слух) и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать свою точку зрения в диалогах, в устной монологической речи (в т.ч. с использованием устно-дактильной и при необходимости жестовой речи) и в письменных текстах.
- Предметные: Отвечать на вопросы, пересказывать фрагменты произведения. Характеризовать главного героя, составлять его словесный портрет. Высказывать своё отношение к событию, изображённому в произведении. Работать на платформе «Учи. Ру».
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, упражнения Учи.ру.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель. Спросите друг у друга, что мы изучали на прошлом уроке.
Ученики (задают друг другу вопросы, пользуясь экраном). Как называется произведение, которое мы прочитали? Кто автор? О чем это произведение? Учитель. Сегодня мы продолжим читать рассказ Виктора Астафьева «Васюткино озеро».
На уроке используется компьютерная презентация.
II. Основная часть
Откройте книги и найдите рассказ в оглавлении.
Учитель поочередно подходит к детям, предлагает тому или другому ученику прочитать вслух какой-нибудь отрывок, при необходимости исправляет произношение, предъявляя образец правильной речи за экраном.
Учитель. Как вы думаете, что мы будем делать дальше? (учащиеся дают разные ответы).
Нужно выполнить задания из упражнения №32 на Учи.ру. Повторите, что нам нужно сделать дальше.
Учащиеся повторяют.
1). Работа на Учи.ру.
Учитель. Задание 1. Рассмотрите внимательно иллюстрации (слайды 2, 3, 4, 5, 6) и выполните задание к ним.
Составьте план рассказа Виктора Астафьева «Васюткино озеро»: расположите названия эпизодов в том порядке, в каком эти эпизоды появлялись в иллюстрациях.
(Слайды закрыты)
- Васютку нашёл капитан
- Васютка заблудился в лесу
- Васютка отправился в лес за орехами
- Васютка нашёл рыбное озеро
- Озеро назвали в честь Васютки.
Запишите в тетради номера эпизодов в правильной последовательности. Например: 12345.
Учитель. Послушайте, я прочитаю план рассказа. Учащиеся воспринимают план на слух, проверяют у себя в тетрадях.
Гимнастика для глаз
Учитель. Прочитайте задание 2 (Учи.ру), выполним устно.
Дополните характеристику героя из рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро». Выберите верный вариант ответа из списка.
Учитель читает вариант ответа за экраном, ученики слушают и затем подтверждают или не подтверждают правильность ответа.
Васютка — главный герой рассказа «Васюткино озеро». Автор пишет, что он был похож на маленького (волка, мужичка). Оказавшись в трудной ситуации, он (собрался, растерялся), и это позволило мальчику пережить в лесу (несколько дней, одну неделю). Он любит (читать, гулять в лесу), знает местность, умеет определять (температуру, стороны света) без приборов. Он проявил себя (робким, смелым) мальчиком.
Учитель. Выполним 3 задание (Учи.ру). Прочитайте текст.
Учитель. Давайте поучимся выразительно читать текст. Что мы будем делать?
Ученики. Мы будем учиться выразительно читать текст.
Учащиеся поочередно читают текст. Учитель следит за выразительностью чтения, если надо, давая образец правильной речи в большинстве случаев за экраном; ученики воспринимают ее речь на слух и повторяют услышанное.
Текст.
В рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро» изображён герой, очень близкий к природе. Мальчик всю жизнь провёл в Сибири, много знает о местных птицах, рыбах и животных, прислушивается к окружающему миру. Теме природы в рассказе уделено большое внимание.
Учитель. Ответьте на вопросы.
Какими художественными средствами автор изображает природу? Вспомним, что такое эпитет, сравнение, олицетворение. (Слайд 7).
Выберите верный вариант ответа из списка.
Описывая туман, автор использует слово «клейкий»: это (эпитет, олицетворение, сравнение).
Автор передаёт цвет осенних листьев, упоминая кусочки свёклы: это (эпитет, олицетворение, сравнение).
Автор изображает осеннюю природу; например, он пишет, что лес «разделся»: это (эпитет, олицетворение, сравнение).
Учитель. Вам нравится рассказ? Что особенно запомнилось в рассказе?
Ученики (дают развернутые ответы на вопрос). Особенно понравилось описание о том, как мальчик не растерялся в лесу и т.д.
III. Итог урока
Учитель. Расскажите подробно, что мы сделали на уроке.
Учащиеся рассказывают, пользуясь экраном.
Учитель оценивает работу учеников на уроке.
IV. Домашнее задание
Пересказ эпизода «Васютка в лесу», используя иллюстрации и опорные слова (огромная птица, выстрелил в глухаря, развел костер, ощипал и перочинным ножом выпотрошил глухаря, испек в ямке под горячими углями, подстрелил пару уток и достал их палкой).