Русский язык
-
Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка "Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное". 3 класс 2005
Урок по теме "Имя существительное и имя прилагательное" проходит в игровой форме по здоровьесберегательной технологии.
-
Интеграция лингвистических и естественно-научных знаний, умений и навыков студентов специальности 0302 Русский язык и литература в процессе изучения раздела "Фонетика" 2005
Интегрированное занятие по современному русскому языку и возрастной анатомии, физиологии, гигиене на специальности 0302 Русский язык и литература проводится с целью рассмотрения физиологического аспекта изучения звуков речи в координации с двумя другими аспектами: акустическим и функциональным. Форма семинара-практикума способствует глубокому творческому осмыслению материала, воспитанию самостоятельности, формированию умений работать с научной литературой и навыков монологической речи, овладению методами и приемами исследовательской деятельности.
-
Урок — попурри из телепередач 2005
Урок обобщения и систематизации знаний учащихся по русскому языку проводится в форме дидактической игры. Воспитывает интерес к русскому языку, знакомит учащихся с разделами языкознания. Рекомендуется для проведения на уроках русского языка в четвёртых и пятых классах общеобразовательных школ.
-
Урок русского языка во 2 классе (1—4). Тема: "Уточнение знаний о разделительном мягком знаке. Правописание слов с разделительным мягким знаком" 2005
Вниманию коллег я хочу предложить конспект урока русского языка во 2-м классе по программе "Школа XXI века" под руководством Н.Ф. Виноградовой. Урок выстроен в чётком соответствии с методическими принципами деятельностного подхода данной системы. Все этапы связаны друг с другом, подчинены строгой логике изучаемой темы. Использование активных методов становиться элементом положительной мотивации ученика.
-
Урок русского языка в 6 классе по теме: "Роль личных местоимений в речи" 2005
Цели: Повторить основные сведения о личных местоимениях, изменение их по лицам, числам, падежам, родам (3 лицо); правописание местоимений; Выявить связь личных местоимений в употреблении их в стихотворной речи, произведениях народного творчества. Уточнение смысла стихотворений с помощью личных местоимений.
-
Урок русского языка по теме: "Имя прилагательное", 7 класс 2005
Использование принципов коррекционно-развивающего обучения, предложенных кандидатом педагогических наук Е.Д. Худенко, способствует коррекции и развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, восприятия), при помощи которых идет успешное усвоение учебной программы.
-
Программа элективного курса для 9-го предпрофильного класса "Деловой русский язык" 2005
Программа позволяет, во-первых, дать учащимся необходимые сведения об официально-деловом стиле и сформировать с опорой на них соответствующие стилистические умения, позволяющие составлять и редактировать деловые бумаги, во-вторых, предоставляет возможность учащимся научиться ориентироваться в мире профессий.
-
Урок-мастерская "Тайна слова". Русский язык, 8 класс 2005
Урок-мастерская, цели которого: Закрепление умения осознанно пользоваться различными выразительными средствами связи как средством для лучшего выражения мысли и передачи эмоциональной речи при анализе литературного текста и создании своего, развитие речи учащихся, расширение круга сведений о языковых и речевых средствах, характерных для художественной речи, повышение эффективности учебного труда учителя и учащихся путем создания атмосферы сотрудничества, воспитание нравственной ответственности за свой выбор.
-
Урок русского языка в 10-м классе по теме "Антонимы" 2005
Урок русского языка, задачи которого: закрепить и углубить знания учащихся по данной теме; повторить понятие синонимии и показать ее связь с антонимией: то и другое служат точному выражению мысли, авторской позиции; показать связь понятия со стилистическим и литературоведческим понятием антитезы, дать начальное представление об оксюмороне (поскольку более глубокое знакомство с этим приёмом будет при изучении творчества поэтов-символистов в 11 классе); способствовать обогащению речи учащихся.
-
Конспект урока по теме: "Стили речи" 2005
Урок "Стили речи" проводится в 7-м классе перед изучением творчества Н.В.Гоголя. Количество учебных часов в неделю - 4. Поэтому часто провожу уроки словесности; это экономит время и позволяет глубже изучать тему. В основе данного урока - работа по тексту с элементами лингвистического анализа. Небольшие по объему тексты (отрывки из художественного произведения, статьи и автобиографии) позволяют увидеть и сопоставить стилевые различия. Полученные на предыдущих уроках знания о стилях речи закрепляются практически. Лингвистический анализ позволяет обращать внимание на конкретное слово, выяснить причину его употребления. Повторяется пройденный материал: грамматические категории глагола, виды наречий по значению, структура словосочетаний, лексическое значение слова, устаревшие слова и их употребление. На уроке проводятся различные виды работ: чтение и анализ, разбор ключевых слов и понятий, ответы на вопросы, творческая работа. Уроки такого типа нравятся ребятам и позволяют разнообразить учебный процесс.
-
Урок развития речи "Идет-гудет Зеленый Шум…" Н. Некрасов (интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе) 2005
В методической разработке интегрированного урока развития речи в 5-м классе с использованием национально-регионального компонента сделана попытка адаптации материала к уровню развития учащихся среднего звена и привития интереса к познанию родного края, его особенностям, воспитанию чувства патриотизма, любви к своей малой родине. Урок нацелен на развитие творческих способностей учащихся, расширение их кругозора, повышение интеллектуального уровня и художественного вкуса.
-
Развитие "орфографического слуха" как один из приемов повышения орфографической грамотности учащихся (на примере изучения безударных личных окончаний глаголов в 5-х классах) 2005
Предлагаемые автором дидактические материалы представляют собою особый вид диктанта, позволяющего учителю развивать у учащихся орфографический слух, а следовательно, и орфографическую зоркость. Кроме того, они дают возможность педагогу, во-первых, рассредоточено проводить формирование и закрепление навыка правописания безударных окончаний глаголов, во-вторых, постоянно контролировать процесс усвоения орфографического правила и способа его применения на практике.
-
Урок-игра "Лингводилижанс" 2005
Русский язык - один из основных предметов в коррекционной школе. От того, как обучающиеся овладеют русским языком, зависит успешность прохождения всего программного материала. Нетрадиционная форма проведения урока позволяет активизировать мыслительную деятельность обучающихся, развивать познавательный интерес к родному языку, повышать уровень осознания изучаемого материала.
-
Заочная экскурсия по Кузбассу: зачетный урок "Имя числительное". Русский язык. 6 класс 2005
Учащимся предлагается, совершив заочную экскурсию по Кузбассу, проверить знания о числительном. Используемый на уроках русского языка краеведческий материал способствует формированию личности гражданина Отечества, воспитанию любви к малой родине и бережного отношения к родному краю, его истории, традициям, культуре, расширяет кругозор учащихся.
-
Повторительно-обобщающий урок русского языка по теме: "Фонетика" 2005
Повторительно-обобщающий урок по теме "Фонетика" предусмотрен общеобразовательной программой по русскому языку в 5-м классе с целью проверить знания и умения учащихся по теме: "Фонетика".Учитывая возрастные особенности пятиклассников, урок построен в форме путешествия по стране "Фонетика". В ходе урока происходит дифференцированная работа с постоянным наращиванием трудностей; выявление изученных понятий по теме; развитие творческих способностей учащихся.
-
Фонетическая зарядка 2005
Наиболее трудный раздел – фонетика. В практике чаще всего встречаются ошибки. Когда смешивают “звуки” и “буквы”, неправильно вычленяют звуки из слова, неверно определяют ударение в слове. Цель составленных и приведенных здесь заданий – углубить и укрепить знания по фонетике, развивать любознательность детей.
-
Составление опорного конспекта на уроках русского языка 2005
Опорный конспект является вторичным текстом, так как в нем в краткой форме передаются основные сведения текста исходного. Психологи отмечают, что преобразование учеником информации, перевод её в другую, более наглядную форму способствует лучшему пониманию и усвоению знаний, поэтому на своих уроках я уделяю большое внимание составлению опорного конспекта, считая его составление и запоминание одним из важных приёмов обучения.
-
Конспект урока по русскому языку в 5-м классе по теме: "Обращение" 2005
Урок-лекция по теме "Обращение" как одна из форм изучения нового материала, предусмотренная технологией ИОСО.
-
Критериально-ориентированная диагностика на уроках русского языка (по ИОСО) 2005
Наряду с традиционными оценками динамики продвижения учащихся в учебном процессе мы применяем и критериально-ориентированную диагностику (КОД), что дает нам возмозность продуктивно работать не только над качеством образовательного процесса, но и отслеживать сформированность ключевых компетентностей гимназистов, уровень познавательного интереса, определить правильность избранных приоритетов.
-
Страшная тайна волшебной сказки. Курс по выбору для 9-го класса 2005
Курс расширяет и углубляет познания девятиклассников в областях словесности и истории. Содержание курса позволяет обучающимся по-новому взглянуть на, казалось бы, знакомый материал - волшебную сказку. Сравнивая тексты народных сказок, характеризуя их персонажей и действия, знакомясь с некоторыми положениями исследователя-фольклориста В.Я. Проппа, школьники откроют исторические корни мотивов произведений устного народного творчества. Цель курса - формирование и выявление познавательного интереса обучающихся к дисциплинам образовательных областей "Филология" и "Обществознание".
-
Обобщающее занятие по теме: "Имя существительное" 2005
Сохранить интерес учащихся к русскому языку на протяжении его изучения помогают нестандартные уроки. Игра-путешествие позволяет сделать заключительный урок по теме "Имя существительное" привлекательным и интересным, заставляя волноваться, что является стимулом к овладению языком.
-
Обобщение и систематизация сведений написания гласной в приставках пре- и при- на уроках русского языка 2005
Работа по систематизации и обобщению знаний на уроках русского языка направлена на закрепление ранее приобретенных и формирование новых умений, соответствующих изучаемым видам орфографии. В результате такой работы у учащихся вырабатывается орфографическая грамотность, формируется орфографическая зоркость. Обобщению и систематизации полученных знаний, пониманию связей между орфограммами способствуют уроки-практикумы, на которых теоретические сведения закрепляются выполнением практических заданий.
-
Повышение эффективности коррекционной работы на уроках русского языка в условиях санаторной школы-интерната 2005
Выбор методов коррекции во многом зависит от причин индивидуальных особенностей личности школьников. Интерес к изучению русского языка создаётся за счёт использования необычных форм организации обучения и благодаря мотивации деятельности. Учителю важно своевременно выявлять и ликвидировать пробелы. Для этого в начале учебного года проводить диагностический диктант. Адаптивная система обучения помогает организовать учебный процесс в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся и корректировать основной недостаток младших школьников: неумения думать и действовать самостоятельно.
-
Открытый урок русского языка: "Тире между подлежащим и сказуемым", 9-й класс 2005
Основные цели урока - углубить знания кадет о постановке тире между подлежащим и сказуемым; знать трудные случаи постановки знаков препинания между подлежащим и сказуемым; отработать навык постановки тире; воспитывать ответственное отношение к учебному труду.
-
Контрольно-обобщающий урок по теме: "Все ли я знаю о причастии". 7-й класс 2005
В нашу школу направляются ребята, которые практически не посещали школу. Они запустили учебный материал, не умеют учиться, им просто неинтересно. Эти проблемы можно решить только в одном случае: попытаться привить интерес к предмету. На каждом уроке я стараюсь использовать художественные тексты воспитывающего характера, много рассказываю о жизни писателей и поэтов, стараюсь на их примере показать, что каждый сам творит свою судьбу.
-
Урок русского языка и литературы в 8 классе. Мастерская "Памяти В.П. Астафьева" 2005
Главная цель уроков развития речи и всего курса русского языка - освоение языка учащимися, но достичь этой цели возможно только включением учащихся в процесс создания реального языкового продукта - текста, постижения ими на собственном опыте закономерностей этой деятельности. Этапы урока "Памяти В.П. Астафьева"" подчинялись логике проведения мастерской. Первое задание - индуктор, наведение на проблему, затем - индивидуальная работа, обсуждение в группе, представление результатов обсуждения классу. Вопросов-индукторов спланировано три: КАК не заблудиться в жизни? КАК писать "затесь"? КАК вы оцениваете урок? Учащиеся выявляли закономерности создания текстов определённого типа - "затесей" В.П. Астафьева - и готовились к созданию собственных текстов по идеальному образцу.
-
Обучение русскому языку как неродному 2005
В статье рассматриваются вопросы организации обучения детей-мигрантов в русской школе, представлены пути наиболее эффективного усвоения русского языка как неродного.
-
Этимология фразеологизмов на уроках русского языка в 5–9-х классах 2005
Фразеология- это раздел науки о словах, изучающий устойчивые сочетания и обороты. Фразеологические обороты делают нашу речь образной, яркой, выразительной. Цель данной работы-осветить этимологию некоторых фразеологизмов в целях активизации их на уроках русского языка. Фразеологические обороты - это благодатный материал для закрепления разделов грамматики, обогащения словарного запаса, развития речи учащихся. Знание этимологии повышает познавательный интерес учащихся к изучаемому предмету и расширяет их кругозор.
-
Правописание е-и в чередующихся корнях 2005
В работе над орфограммами выделяются два последовательных этапа: с орфограммой, орфографическими правилами и формирование орфографических умений. Для восприятия учащимися изучаемой орфограммой необходимо на классной доске написать два слова с данной орфограммой, показав ее место в этом слове. Учитель в этих словах показывает изучаемую орфограмму и сообщает, что с ней он будет знакомить учащихся.
-
Самоанализ работы за 2003–2004 учебный год специальной (коррекционной) школы-интерната № 11 2005
В данной статье автор делится опытом работы самоанализа по русскому языку и чтению за учебный год. Автор считает, что повышение качества по предмету идет не только за счет оптимальных форм и методов обучения, но и следующих условий мотивации: - подбор соответствующего уровня сложности учебного материала; - соблюдение дидактических принципов доступности, посильности; - психологической комфортности, гуманизма. Банк заданий к урокам чтения, русского языка и развития речи позволяет увлечь детей и добиться положительных результатов. Самоанализ способствует поиску путей решения тех или иных задач.