Обобщение и систематизация материала по теме "Деепричастие"

Разделы: Русский язык


Цель урока:

  • закрепление сведений о деепричастии;
  • совершенствование навыка отличия деепричастий от других частей речи;
  • выработка умения правильно использовать и выделять деепричастия и деепричастные обороты;
  • преодоление ошибок в употреблении деепричастий;
  • развитие творческих способностей; воспитание любви и интереса к родному языку.

Продолжительность занятия: 40 минут

Оборудование:

  • оформление доски (плакат “музей русского языка”);
  • рисунки учеников на темы “портрет деепричастия”, “деепричастие в кругу семьи”, “деепричастия совершенного и несовершенного вида”;
  • грамматические сказки.

Ход урока:

1. Организационный момент (1 мин.).

Слово учителя:

Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Сегодня у нас урок-экскурсия в музей.

2. Основная часть.

Слово учителя (2 мин.):

На свете много разных музеев, а у нас есть свой “ музей русского языка”. В нем много разных залов, в каждом из которых представлены различные экспонаты: части речи, знаки препинания, части слов и многое другое. В последний раз мы заглядывали сюда совсем недавно, работали в зале “ причастие”, а сегодня мы сотрудники зала “деепричастие”. Нам нужно подготовить зал к открытию и быть готовыми рассказать посетителям музея об употреблении и правописании деепричастий. Итак, цель нашего урока – повторение сведений о деепричастии, полученных нами в ходе изучения темы. Посмотрим, кто у нас сегодня будет лучшим работником музея.

Представление “героя” музея:

– Сегодня “ герой” нашего музея – деепричастие. Мне нужен один “знаток” деепричастий (4 мин.).

Ученик получает подписанные конверты “Морфологические признаки”, “Синтаксическая роль”, “Значение”, “Вопросы”, выбирает ответы и прикрепляет на стенд. (Например, в конверте “Синтаксическая роль” есть карточки “подлежащее”, “сказуемое”, “определение”, “обстоятельство”, “дополнение”.)

Пока один “работник” выбирает карточки с признаками деепричастия, мы зайдем в портретную галерею. Посмотрите, каким запомнился “герой” нашему художнику (рисунок одного из учеников на стенде), и вспомним, что нам известно о деепричастии.

Учащийся у доски рассказывает признаки деепричастия.

– Обратите внимание на этот портрет “Деепричастие в кругу семьи” (рисунок на стенде).

Учащийся рассказывает о “происхождении” деепричастия.

– Послушаем ответ ученика-экскурсовода, работающего с карточками.

Теперь мы вспомнили все, что нам известно о деепричастии, давайте проведем конкурс на лучшего экскурсовода, хорошо знающего “в лицо” нашего “героя” (5мин.).

Выборочный диктант.

Выписать из текста деепричастия, выделить суффиксы, доказать, что выбранные слова – деепричастия (два человека работают у доски).

На девичник собираясь,
Вот царица, наряжаясь,
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним.

Но царица молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем всё шла да шла
И на терем набрела.
Ей навстречу пёс, залая,
Прибежал и смолк, играя.

Задумчивая ночь, сменив мятежный день,
На всё набросила таинственную тень.

- В следующем зале представлены деепричастия совершенного и несовершенного вида. Обратите внимание на портреты, расскажите, что вам известно о каждом.(5 мин.)

Распределительный диктант.

Распределить в две колонки деепричастия совершенного и несовершенного вида (работа по вариантам), выделить суффиксы.

Победив неприятеля, исполняя долг, собираясь в поход, купаясь в реке, склонившись к земле, прочитав в газете, заигравшись с сестрой, заснув после обеда, листая журнал.

Ученики проверяют правильность выполнения работы в парах.

– Деепричастия, как мы уже поняли, очень дружелюбные части речи, они нередко появляются со своими верными слугами – зависимыми словами. Как мы называем эту компанию? (Деепричастный оборот).

– Переходим к следующему этапу проверки. Послушайте грамматическую сказку, написанную ученицей, и расскажите, как на письме выделяется деепричастный оборот (прослушивание грамматической сказки, написанной ученицей).

– Следующее задание по группам: сильные ученики выполняют упражнение № 133 в “Подсказках на каждый день”, остальные выполняют задание, написанное на доске:

Списать, вставить пропущенные буквы, графически объяснить знаки препинания, назвать автора текста (8 мин.):

Как хлебный колос подреза...ый серпом как молодой барашек почуявший под сердцем смертельное железо повис он головой и повалился на траву (не) сказавши ни единого слова.

Следующий зал называется кунсткамера. Здесь представлены “изуродованные” предложения. Надеюсь, что такие примеры с неправильным употреблением деепричастий скоро будут только музейными экспонатами (4 мин.).

Гимнаст, выполнив норму мастера спорта. Заигравшись до позднего вечера, мама очень на нас рассердилась. Прочитав книгу, мной овладела жалость.

Перепишите, исправьте ошибки (5 мин.)

– Прежде чем перейти к последнему этапу, запишем домашнее задание, которое указано на доске.

3. Подведение итогов занятия (10 мин.).

Сегодня многие хорошо потрудились, освежили теоретические знания, в классе много опытных “сотрудников музея”, получивших хорошие оценки (подведение итогов, выставление оценок). А теперь оставьте свои записи в “книге посещений” в виде ответов на тест. Наверное, лучшей благодарностью будут хорошие результаты (ученики до конца урока выполняют 10 мин тест).