Цели:
- развивать у старшеклассников критическое мышление, способности формулировать и аргументировать свою позицию с опорой на научное знание и на собственный опыт;
- формировать навыки написания эссе;
- содействовать воспитанию толерантности.
Задачи:
- повторить и закрепить материал по темам:
- виды эссе,
- стили речи,
- общество как сложная и динамичная система;
- развивать умение анализировать текст, рецензировать письменное высказывание;
- воспитывать внимательное отношение к работе каждого члена группы, доброжелательность, объективность в оценке результатов труда.
Сверхзадача: выработать единую систему критериев оценивания эссе на уроках русского языка и обществознания.
Форма урока: урок-практикум
Оборудование: раздаточный материал “Критерии оценивания эссе по обществознанию на ЕГЭ”, памятка “Как написать домашнее эссе”.
Предварительная деятельность учителей и учащихся:
- изучение теории написания эссе (учитель русского языка);
- знакомство с критериями оценивания эссе на ЕГЭ (учитель истории и обществознания).
Опережающее домашнее задание: за 10 дней до урока класс делится на 6 групп, назначается руководитель группы и выдаётся тема эссе. каждый учащийся создаёт эссе по данной теме.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Цель: сформировать у учащихся мотивированное отношение к изучаемому вопросу, актуализировать изучаемый материал.
II. Объявление темы и целей урока.
Учитель: “Хорошо писать – это в то же время хорошо мыслить, хорошо чувствовать и хорошо передавать, это иметь ум, душу и вкус”, – сказал Жан-Луи Бюффон, французский естествоиспытатель. Цель нашего урока: во-первых, учиться писать эссе, т.к. сочинения этого жанра вам предстоит создавать на экзаменах по всем гуманитарным предметам: литературе, русскому языку, иностранному языку, истории и обществознанию; во-вторых, развивать умение анализировать текст; в-третьих, учиться рецензировать высказывание.
III. Повторение изученного материала. Теоретическое лото.
Приёмы:
- Организация коллективной деятельности.
- Нахождение смысловых опорных пунктов.
- Формулирование суждений.
Задание: составить высказывание о жанре эссе, выбирая вариант ответа.
1. В переводе на русский язык эссе – это:
а) ткань,
б) опыт,
в) сплетение.
2. Философия, политика, критика, мораль, эстетика, идеология – это … эссе.
а) идея,
б) проблематика,
в) тематика.
3. Характерными чертами любого эссе являются…
а) исследование истории вопроса,
б) актуализация темы или проблемы,
в) размышления о будущем,
г) наличие экспрессивно-эмоциональных оценок.
4. Ведущая роль в произведениях этого жанра принадлежит:
а) личности автора,
б) критике известных научных фактов,
в) научному факту.
5. Структура эссе подразумевает:
а) строгую композицию,
б) свободную композицию,
в) разрозненные ответы на заданные вопросы.
6. Выстраивая эссе, следует помнить, что сочинения этого жанра имеют следующие элементы:
а) завязка,
б) кульминация,
в) вступление,
г) тезис,
д) развитие действия,
е) аргументы,
ж) эпилог,
з) перефразировка тезиса,
и) пролог,
к) окончание.
IV. Работа в группах.
Цели: развивать умение анализировать текст, воспитывать толерантность.
Приёмы:
- анализ текста,
- рецензирование.
- взаимодействие в ходе работы,
- поиск компромиссных решений.
Задание: обсудить эссе, созданные каждым членом группы; оценить в соответствии с предложенными критериями; выбрать лучшую работу для представления.
Темы эссе:
- “Мы не можем ждать милостей от природы после всего, что мы с ней сделали”. (В. Коняхин)
- “Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у неё – наша задача”. (И.Мичурин)
- “Прогресс – это движение по кругу, но всё более быстрое”. (Л.Л. Левинсон)
- “Прогресс есть замена одних неприятностей другими”. (Х. Эллис)
- “Революция – это переход от неправды к правде, от лжи к истине, от угнетения к справедливости, от обмана и страданий к прямолинейной честности и счастью”. (Оуэн)
- “Революция – варварская форма прогресса”. (Ж. Жорес)
V. Представление лучших эссе на общее обсуждение.
Цели:
- формирование устойчивых представлений об особенностях жанра;
- формирование навыков аналитической работы с источником информации;
- воспитание внимательного отношения к результатам работы другого человека;
- выработка единых критериев оценивания эссе.
Приёмы:
- Анализ работы, самоанализ.
- Ообобщение на основе выделенных смысловых концентров.
VI. Подведение итогов.
Как написать домашнее эссе
1. Изучите заданный на дом теоретический материал.
2. Уясните особенности заявленной темы эссе.
3. Продумайте, в чем может заключаться актуальность заявленной темы.
4. Выделите ключевой тезис и определите свою позицию по отношению к нему.
5. Определите, какие теоретические понятия, научные теории, термины помогут вам раскрыть суть тезиса и собственной позиции.
6. Составьте тезисный план, сформулируйте возникшие у вас мысли и идеи.
7. Напишите эссе в черновом варианте, придерживаясь оптимальной структуры.
8. Проанализируйте содержание написанного.
9. Проверьте стиль и грамотность; проверьте текст на соответствие основным признакам:
- тематическое, композиционное, стилистическое единство;
- связность;
- логичность;
- законченность.
10. Внесите необходимые изменения, напишите окончательный вариант.
Критерии оценивания эссе по обществознанию
При оценке ответа необходимо выделить следующие элементы:
- Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.
- Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.
- Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию |
Баллы |
Представлена собственная точка зрения
(позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт. |
4 балла |
Представлена собственная точка зрения
(позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт. |
3 балла |
Представлена собственная точка зрения
(позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт. |
2 балла |
Представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации. | 1 балл |
Проблема не раскрыта или дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания. | 0 баллов |
Максимальный балл | 4 балла |