Межпредметные связи при обучении написанию эссе

Разделы: История и обществознание, Русский язык


Цели:

  • развивать у старшеклассников критическое мышление, способности формулировать и аргументировать свою позицию с опорой на научное знание и на собственный опыт;
  • формировать навыки написания эссе;
  • содействовать воспитанию толерантности.

Задачи:

  • повторить и закрепить материал по темам:
    • виды эссе,
    • стили речи,
    • общество как сложная и динамичная система;
  • развивать умение анализировать текст, рецензировать письменное высказывание;
  • воспитывать внимательное отношение к работе каждого члена группы, доброжелательность, объективность в оценке результатов труда.

Сверхзадача: выработать единую систему критериев оценивания эссе на уроках русского языка и обществознания.

Форма урока: урок-практикум

Оборудование: раздаточный материал “Критерии оценивания эссе по обществознанию на ЕГЭ”, памятка “Как написать домашнее эссе”.

Предварительная деятельность учителей и учащихся:

  • изучение теории написания эссе (учитель русского языка);
  • знакомство с критериями оценивания эссе на ЕГЭ (учитель истории и обществознания).

Опережающее домашнее задание: за 10 дней до урока класс делится на 6 групп, назначается руководитель группы и выдаётся тема эссе. каждый учащийся создаёт эссе по данной теме.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Цель: сформировать у учащихся мотивированное отношение к изучаемому вопросу, актуализировать изучаемый материал.

II. Объявление темы и целей урока.

Учитель: “Хорошо писать – это в то же время хорошо мыслить, хорошо чувствовать и хорошо передавать, это иметь ум, душу и вкус”, – сказал Жан-Луи Бюффон, французский естествоиспытатель. Цель нашего урока: во-первых, учиться писать эссе, т.к. сочинения этого жанра вам предстоит создавать на экзаменах по всем гуманитарным предметам: литературе, русскому языку, иностранному языку,  истории и обществознанию; во-вторых, развивать умение анализировать текст; в-третьих, учиться рецензировать высказывание.

III. Повторение изученного материала. Теоретическое лото.

Приёмы:

  • Организация коллективной деятельности.
  • Нахождение смысловых опорных пунктов.
  • Формулирование суждений.

Задание: составить высказывание о жанре эссе, выбирая вариант ответа.

1. В переводе на русский язык эссе – это:

а) ткань,
б) опыт,
в) сплетение.

2. Философия, политика, критика, мораль, эстетика, идеология – это … эссе.

а) идея,
б) проблематика,
в) тематика.

3. Характерными чертами любого эссе являются…

а) исследование истории вопроса,
б) актуализация темы или проблемы,
в) размышления о будущем,
г) наличие экспрессивно-эмоциональных оценок.

4. Ведущая роль в произведениях этого жанра принадлежит:

а) личности автора,
б) критике известных научных фактов,
в) научному факту.

5. Структура эссе подразумевает:

а) строгую композицию,
б) свободную композицию,
в) разрозненные ответы на заданные вопросы.

6. Выстраивая эссе, следует помнить, что сочинения этого жанра имеют следующие элементы:

а) завязка,
б) кульминация,
в) вступление,
г) тезис,
д) развитие действия,
е) аргументы,
ж) эпилог,
з) перефразировка тезиса,
и) пролог,
к) окончание.

IV. Работа в группах.

Цели: развивать умение анализировать текст, воспитывать толерантность.

Приёмы:

  • анализ текста,
  • рецензирование.
  • взаимодействие в ходе работы,
  • поиск компромиссных решений.

Задание: обсудить эссе, созданные каждым членом группы; оценить в соответствии с предложенными критериями; выбрать лучшую работу для представления.

Темы эссе:

  1. “Мы не можем ждать милостей от природы после всего, что мы с ней сделали”. (В. Коняхин)
  2. “Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у неё – наша задача”. (И.Мичурин)
  3. “Прогресс – это движение по кругу, но всё более быстрое”. (Л.Л. Левинсон)
  4. “Прогресс есть замена одних неприятностей другими”. (Х. Эллис)
  5. “Революция – это переход от неправды к правде, от лжи к истине, от угнетения к справедливости, от обмана и страданий к прямолинейной честности и счастью”. (Оуэн)
  6. “Революция – варварская форма прогресса”. (Ж. Жорес)

V. Представление лучших эссе на общее обсуждение.

Цели:

  • формирование устойчивых представлений об особенностях жанра;
  • формирование навыков аналитической работы с источником информации;
  • воспитание внимательного отношения к результатам работы другого человека;
  • выработка единых критериев оценивания эссе.

Приёмы:

  • Анализ работы, самоанализ.
  • Ообобщение на основе выделенных смысловых концентров.

VI. Подведение итогов.

Как написать домашнее эссе

1. Изучите заданный на дом теоретический материал.

2. Уясните особенности заявленной темы эссе.

3. Продумайте, в чем может заключаться актуальность заявленной темы.

4. Выделите ключевой тезис и определите свою позицию по отношению к нему.

5. Определите, какие теоретические понятия, научные теории, термины помогут вам раскрыть суть тезиса и собственной позиции.

6. Составьте тезисный план, сформулируйте возникшие у вас мысли и идеи.

7. Напишите эссе в черновом варианте, придерживаясь оптимальной структуры.

8. Проанализируйте содержание написанного.

9. Проверьте стиль и грамотность; проверьте текст на соответствие основным признакам:

  • тематическое, композиционное, стилистическое единство;
  • связность;
  • логичность;
  • законченность.

10. Внесите необходимые изменения, напишите окончательный вариант.

Критерии оценивания эссе по обществознанию

При оценке ответа необходимо выделить следующие элементы:

  1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.
  2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.
  3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

Баллы

Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы.

Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа.

Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

4 балла
Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы.

Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются).

Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

3 балла
Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы.

Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов.

Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

2 балла
Представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации. 1 балл
Проблема не раскрыта или дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания. 0 баллов
Максимальный балл 4 балла

Приложение