Русский язык
-
Развитие языковой личности учащихся в условиях современной школы 2011
Автор статьи утверждает, что мотивацию усвоения языковой грамотности можно обеспечить, если: начинать обучение не с выработки отдельных операций, изолированных от целостной структуры, а с формирования того уровня организации письменной речи, на котором функционируют в единстве действие порождения смыслового содержания текста и действие его выражения; включить процесс усвоения письменной речи в деятельность словесного творчества учащихся.
-
Приемы компрессии текста в 9-м классе 2011
В процессе индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащиеся знакомятся с основными приемами сжатия текста. В ходе мастерской каждый ученик задействован, а использование учебных приемов "зигзаг", "мозаика" заинтересует самого равнодушного ребенка. Применение деятельностного подхода в обучении способствует получению прочных знаний. В качестве пропедевтической работы можно провести мастерскую в 8-х и даже в 7-х классах.
-
Технология самостоятельной учебно-научной и исследовательской деятельности 2011
В работе определены принципы проекта, ориентированные на сознательность освоения материала; цели и задачи; типологические признаки. Продукт проектной деятельности – научно-методическое пособие «Технология самостоятельной учебно-научной и исследовательской деятельности». В технологической карте указаны этапы проекта, индивидуальная и совместная деятельность учащихся и учителя, направленная на создание учебно-методического пособия.
-
Правописание наречий 2011
Цели урока: привитие навыков правописания -О и -Е на конце наречий после шипящих; совершенствование навыков правописания Н и НН в наречиях; формирование навыков написания наречий с суффиксами -А- и -О- (из-, до-, с-, в-, на-, за-); закрепление навыков дефисного написания наречий.
-
Как живешь, наречие?" 6-й класс, с использованием ИКТ 2011
Урок проводится в компьютерном классе с использованием интерактивной доски. Целью урока является систематизация знаний по теме "Наречие".
-
Это сказочное слово – глагол. 5-й класс 2011
Тема урока связана с предыдущими темами курса литературы – изучением литературных сказок и ранее с изучением народных сказок. Урок опирается на знание особенностей жанра сказки, при изучении русского языка – на знание значения глагола. Материал урока расширяет знания учащихся о группах глаголов по значению, об особенностях повествования как типа речи, раскрывает некоторые особенности жанра сказки, вдохновляя учащихся на самостоятельное творчество.
-
В гостях у Глагола Глаголыча. 5-й класс 2011
Повторительно-обобщающий урок русского языка в 5-м классе по теме "Глагол" с использованием презентации обобщает и систематизирует знания о глаголе как части речи и правилах правописания глаголов. Цель урока: развить, углубить и упрочить знания об этой части речи, прививать любовь учащихся к родной языку.
-
О пчелках, о меде и о русском языке 2011
Урок проводится в школе, активно внедряющей в практику обучения и воспитания здоровьесберегающие технологии. Рассказывая о пчеловодах, учитель пропагандирует здоровый образ жизни, доводит до сведения учащихся, что работа с пчелами трудоемкая, но интересная и полезная, а продукты пчеловодства необходимы для здоровья. На уроке обязательна работа со словарями. Одна из задач урока – формирование орфографических умений и навыков учащихся. На уроке дети повторяют различные виды разборов слов.
-
Изобразительно-выразительные средства звучащей речи. 5-й класс 2011
Автор знакомит учащихся с выразительными возможностями фонетического строя русской речи, учит учащихся самостоятельно выявлять роль звуков в создании поэтического образа.
-
Однородные члены предложения с союзами. 4-й класс 2011
Углубление знаний учащихся о связи между однородными членами предложения; развитие умения распознавать однородные члены предложения без союзов и с союзами; развитие орфографической зоркости, грамотности речи; воспитание внимательности, любви к природе, умения ценить её красоту.
-
Интегрированный урок (история + русский язык) "Награды Родины в нашем доме" 2011
Интегрированный урок по истории, русскому языку и краеведению, приуроченной к 65-летию Великой Отечественной войны. Цели урока: организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению знаний в области истории наград Советского Союза в период ВОВ, помочь осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала, способствовать развитию исследовательских способностей; стимулировать желание познания окружающего мира, человеческих ценностей и родословной своей семьи.
-
Урок-мастерская: М.М. Пришвин "Кладовая солнца". Герои сказки-были. 6-й класс 2011
Представлен урок-мастерская. Цель мастерской: раскрыть особенности характера героев сказки-были через их литературные портреты, чтобы понять их поступки в дальнейшем.
-
Предложения с обращениями. 5-й класс 2011
Конспект был составлен для проведения открытого учебного занятия в 5-м классе в рамках конкурса «Учитель года». Рассчитан на 30 минут. В приложения включены презентация к уроку, самоанализ, проверочная работа, кроссворд, предложения с обращениями из сказок А.С. Пушкина.
-
Урок письма в 5-м классе "Легко ли написать письмо?" 2011
Каждому человеку в жизни предстоит отправить немало писем – деловых, поздравительных, личных. Но всегда ли мы знаем, как правильно писать письмо? В этом поможет урок письма в 5-м классе. На уроке ребята познакомятся с эпистолярным жанром, со структурой письма и его этикетными особенностями.
-
Сочинение-описание по картине Г.Нисского "Февраль. Подмосковье". 5-й класс 2011
Цели урока: развивать устную и письменную речь учащихся; совершенствовать умения и навыки написания сочинения-описания; учить художественному видению окружающего мира, чувствовать красоту слова; воспитывать чувство радости и удовлетворения от процесса работы.
-
НЕ с существительными. 6-й класс 2011
Главная цель урока – формирование лингвистической и языковой компетенций. Обучающиеся должны знать условия слитного и раздельного написания не с существительным; уметь при помощи алгоритма применять данное правило на практике, различать частицу, приставку и часть корня НЕ.
-
Местоимение как часть речи. 6-й класс 2011
Цели урока: повторить и систематизировать полученные ранее знания о местоимении; дополнить полученные знания новыми; выделить параметры, по которым местоимения определяются как часть речи; формировать умение правильно пользоваться местоимениями в устной и письменной речи; вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике.
-
Понятие об имени числительном. 6-й класс 2011
Цели урока: дать понятие об имени числительном как самостоятельной части речи, раскрыть его семантику, морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию; развивать умение "видеть" числительные разных разрядов в тексте, сопоставлять эту часть речи с другими, имеющими значение числа.
-
Действительные причастия прошедшего времени 2011
Урок русского языка в 7-м классе призван познакомить с образованием действительных причастий прошедшего времени, вырабатывать умение находить изучаемую орфограмму и правильно писать её, повторить правило написания гласных в действительных причастиях настоящего времени.
-
Комплексный анализ текста. Д.С. Лихачев. Письмо пятнадцатое. "Про зависть" 2011
Данный урок разработан на основе "Писем о добром и прекрасном. Письмо про зависть". В процессе работы с текстом ребята узнают особенности публицистического стиля. Целью урока является подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения по тексту. Перед учениками ставится задача научиться формулировать основную проблему текста и комментировать ее; определять позицию автора и отражать ее в сочинении.
-
Как работают наречия в художественном тексте. 7-й класс 2011
Представлен урок развития устной и письменной речи учащихся, их речевой культуры. Для эффективного решения задач урока определен круг методически ориентированных художественных произведений русской классики и способы их использования для совершенствования культуры речи учащихся. Речевой аспект является приоритетным при определении содержания и методики проведения урока.
-
Основные способы образования слов в русском языке 2011
Урок знакомит учащихся с основными способами образования слов в русском языке. Урок проходит в 6-м классе по учебнику М.Разумовской. Используется презентация к уроку. Дети знакомятся со способами образования слов, учатся правильно определять способы образования слов, знакомятся с навыками построения словообразовательной цепочки.
-
Интегрированный урок (русский язык + краеведение) с использованием ИКТ по теме "Однородные члены предложения". 8-й класс 2011
Урок является завершающим по теме "Однородные члены предложения", поэтому целью урока являются совершенствование знаний и умений учащихся по теме, закрепление навыка постановки знаков препинания при обобщающем слове.
-
Загадка – не только для ума зарядка 2011
В работе показано, как при "подаче" нового слова для запоминания очень важно заинтересовать учащихся. Повысить познавательный стимул можно при помощи загадки. Использование загадок при ознакомлении с новым словом ценно еще и тем, что в тексте загадки раскрывается лексическое значение слова-отгадки, его признаки, связь с другими частями речи, роль в предложении.
-
Слова, дополняющие, "дорисовывающие" действия 2011
Урок проводится в 7-м классе и рассчитан на двухчасовую работу. Первоначальное знакомство с деепричастием как частью речи проходит в форме исследования. Ребята работают в малых группах, что снижает тревожность у детей, воспитывает умение сотрудничать, развивает чувство коллективизма, дает положительный эмоциональный настрой. В ходе работы ребята знакомятся с основными функциями деепричастия, решают поставленные перед ними задачи, делают необходимые выводы.
-
КВН "В стране имен числительных". 6-й класс 2011
Урок способствует развитию познавательных интересов обучающихся к предмету, формирует командное чувство, способствуя успешной работе слабых учащихся с успешными. Этот урок можно использовать на внеклассном мероприятии как одно из мероприятий декадника по русскому языку.
-
Причастие. Обобщение изученного. Работа по лексике и фразеологии при изучении нелексической темы 2011
Урок систематизирует знания о причастии; формирует умения находить причастие и определять его грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в причастии, выделять запятыми причастный оборот.
-
Основные группы односоставных предложений. 8-й класс 2011
На уроке использовалась групповая форма работы, задания для обучающихся с высокой мотивацией обучения. Освоение нового материала осуществлялось на примерах поэтических строчек С.Есенина. Урок направлен на развитие умений различать односоставные и двусоставные предложения, находить односоставные предложения, определять их роль в тексте.
-
Урок русского языка по теме "Систематизация и обобщение знаний по теме "Лексика" 2011
В связи с миграционными процессами во многих регионах России проблема преподавания русского языка как неродного является одной из наиболее актуальных. Практически повсеместно в группах занимаются учащиеся, которые владеют русским языком на разных уровнях. Этот факт весьма затрудняет работу учителя, делает ее трудоемкой и малоэффективной. Предложенный материал будет способствовать повышению уровня преподавания русского языка как неродного.
-
Лингвистический вечер для учащихся 6-х классов "Фразеологический калейдоскоп" 2011
Мероприятие проводилось с целью повторить тему "Фразеологизмы", расширить и углубить знания о синонимии и антонимии фразеологизмов. Оно призвано развивать умение использовать фразеологизмы в речи, умение работать с толковыми и фразеологическими словарями. Тем самым, проведя уроки и мероприятия такого плана, мы воспитываем любовь к русскому языку.