Приёмы создания системы лингводидактических упражнений игрового характера

Разделы: Русский язык


В современной школе учитель сориентирован на развитие личности обучаемого, следовательно, не может быть обойдён вопрос об использовании игры как средства активизации учащихся в процессе учебной деятельности.

Игровая деятельность при этом может использоваться:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы, раздела учебного процесса; как элемент более обширной технологии;
  • в качестве урока или его этапа; как технология внеклассной работы.

Понятие “игровые педагогические технологии”, появившееся в конце 90-х годов ХХ века, связано с достаточно обширной группой методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр.

В дальнейшей разработке понятия “игровая педагогическая технология” необходимо опираться на определённые концептуальные основы игровой деятельности:

  • игра внутренне присуща личности;
  • в игре происходит воспитание и образование, выступающие как всеобщая и необходимая форма психического развития детей;
  • игры в школе при регулярном применении их как метода обучения становятся средством, сознательно используемым в помощь учению, и тем самым приобретают подчинённое учению значение.

Обучение есть форма организации развития детей, а не самостоятельный процесс, происходящий наряду с развитием, а для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть, в процессе воспитания и обучения.

При всём разнообразии классификаций дидактических игры основополагающим принципом проведения любой из них на уроке является принцип открытой методики, который можно проиллюстрировать на следующем примере.

Студентам даётся задание подобрать дидактический материал по изучаемой теме, например, по теме “Фразеологизмы”. Ими подобран текст для учеников 5 класса из поэмы Н.В.Гоголя “Мёртвые души”:

О чём бы разговор ни был, Чичиков всегда умел поддержать его: шла ли речь о лошадином заводе, он говорил о лошадином заводе; говорили ли о хороших собаках, он и здесь сообщал очень дельные замечания; трактовали ли касательно следствия, произведённого казённою палатою, он показывал, что ему небезызвестны и судебные проделки; было ли рассуждение о бильярдной игре – и в бильярдной игре не давал он промаха; говорили ли о добродетели, и о добродетели рассуждал он очень хорошо, даже со словами на глазах; о таможенных надсмотрщиках и чиновниках - о них он судил так, как будто бы сам был и чиновником и надсмотрщиком.

Затем преподаватель и студенты совместно формулируют задание к упражнению дидактического характера:

Выпишите из текста слова и фразеологизмы со значением “говорить”.

На основе дидактического задания готовятся игровые задания, например, подобрать как можно больше фразеологизмов с глаголом “говорить”.

Класс делится на команды – малые творческие группы, оговаривается регламент выполнения задания, выдаются необходимые словари. Работа выполняется письменно. После выполнения задания представитель от каждой команды комментирует проделанное задание.

Эксперты (учитель и хорошо успевающий ученик) оценивают работу команд, выбирая в качестве критериев оценки: правильность, точность, быстроту. Работа анализируется и учениками, которым предлагается самим выставить себе оценку.

Студенты продумывают усложнение задания с целью усиления дидактического компонента, варианты студенческих заданий: подберите к найденным фразеологизмам фразеологизмы-синонимы/ фразеологизмы-антонимы, найдите тексты с данными фразеологизмами у других авторов.

Студентам необходимо определить вид игрового упражнения и возможность включения его в систему заданий учебника.

Любая игра будет во много раз эффективнее, если играть открыто, то есть обсудить со всеми участниками, цели проведения игры, возможности её усложнения, изменения, усовершенствования правила, формы проведения с той или иной учебной целью.

В таком обсуждении у студентов развиваются способности к организации игровой деятельности, закладывается фундамент профессиональной культуры.

Можно сказать, что обсуждение правил игры равно по значимости самой игре. Процесс обсуждения, согласования и освоения сложных правил, решение возникающих при игре разногласий, обращение к кодексу правил – прекрасная школа сложных взаимоотношений, которой так не хватает порой и педагогам. Это один из путей к гибкому мышлению, способному учесть сразу несколько точек зрения и при этом увидеть главное.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при классно-урочной форме работы происходит по следующим основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры (в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую);
  • учебный материал используется в качестве игрового средства (упражнения игрового характера);
  • выполнение задания связывается с игровым результатом.

Поэтапное включение игры в урок требует ориентации на следующие методические рекомендации.

На этапе подготовки игрового момента следует учитывать что:

  • игра должна быть построена на основе актуальной для участников игровой проблемы;
  • она должна быть адекватна умственным и личностным особенностям участников;
  • в игровом проекте должен присутствовать элемент импровизации, интеллектуальной свободы;
  • у игроков должна быть игровая мотивация – психологическая готовность к игре, “желание поиграть”.

Игры, направленные на развитие мышления должны отвечать законам следующей системы:

первая ступень - игры, требующие определённого уровня развития операций мышления (анализ, синтез, классификация);

вторая ступень – игры, требующие сформированности мыслительных действий (контроль, оценка, рефлексия);

третья ступень – игры требующие умения оперировать понятиями (сравнение понятий, анализ их содержания и объёма).

Методические рекомендации на этапе подготовки игры – создания проекта игрового момента, помогут перейти к этапу проведения игры – воплощению игрового замысла.

Этап непосредственного проведения игры требует от участников игрового проекта ряда качеств.

1. Игру следует проводить по принципу самообучения: участники должны быть направлены организатором игры на овладение знаниями и умениями. Оперировать вложенными в игру знаниями участники должны непреднамеренно, играя.

2. На этапе проведения должна быть полная ясность в правилах игры.

3. Конструктивной основой в игре должна стать проблемная ситуация. Участникам необходимо “преодолевать препятствия” для достижения цели, решения поставленной задачи, так как наличие элемента соревнования побуждает к мыслительному процессу, проявлению смекалки и творчества. При этом необходимо учитывать, что в основе соревнования должно лежать требование о равноценной подготовке всех участников – следует учесть возраст детей, иначе интерес к игре не проявляется.

4. Игру необходимо оснастить выразительными, безопасными, дидактически значимыми “игровыми” атрибутами: схемами, макетами, таблицами, карточками с заданиями.

5. Участников необходимо приучать к контролю и регулированию своих действий в игре. Для этого в системе игровых заданий нужно грамотно соотнести игровой и учебный материал, точно определить цель проведения того или иного игрового задания.

6. В процессе игровой деятельности нельзя забывать о юморе – сильнейшем педагогическом средстве. На этапе воплощения игрового замысла элементы юмора могут быть использованы в наименовании упражнения, в формулировке задания.

На этапе подведения итогов игры обсуждается её ход, предложения по её усовершенствованию, даётся методическое описание системы игровых упражнений.

В ходе обсуждения обращается внимание студентов на необходимость педагогической поддержки, выражающейся в игровых позициях учителя и ученика. Ученик – помощник учителя, а учитель – ученика. При такой постановке вопроса и регулярной реализации этого принципа можно рассчитывать на верный эмоциональный настрой.

Таким образом, анализ методики игрового проекта позволяет осознать студентам результативность дидактических игр, обеспечивается систематическим использованием игр; целенаправленностью программы; грамотным разделением игровых позиций; чётким определением учебной цели каждого игрового упражнения системы, в целом направленной на развитие познавательной активности и самостоятельности мышления.